Органы управления в Кыргызстане: во второй половине XIX и в начале XX века

Автор: Кубанычбек Уулу Нурсултан, Абдрахманов Б.М.

Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal

Рубрика: Исторические науки и археология

Статья в выпуске: 5-2 (80), 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье исследовается что в второй половины XIX века территория Средней Азии, в том числе Кыргызстан, была обращена к России. В результате произошли значительные изменения в общественно-политической, социально-экономической жизни местного населения. В статье представлена история органа частного управления Российской Империи, осуществлявшего свою деятельность в Кыргызстане с середины XIX века до начала XX века.

Российская империя, туркестанское генерал-губернаторство, система местного самоуправления, деловое администрирование, положения об управлении

Короткий адрес: https://sciup.org/170199346

IDR: 170199346   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2023-5-2-24-27

Текст научной статьи Органы управления в Кыргызстане: во второй половине XIX и в начале XX века

Известно, что кыргызское слово “болуш” – это форма общеславянского слова “волость”, изменяющаяся в зависимости от ритма фонетического произношения кыргызского языка. Это слово вошло в наш лексикон со времен Российской империи. Термин был известен у общеславянских народов еще со Средних веков и использовался в значении “власть” (власть), а позже “владеть” (владеть, владеть) [1, с. 75] в период установления русской власти на кыргызской земле слово “волость” использовалось в значении административной единицы. А его глава назывался “волостной управитель”.

У кыргызов слово “болуш” употреблялось для обозначения главы административной единицы (управляющего), а слово “болуштук” – для обозначения административной единицы, а именно территории.

В нашем исследовании мы также использовали слово “быть” для обозначения административной единицы (волости), а слово “быть” для обозначения ее правителя (волостного управляющего).

Многие другие слова, заимствованные из русского языка в дореволюционные времена, были произнесены местными жителями в соответствии с фонетическим ритмом их языка. Например, известно, что даже русское слово “уезд” наши предки произносили как “дом”, “уезд”.

Административно-территориальное устройство области. В соответствии со статьей 75 Положения об управлении туркестанским краем, принятого в 1886 г., было установлено, что оседлые части состоят из нескольких смежных, прилегающих друг к другу сельских общин, а кочевые части в соответствии со статьей 110 состоят из близлежащих деревень, расположенных по землям в зимнее время [3, с. 325-328] например, в 1909 году Ноокат-ская волость Ошского уезда состояла из Старо-Ноокатского, Ново-Ноокатского, Кара-Ташского, Киргиз-Атинского, Шан-кольского, Кошчанского, Кок-Белского, Кыркольского сельских общин. Также в Маргалынском уезде имелись сельские общины: караван, айтамга, Чавай, Коджо-Арык, Канды-Борбаш, алашан, Меркит, гереит-шорон [4, с. 71-72] следовательно, части были разделены на несколько сельских общин. А сельские общины были разделены на несколько сел и поселков.

Так как в кыргызских землях части начали формироваться по территориальному принципу только в период после второй половины XIX века, то и их названия были заимствованы из топонимов (ой-конимов, оронимов, гидронимов, этното- понимов, антропотопнимов и т.д.). Проанализировав названия кыргызских частей в Ферганской области, мы получили следующий результат:

  • 1)    названные части, присвоенные от названий племен (этнотопонимов), например: воин-Бостон, нойгут-Кыпчак, Найман, алкоголик, Кыркул, Лось, Саруу и др.;

  • 2)    от исторического названия долины, в которой образовалось подразделение, например: Кугарт, Ноокат, Ош, Лейлек и др.;

  • 3)    от исторического названия территории или населенного пункта, указанного как центр доли, например: доли Гульча, Куршаб, Кашкар-Кыштак;

  • 4)    примеры гидронимов на территории доли: Ак-Буура, язы и др.

В соответствии со статьей 76 Положения об управлении туркестанским краем, принятого в 1886 году, количество дыма в оседлых частях определялось губернским правлением в размере от 1000 до 2000 дымов, а в кочевых частях в соответствии со статьей 109-не более 2000 дымов [3, с. 326-328]. Ю.Д. в своем труде “итоги 27-летия Управления Туркестанским краем” Южаков выделил от 6 до 12 сел (сельских общин). - К.У.Н.), или обозначает, что он состоит из 1000 или даже 800, 900, 2000 или даже более дымов [5, с. 24]. Основной причиной того, что деловые и сельские административные единицы измерялись количеством дыма в размерах, установленных Положением, был закон, обеспечивающий баланс, удобство в вопросах управления и сбора налогов.

Тем не менее, из архивных, статистических источников часто можно встретить, что количество дыма в частях было меньше или больше, чем указано в положении. По этому поводу Пален также приводит в своем отчете таблицу, в которой пишет, что по 4 областям Туркестана из 269 кочевых частей в 29 числилось более 2000 дымов, а в 116 из 205 оседлых частей число дворов превышало 2000. Он даже указывает на то, что в 1 части Андижанского уезда Ферганской области, во 2 части Маргалан-ского уезда, в 1 части Кокандского уезда число хозяйств превышало 5000 [6, с. 70].

В так называемой книге списков населенных мест Ферганской области, изданной в 1909 году, указано, что в долине Гульча, входившей в кочевой район Ошского уезда, было 2566 дымов, а в долине ущелья -2352 дыма. А в Ноокатском уезде, входящем в состав этого же уезда, было 3366 дымов, в Ак-Бууринском - 2457 дымов [4, с. 141-150].

Поскольку частицы, как мы отмечали выше, измерялись количеством дыма, их площади были разными. В 1911 году землемер Ошского уезда И.Н. На составленной Поповым карте Ошского уезда, разделенной на части, указаны границы и площадь его частей. По нему площадь Алайского уезда равнялась 5500 квадратных верст (квадратная верста равнялась 1,13806224 км2), а площадь уезда-950 кв. верст. В., Площадь ущелья 4400 кв. км. В., Окружающая площадь 650 кв. м. В. Площадь Ак-Буура 712 кв. км. В., Площадь 810 кв. м. В. Занимает площадь 289,35 км2. В. Площадь 113,60 кв. км. В. Занимает площадь 233,30 км2. В., Площадь истока - 122,10 кв. км. равнялась версте [7]. Как видно, несмотря на то, что население Алайского аймака в этот период было в 2 раза меньше, чем население Куршабского аймака, его площадь была в 8,5 раза меньше.

Исследование Палена показало, что границы (территории) частей, сельских общин и деревень в оседлых районах были достаточно четко определены, и в административном отношении они не были проблемой. А на кочевых и полузаселенных территориях вопрос о границах (территориях) мелких административных единиц представлял большую проблему. Кочевые части, как указано в положениях, формировались из соседних сельских общин по землепользованию в зимнее время в соответствии с местными условиями. Следовательно, при определении административной территории подразделений были основаны места их зимовки. Однако он отмечает, что территориальные границы деревень и частей четко не определены в административном делении населения [6, с. 87].

Кыргызы всегда стремились перейти от административно-территориальной едини- цы к устройству на традиционном племенном принципе. Одна из причин заключалась в том, что выборы должностных лиц проводились большинством голосов, в таких подразделениях власть переходила к более многочисленной группе, а права побежденного меньшинства были ограничены. Они вышли из состава этого подразделения и попытались объединиться со своими родственниками. Это, с другой стороны, привело к разделению определенных частей или деревень, а иногда и к объединению деревень или хозяйственных групп от одной части к другой [6, с. 87-88].

Административное деление частей осуществлялось русскими властями. Например, передача всей части из одного уезда в другой производилась Генерал-губернатором, а передача сельских общин из одной части в другую производилась с разрешения военного губернатора области [3, с. 326].

Департамент является органом управления. Управлял волостью волостной управитель, избираемый сроком на 3 года. В соответствии со статьей 83 положения об управлении туркестанским краем установлено, что на должность губернатора могут быть избраны лица старше 25 лет, не имеющие судимости, имеющие авторитет среди населения [3, с. 326].

В бытовой администрации имелся небольшой аппарат, непосредственно подчиненный бытовому, который состоял из самого бытия, кандидата в бытие, секретаря (писаря) и корреспондента (рассыльного). Булуш вел свою деятельность в основном со своим секретарем. Секретари часто были русского или татарского происхождения. Талып Молдо, ссылаясь на структуру долевого управления, отмечает, что “в состав долевого управления входили: Булуш; Кандат (человек, который заменит булуша в случае его смерти); Бесир (писарь)”. Далее автор пишет, что “бытовую работу ведет исключительно с бытием. Бесы были из России. Если Кандидат быть умер исполняющий его обязанности. Если бы не смерть, то у кандидата не было бы никако- го права танцевать” [8, с. 552]. победитель выборов, баллотирующийся на должность Болуша, утверждается кандидатом на должность болуша, а кандидат, занявший второе место по количеству голосов, утверждается кандидатом на должность болуша. На самом деле у кандидата не было власти, в то время как у кандидата была только номинальная должность. Однако в случае временного или окончательного ухода со своего срока пребывания в должности по какой-либо причине его обязанности возлагаются на кандидата. Как свидетельствуют архивные документы, в 1915 году на основании своего заявления (по состоянию здоровья – к.У.Н.) В связи с увольнением от должности полкового правителя гюльчинской волости, вместо него исполняющим обязанности полкового был назначен генерал-лейтенант Дейди Бекбо-тоев, назначенный приказом военного губернатора области от 4 декабря 1915 года №662 [9].

Как видно из приведенных выше примеров, главы Народной администрации действительно мало кто провел свой 3летний срок на белой службе. Эти деньги мало что значат для избранного управляющего, основная проблема заключается только в том, чтобы создать благоприятную среду, чтобы заработать больше денег и разбогатеть. Важно было попасть в число карьеристов, будучи “принятым в народ”, “чиновником” и “большим” [16, с. 157].

За три года из 98 делопроизводителей по Ферганской области 45 были признаны виновными в неумении управлять в деловой администрации, несправедливом исполнении своих обязанностей, незаконных действиях и т.д. Чуть более 45% были уволены российскими властями [21, с. 64] в то же время было установлено, что за усердную работу главы местной народной администрации могут быть награждены по усмотрению Генерал-губернатора почетной одеждой или денежными средствами из выделенной ему чрезвычайной суммы [3, с. 326].

Список литературы Органы управления в Кыргызстане: во второй половине XIX и в начале XX века

  • Этимологический словарь русского языка. Составитель: Крылов Г.А. - СПб., 2005. - 75 с.
  • Мудрый Калыгул: стихи, наставления, документальные рассказы, научные исследования. Создатели: Мусаев С., Акматалиев А. - С.: 2000. - 52 с.
  • Положение об управлении Туркестанским краем, полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. Т. VI: 1886, закон № 3814-Высочайше утвержденное Положение об управлении Туркестанским краем. - С. 325-328.
  • Список населенных мест Ферганской области, г. Скобелев, 1909. - С. 71-72.
  • Южаков, Н.Д. Итоги 27 - летнего управления Туркестанским краем. - СПб., 1891. - С. 24.
  • Палена К. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенный по Высочайшему повелению сенатором графом к.К.Паленом. Сельское управление: русское и туземное. - СПб., Сенаторская типография, 1910, Сост. 68-70.
  • Преп. - С. 19. 1-оп. Дело 33258, С. 49.
  • Спрос Изобилует. Изменения с приходом русских. // Сост. Генеалогия, история, наследие, традиции. Т. 2. - Бишкек, 1993. - 552 с.
Статья научная