Орнамент на подпружных пряжках из кимакских захоронений в Восточном Казахстане
Автор: Худяков Ю.С., Сиражева Б.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XXI, 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются находки костяных подпружных пряжек из раскопок Ф.Х. Арслановой в кимакских курганах из Зевакинского могильника в Восточном Казахстане. На внешней поверхности двух пряжек нанесен гравированный орнамент. Одна из пряжек украшена циркульным узором. На другой пряжке нанесены резные линии, образующие спиральные узоры и вытянутые фигуры. Прослеживаются разные варианты орнаментации костяных предметов в культурах средневековых кочевников. Находки подпружных пряжек, украшенных различными узорами, в кимакских курганах, раскопанных на Зевакинском могильнике в Верхнем Прииртышье, могут свидетельствовать о том, что в культуре кимаков в конце I тыс. н.э. начала складываться и получила некоторое распространение своя собственная культурная традиция орнаментации подобных предметов. В культурах других тюркоязычных кочевых народов, в том числе у древних тюрок и енисейских кыргызов в Саяно-Алтае и Центрально-Азиатском историко-культурном регионе, подобная традиция не прослеживается, хотя в памятниках этих культур найдено много роговых и костяных предметов, украшенных различными вариантами орнаментации. В древнетюркских погребениях с лошадьми в Туве, Минусинской котловине, на Тянь-Шане были найдены берестяные колчаны, украшенные костяными накладками, орнаментированными циркульными и волютообразными узорами. Фрагменты таких костяных орнаментированных накладок от колчанов были обнаружены в курганах культуры енисейских кыргызов IX-X вв. в Туве. Появление орнаментированных подпружных пряжек в памятниках культуры кимаков в Верхнем Прииртышье может быть связано с развитием своей оригинальной традиции орнаментации роговых и костяных предметов - принадлежностей конского убранства.
Восточный казахстан, культура кимаков, раннее средневековье, подпружные пряжки, орнамент
Короткий адрес: https://sciup.org/14522269
IDR: 14522269
Текст научной статьи Орнамент на подпружных пряжках из кимакских захоронений в Восточном Казахстане
Изучение археологических памятников на территории Верхнего Прииртышья, которые относятся к культуре кимаков и датируются эпохой раннего Средневековья, представляет большой интерес для исследователей кочевнических древностей не только Казахстана, но также Западной и Южной Сибири и других сопредельных районов Северной и Центральной Азии. Большой вклад в изучение археологических комплексов культуры кимаков на территории Северного и Восточного Казахстана внесли результаты раскопок археологических памятников, которые в течение нескольких десятилетий во второй половине XX в. проводила известная казахстанская исследовательница Ф.Х. Арсланова, которая много лет работала в Усть-Каменогорске. К настоящему времени ее основные работы, посвященные изучению памятников средневековых кочевников Верхнего Прииртышья, переизданы или впервые введены в научный оборот в Казахстане. В 2013 г. весьма значимый и информативный сборник ее научных статей и заметок по средневековой археологии Восточного Казахстана в очень хорошем полиграфическом исполнении был издан Филиалом Института археологии им. А.Х. Маргулана в Астане [Арсланова, 2013б]. В этом издании представлены как ранее опубликованные в различных сборниках, так и впервые изданные статьи этой исследовательницы, посвященные изучению памятников археологических культур кимаков и кыпчаков. В первой, развернутой и обстоятельной, статье этого сборника, посвященной анализу сопроводительного инвентаря из воинских захоронений ки-маков, изученных Ф.Х. Арслановой в разные годы в Зевакинском могильнике, которая ранее, при жизни исследовательницы, не публиковалась, приведены сведения о предметах вооружения, воинского и конского снаряжения из этого памятника. Среди принадлежностей конской сбруи в этой статье приводятся краткие описания нескольких костяных подпружных пряжек из погребений кимакских воинов. Они воспроизведены на качественных цветных фотоиллюстрациях [Она же, 2013а, с. 30, 84–85]. В числе данных принадлежностей конской сбруи есть костяные подпружные пряжки с орнаментом, украшение которых заслуживает целенаправленного изучения. Одна из таких пряжек со «стреловидным» окончанием, боковыми вырезами с обеих сторон и прямоугольным щитком была обнаружена в кургане № 145 [Там же, с. 30–31; рис. 3, 7]. Еще одна подпружная костяная пряжка с «заостренным концом и слегка закругленным противоположным краем», у которой не сохранился подвижный язычок, была 434
обнаружены в кургане № 254 [Там же, с. 42]. В составе сопроводительного инвентаря кимакских курганов, раскопанных в Зевакинском могильнике, было обнаружено еще несколько подпружных костяных пряжек, но без орнамента. Две отмеченные выше пряжки украшены различными вариантами орнаментации.
Одна из этих пряжек из кургана № 145 имеет дужку округлой формы, боковые вырезы и прямоугольный щиток. Она имеет проемы для закрепления и затягивания ремня и костяной подвижный язычок. Подобная форма пряжки является достаточно широко распространенной в культурах кочевников эпохи раннего Средневековья [Худяков, Табалдиев, 2009, рис. 21, 4]. Отличительной особенностью данной конкретной находки из Зевакинского могильника можно считать циркульный орнамент, которым покрыта внешняя поверхность пряжки, включая переднюю дужку и щиток, к которому крепился ремень. Некоторая часть изображений окружностей, нанесенных на поверхность пряжки, от времени стерлась. От циркульного узора остались только небольшие центральные округлые углубления (см. рисунок, 1 ). Вероятно, эта пряжка использовалась для затягивания подпружного ремня в течение достаточно длительного периода. В составе опубликованной коллекции имеется еще две подобных подпружных пряжки с округлыми рамками и приостренными концами, снабженные железными подвижными язычками, но без какой-либо орнаментации [Арсланова, 2013а, с. 84].
Другая орнаментированная костяная подпружная пряжка из кургана № 254 несколько иной формы. Она имеет прямоугольную форму с треугольным окончанием [Там же, с. 85]. Трудно согласиться с утверждением, что конец пряжки, противоположный треугольному окончанию «закруглен». Такое определение нуждается в уточнении. Скорее следует указать, что он перпендикулярно срезан по отношению к боковым сторонам. У этой пряжки два перпендикулярно расположенных проема для ремней и продольно расположенное овальное отверстие, в которое должен был вставляться подвижной язычок, не обнаруженный в ходе раскопок. Вероятно, он не сохранился. На внешней поверхности пряжки нанесен гравированный орнамент. На окончание треугольного выступа нанесена резная фигура, которая напоминает шляпку гриба. Ниже, с обеих сторон на треугольном выступе, выгравировано по два не одинаковой величины спиральных узора, которые расположены парами. Резная линия окаймляет верхний проем пряжки.
На боковых сторонах пряжки нанесены вытянутые фигуры, состоящие из двух параллельных полос разной ширины. Внутри широких полос с обеих сторон пряжки имеются гравированные изображения. Они представляют собой линии, на одном конце которых имеется разветвление, а другой конец соединен с полукруглой дугой, напоминающей якорь (см. рисунок, 2 ). В составе находок из Зевакинского могильника есть еще одна костяная пряжка аналогичной формы с подвижным костяным язычком, которая не украшена орнаментом [Там же, с. 84].
Рассматриваемые находки из Зевакинского могильника могут свидетельствовать о том, что в последние века I тыс. н.э. в кимакской культуре получила некоторое распространение традиция орнаментации отдельных костяных принадлежностей конского убранства, в том числе, подпружных пряжек, которая в это время не была характерна для культур других тюркоязычных и монголоязычных кочевников Центрально-Азиатского историко-культурного региона. Несмотря на то, что циркульный орнамент очень широко использовался для украшения различных костяных изделий номадами этого времени, древние тюрки и кыргызы не украшали им подпружные пряжки. В древнетюркских погребениях с конями в Туве обнаружены костяные накладки на колчан, украшенные циркульным орнаментом [Овчинникова, 2013, табл. XIII, 15–17]. Другие костяные и роговые изделия в составе предметного комплекса древнетюркских всадников, в том числе рукоять плети, кочедык и накладка на луку седла украшались волютообразным орнаментом [Трифонов, 2013, рис. 4, 6, 8]. Костяные накладки с полосами циркульного орнамента использовались для украшения горловины и приемника колчана кок-тюрками в Минусинской котловине [Худяков, 1988, с. 60–61]. Обломки костяных предметов с циркульным орнаментом встречены в памятниках енисейских кыргызов в Туве [Нечаева, 1966, рис. 20, 4 ; 22, 5 ]. Возможно, что у древних тюрок, енисейских кыргызов и кимаков существовали разные предпочтения в выборе орнамента для костяных и роговых изделий, относящихся к воинскому и конскому снаряжению. В отличие от костяных изделий, украшенных циркульным орнаментом, проследить аналогии линейным, спиральным узорам и фигурам, похожим на якорь, в памятниках кочевнических культур эпохи раннего Средневековья в Центрально-Азиатском историко-культурном регионе не удалось. Вероятно, появление орнаментированных подпружных пряжек в составе конского убранства в культуре

Орнаментированные костяные подпружные пряжки из Зевакинского могильника.
кимаков может быть связано с развитием своей самостоятельной традиции орнаментации костяных и роговых изделий в предметном комплексе кочевых племен, входивших в состав Кимакского каганата, отличной от древнетюркской и кыргызской, которая сложилась у них в эпоху раннего Средневековья.
Список литературы Орнамент на подпружных пряжках из кимакских захоронений в Восточном Казахстане
- Арсланова Ф.Х. Воинские захоронения кимаков в Зевакинском могильнике//Арсланова Ф.Х. Очерки по средневековой археологии Верхнего Прииртышья. -Астана: Филиал Ин-та археологии им. А. Х. Маргулана, 2013а. -С. 28-92. -(Мат-лы и исслед. по археологии Казахстана; т. III).
- Арсланова Ф.Х. Очерки по средневековой археологии Верхнего Прииртышья. -Астана: Филиал Ин-та археологии им. А.Х. Маргулана, 2013б. -405 с. -(Мат-лы и исслед. по археологии Казахстана; т. III).
- Нечаева Л.Г. Погребения с трупосожжением могильника Тора-Тал-Арты//Тр. Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции. -М.; Л.: Наука, 1966. -Т. II. -C. 108-142.
- Овчинникова Б.Б. Погребально-поминальный комплекс древних тюрок на могильнике Даг-Аразы//Древние тюрки в Центральной Туве (по материалам работ Саяно-Тувинской экспедиции). -СПб.: ЭлекСис, 2013. -C. 139-172.
- Трифонов Ю.И. Памятники древнетюркского времени в Центральной Туве//Древние тюрки в Центральной Туве (по материалам работ Саяно-Тувинской экспедиции). -СПб.: ЭлекСис, 2013. -C. 13-114.
- Худяков Ю.С. Древнетюркский орнаментированный колчан из могильника Терен-Кель//Изв. Сиб. отд-ния Акад. наук СССР. Сер. истории, филологии и философии. -1988. -Вып. 3. -С. 59-61
- Худяков Ю.С., Табалдиев К.Ш. Древние тюрки на Тянь-Шане. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2009. -292 с