Оружейная палата и посольский приказ в контексте культуры XVII века
Автор: Синявина Н.В., Волобуев В.А.
Журнал: Культура и образование @cult-obraz-mguki
Рубрика: Литературоведение
Статья в выпуске: 3 (50), 2023 года.
Бесплатный доступ
Русская живопись начала ХVІ века благодаря таланту Дионисия достигает наивысшего расцвета. Но уже в его творчестве можно заметить отход от традиционных сюжетов и почти всегда подчеркнутую декоративность, что свидетельствует о зарождении в русском искусстве парадно репрезентативного начала. Данная тенденция продолжила развитие в древнерусском искусстве ХVІІ века. Этой проблематике и посвящена данная статья, где рассматривается роль Оружейной палаты и Посольского приказа в развитии древнерусского искусства ХVІІ века. Авторы подчеркивают универсальность мастеров палаты, выполнявших и иконописные работы, и парсуны. Между иконой и парсуной в этот период можно обнаружить сходство технологии изготовления (использование дерева и темперных красок), но смысловое содержание двух жанров различно. В статье указывается, что знакомство с техникой западных мастеров (в частности, изучение русскими художниками линейной перспективы), привели к доминированию в отдельных произведениях портретной живописи над иконописью. В заключении делается вывод о том, что во второй половине ХVІІ в. начинает формироваться новая живописная система, опирающаяся на реалистическое восприятие действительности. Русские художники в тот период знакомятся с основными принципами западноевропейского светского искусства, элементы которого активно проникали в традиционно русские виды и жанры художественной культуры, приводя к их трансформации и появлению новых видов живописи.
Русское искусство, оружейная палата
Короткий адрес: https://sciup.org/144162852
IDR: 144162852 | DOI: 10.2441/2310-1679-2023-350-61-67
Список литературы Оружейная палата и посольский приказ в контексте культуры XVII века
- Биллингтон Дж. Х. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры. Москва: Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино. 2001. 1115 с.
- Боханов А. Н. Самодержавие. Идея царской власти. Москва: Русское Слово. 2002. 349 с.
- Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: В 2 кн. Кн. 1. Москва: Искусство. 1996. 315 с.
- Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси в ХIV - начала ХVI века. Москва - Ленинград: Издательство Академии наук СССР. 1955. 573 с.
- Калашников В. И. Дионисий. Москва: Белый город. 2013. 224 с.
- Кокорин А. А. Древнерусская икона и культура Запада. Москва: Издательство Московской Патриархии. 2012. 136 с. EDN: QSZTZV
- Лосский В. Н. Успенский Л. А. Смысл икон. Москва: Православный Свято- Тихоновский гуманитарный университет. 2014. 336 с.
- Черный В. Д. Искусство средневековой Руси. Москва: ВЛАДОС. 1997. 432 с.
- Успенский Л. А. Богословие иконы православной церкви. Москва: Московский Патриархат. 1989. 474 с.