Основания для признания лица заинтересованным в совершении сделки

Автор: Федорова И.И.

Журнал: Мировая наука @science-j

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 11 (32), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются основания для признания лица заинтересованным в совершении сделки, посредством которых выделяются общие для всех юридических лиц признаки заинтересованного лица, характеризующие его.

Сделка, заинтересованные лица, аффилированность, влияние, заинтересованность, контролирующее лицо

Короткий адрес: https://sciup.org/140264055

IDR: 140264055

Текст научной статьи Основания для признания лица заинтересованным в совершении сделки

Лицо признается заинтересованным в совершении сделки, если оно имеет потенциальную возможность оказывать влияние на принятие решения о совершении сделки как обществом, так и другой стороной сделки, а также посредником, поручителем, выгодоприобретателем.

В концепции российского законодательства заинтересованность в сделке - это объективное явление, оно не определяется субъективным отношением лица к своей способности влиять на совершение сделки, а обусловлено фактическими обстоятельствами, связанными с наличием установленных законом отношений заинтересованности. Это вполне обоснованно, иное привело бы к невозможности доказывания наличия сделки с заинтересованностью в конкретных правоотношениях.

В законах о хозяйственных обществах (п. 1 ст. 81 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» [1], п. 1 ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью») определен круг лиц, заинтересованность которых в сделке имеет значение для применения к ней особого порядка совершения. Такими лицами являются следующие:

  • -    члены совета директоров;

  • -    лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного

органа, в том числе управляющий либо управляющая компания;

  • -    члены коллегиального исполнительного органа;

  • -    лица, контролирующие общество;

  • -    лица, имеющее право давать обществу обязательные указания.

Вышеуказанные лица признаются заинтересованными в совершении сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) подконтрольные им лица (подконтрольные организации): являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке; являются контролирующим лицом юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке; занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица.

Из перечня заинтересованных лиц исключены случаи, определенные в уставе общества. То есть ранее уставом общества допускалось определение заинтересованности в иных случаях (например, ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»), что позволяло в суде недобросовестным участникам гражданского оборота ссылаться на обстоятельства, о которых контрагенты по сделкам должны были знать или предполагать их при должной осмотрительности.

Рассматривая «фигуру» заинтересованного лица, следует сказать об использовании в правоприменительной практике для ее квалификации понятия аффилированности. Ссылка в законодательстве на аффилированных лиц, наличие связи с которыми позволяла отождествлять лицо как заинтересованное в совершении тех или иных действий, придавала термину «аффилированность» широту использования, которая по формальным основаниям относила большое количество сделок к числу одобренных. Но в то же время, определение аффилированности посредством критериев, закрепленных в ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [2], во многих случаях исключало выявление действительной заинтересованности лица в совершении сделки.

Эти коллидирующие факты безусловно указывали на необходимость конкретизации понятия аффилированности в рамках их рассмотрения в общей структуре сделок с заинтересованностью. И так, после вступления в силу изменений, внесенные Законом от 3 июля 2016 г. № 343-ФЗ, 01.01.2017г. понятие «аффилированные лица» было исключено из критериев квалификации сделки в совершении которой имеется заинтересованность и подменено понятиями «контролирующие» и «подконтрольные» лица. При этом нововведенные, заимствованы из Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» без изменений и дополнений, что довольно странно и неоднозначно выглядит.

Понятие «контролирующее лицо» более конкретизировано определяет сделки с заинтересованностью посредством установления степени контроля над соответствующими лицами. Кроме того, такой подход соответствует положениям ст. ст. 53.2 и 67.2 ГК РФ.

С одной стороны, круг случаев заинтересованности сужен, во-первых, за счет закрепления закрытого перечня оснований заинтересованности (прописать в уставе дополнительные случаи нельзя), во-вторых, за счет включения в понятие подконтрольного лица лишь юридических лиц (исключая физических лиц, структуры без образования юридического лица и пр.).

С другой стороны, за счет включения в само понятие контролирующего лица таких категорий, как косвенный контроль и соглашения, в силу которых есть возможность голосовать в высшем органе управления или назначать иные органы общества, случаи оснований для признания лица заинтересованным значительно расширены. Это, в свою очередь, может повлечь риски, связанные со случаями неявной заинтересованности, особенно когда речь идет о многоотраслевых холдинговых структурах или неоднозначных трактовках положений соответствующих соглашений, например, в части права вето по отдельным вопросам, права поочередного предложения кандидатур в органы управления и т.п. [3].

Итак, несмотря на многогранность характеристик заинтересованного лица в законодательной базе, можно выделить общие для всех юридических лиц признаки заинтересованного лица, характеризующие его.

Во-первых, таким заинтересованным лицом является представитель юридического лица (например, руководитель, заместитель руководителя либо член органа управления юридического лица).

Во-вторых, такой представитель должен быть связан какими-либо отношениями зависимости с контрагентом юридического лица, например, корпоративными, трудовыми или родственными отношениями, либо такой представитель сам выступает в качестве контрагента юридического лица.

Список литературы Основания для признания лица заинтересованным в совершении сделки

  • Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1.
  • Закон РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"//Бюллетень нормативных актов. № 2-3. 1992. Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // СЗ РФ. № 17. 1996. Ст. 1918.
  • Маковкин В.А., Болычевская Е.С. Крупные сделки и сделки, в совершении которых имеется заинтересованность: отдельные подводные камни обновленных норм // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2016. № 12. С. 74-92.
Статья научная