Основания смыслогенеза в пространстве культуры: истоки, механизм, детерминанты
Автор: Михайлов И.С.
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 8, 2024 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена исследованию философской категории «смысл» и его влияния на пространство культуры. Приводится обзор становления понятия «смысл» в истории философии и разделение философских теорий смысла на три парадигмы: словоцентристскую, пропозициональную и деятельностную. Выявляются противоположные тенденции понимания смысла в аналитической и континентальной традициях. Для континентальной философии свойственно размывать границы смыслового поля от индивида к индивиду, что приводит к резкой субъективации смысла и, в наиболее радикальных теориях, - к отказу от возможности объективного понимания. Аналитическая философия, напротив, стремится к унификации смыслового пространства за счёт вынесения субъективного фактора за скобки теории. В последних исследованиях деятельностной парадигмы наметилась тенденция к преодолению этих крайностей и пониманию смысла как синтеза индивидуального разума и коллективной рациональности. Такое определение смысла позволяет вывести его из сугубо гносеологического пространства и проследить влияние смысла на становление пространства культуры.
Смысл, пространство культуры, парадигмы смысла, семиогенез, разум, рациональность
Короткий адрес: https://sciup.org/149146452
IDR: 149146452 | DOI: 10.24158/fik.2024.8.12
Список литературы Основания смыслогенеза в пространстве культуры: истоки, механизм, детерминанты
- Аверинцев С.С. Собрание сочинений. София-Логос. Словарь. Киев, 2006. 912 с.
- Аристотель. Сочинения: в 4 т. / под. ред. В.Ф. Асмус. М., 1976. Т. 1. 550 с.
- Басин Е. Знак, изображение, искусство (О семиотической концепции Чарлза Пирса) // Вопросы литературы. 1974. № 4. C. 166–187.
- Винюкова А.К. Концептуализация смысла в средневековой мысли // Вестник ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 2, № 4. С. 21–28.
- Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / пер. с нем. Л. Добросельского. М., 2018. 159 с.
- Гадамер Г.-Г. Философские основания XX века // Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 15–26.
- Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 1: Пролегомены к чистой логике / пер. с нем. Э.А. Бернштейн. М., 2011. 253 с.
- Жаринов С.А. Эрос и Агапэ: античная и средневековая философия любви: монография. Тюмень, 2019. 231 с.
- Ивлева А.Ю. Концепция символических смыслов Р. Барта // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион Гуманитарные науки. Филология. 2007. № 3. С. 104–111.
- Кособукова О.В. Развитие представлений о смысле и личностном смысле в отечественной психологии // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2009. № 1. С. 92–98.
- Кравец А.С. Философская теория смысла: монография. Воронеж. 2022. 298 с.
- Курдыбайло Д.С. Ономатология А.Ф. Лосева в контексте византийского богословия имени // Соловьёвские исследования. 2014. № 3 (43). С. 175–192.
- Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / пер. с древнегреч. М., 1990. Т. 1. 860 с.
- Рассел Б. Философия логического атомизма. Томск, 1999. 191 с.
- Рябушкина Т.М. Познание и рефлексия. М., 2014. 351 с.
- Соссюр Ф. Курс общей лингвистики / под общ. ред. М.Э. Рут. Екатеринбург, 1999. 425 с.
- Шаев Ю.М. Смысл в герменевтике: опыт семиотического анализа: монография. Пятигорск, 2010. 128 с.
- Шляков А.В. Плагиат: анализ культурных оснований оправдания // Общество: философия, история, культура. 2024. № 5. С. 42–47. https://doi.org/10.24158/fik.2024.5.5.
- Шпека К.А. Августин Блаженный о сотворении мира в трактате «О книге Бытия» // Проблемы истории, филологии, культуры. 2003. № 13. С. 280–285.