Основные идеи и концепты феминистской социальной эпистемологии

Автор: Воронина Ольга Александровна

Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 2 (30), 2017 года.

Бесплатный доступ

Феминистская эпистемология занимается изучением того, как гендерная система общества влияет на формирование концепций познания, познающего субъекта и практики исследования. Обращаясь к опыту женщин, феминистские теоретики убедительно показывают, что доминирующие в западной мыслительной парадигме познавательные практики основаны на отрицании эпистемологического авторитета женщин, принижении «феминных» когнитивных стилей и способов познания, создании социальных теорий, которые игнорируют опыт женщин и их интересы или делают гендерные властные отношения невидимыми. Более того, такие практики познания нередко производят знания, которые не являются полезными для людей, находящихся в подчиненном положении, или даже усиливают гендерные, расовые, этнические и другие социальные иерархии. Феминистские эпистемологи оспаривают эффективность многих априорно принимаемых тезисов классической науки, например, объективности, ценностной нейтральности позиции исследователя, эмоциональной отстраненности познающего субъекта от объекта познания и т.д. Центральный тезис феминистской эпистемологии заключается в том, что познающий субъект всегда находится в определенной социокультурной и личной ситуации, что неизбежно ведет к ситуативности познания. Именно поэтому феминистские философы сосредоточили внимание на определении роли социальных и политических ценностей в исследовании, оценке идеалов объективности и рациональности, доказательстве признания эпистемической ценности способов познания, символически обозначаемых как феминные, и необходимости реформирования структуры эпистемической власти. В статье проводится анализ того, как эти идеи были эксплицированы в различных течениях феминистской эпистемологии - феминистской позиционной эпистемологии, эмпиристском, постмодернистском и деколониальном направлениях. Автор полагает, что, несмотря на дискуссионность обсуждаемых в феминистской эпистемологии проблем и предлагаемых методов, необходимо признать важность их вклада в развитие социального и гуманитарного знания.

Еще

Феминизм, эпистемология, женский опыт, гендер, власть, постмодернизм, деколо-ниальный проект

Короткий адрес: https://sciup.org/147203236

IDR: 147203236   |   DOI: 10.17072/2078-7898/2017-2-141-151

Список литературы Основные идеи и концепты феминистской социальной эпистемологии

  • Мотрошилова Н.В. «Социальная эпистемология»: новые проблемы, дискуссии и дихотомии//Ценности и смыслы. 2011. № 5. С. 5-31.
  • Социальная эпистемология: идеи, методы, программы/под ред. И. Т. Касавина. М.: Канон+, 2010. 712 с.
  • Деблассио А. Новые тенденции в альтернативных эпистемологиях//Эпистемология и философия науки. 2010. Т. 23, № 1. С. 160-172 DOI: 10.5840/eps201023117
  • Potter E. Feminism and Philosophy of Science: An Introduction. L.; N.Y.: Routledge: Taylor & Fransis Group, 2006. 206 p.
  • Feminist Thought and the Structure of Knowledge/ed. by G. McCanney. N.Y.: New York University Press, 1988. 200 p.
  • Keller E.F. Reflections on Gender and Science. New Haven: Yale University Press, 1985. 193 p.
  • Feminist Approaches to Science/ed. by R. Bleier. N.Y.: Pergamon Press, 1986. 212 p.
  • Феминизм: перспективы социального знания/под ред. О. А. Ворониной. М.: ИФ РАН-ИНИОН РАН, 1992. 242 с.
  • Haslanger S. Ontology and Social Construction//Philosophical Topics. 1995. Vol. 23. P. 95-125 DOI: 10.5840/philtopics19952324
  • Haraway D. Situated Knowledge: The Science Question in Feminism and the Priviledge of Partial Perspective//Simians, Cyborgs, and Women: The Reinvention of Nature. N.Y.: Routledge, 1991. P. 183-203.
  • Bordo S. The Flight to Objectivity: Essays on Car-tesianism and Culture. Albany: State University of New York Press, 1987. 160 p.
  • Воронина О.А. Оппозиция материи и духа: ген-дерный аспект//Вопросы философии. 2007. № 2. С. 56-66.
  • Discovering Reality: Feminist Perspectives on Epistemology, Metaphysics and the Philosophy of Science/ed. by S. Harding, M. Hintikka. Dordrecht: Reidel, 1983. 332 p.
  • Harding S. Rethinking Standpoint Epistemology: «What is "Strong Objectivity?"»//Feminist Epis-temologies/eds. L. Alcoff, E. Potter. N.Y.: Routledge, 1993. P. 49-82.
  • Longino H. Subjects, Power and Knowledge: Description and Prescription in Feminist Philosophies of Science//Feminist Epistemology/eds. L. Alcoff, E. Potter. N.Y.: Routledge, 1993. P. 101-120.
  • Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. В чем специфика эпистемологии, гносеологии, методологии и философии науки? Эпистемология как «департамент мысли»/Библиотека «Полка букиниста». URL: http://society.polbu.ru/leshkevich_sciencephilo/ch 02_i.html (дата обращения: 26.02.2017).
  • Anderson E. Uses of Value Judgments in Science: A General Argument, with Lessons from a Case Study of Feminist Research on Divorce//Hypatia. 2004. Vol. 19, № 1. P. 1-24 DOI: 10.1111/J.1527-2001.2004.tb01266.x
  • Belenky M.F., Clinchy B.M., Goldberger N.R., Mattuck T.J. Women's Ways of Knowing: The Development of Self, Voice and Mind. L.: Basic Books Inc., 1986. 256 p.
  • Печенкин А А. От Куайна к феминистскому эмпиризму: кризис эпистемологии в современной философии науки//Философские искания: Московско-Петербургский сборник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. Т. 2. С. 193-214.
  • Rose H. Hand, Brain and Heart: a Feminist Epis-temology for the Natural Sciences//Signs: Journal of Women in Culture and Society. 1983. Vol. 9, № 1. P. 73-90 DOI: 10.1086/494025
  • Hartsock N. C.M. The Feminist Standpoint Revisited and other Essays. N.Y.: Westview Press, 1998. 272 p.
  • Flax J. Political Philosophy and the Patriarchal Unconscious//Discovering Reality: Feminist Perspectives on Epistemology, Metaphysics and the Philosophy of Science/ed. by S. Harding, M. Hintikka. Dordrecht: Reidel, 1983. Vol. 161. P. 245-281 DOI: 10.1007/0-306-48017-4_14
  • Smith D. The Conceptual Practice of Power: a Feminist Sociology of Knowledge. Boston: North Eastern University Press, 1990. 235 p.
  • Lugones M., Spelman E. Have We Got a Theory for You! Feminist Theory, Cultural Imperialism, and the Demand for «The Woman's Voice»//Women's Studies International Forum. 1983. Vol. 6, iss. 6. P. 573-581 DOI: 10.1016/0277-5395(83)90019-5
  • Клингер К. Позиции и проблемы теории познания//Пол, гендер, культура/под ред. Э. Шоре, К. Хайдер. М.: РГГУ, 2000. Вып. 2. С. 118-127.
  • Harding S. The Instability of the Analytical Categories of Feminist Theory//Sex and Scientific Inquiry/ed. by S. Harding, J. O'Barr. Chicago: University of Chicago Press, 1987. P. 283-302.
  • Braidotti R. Patterns of Dissonance: A Study of Women in Contemporary Philosophy. N.Y.: Routledge, 1991. 336 p.
  • Feminism/Postmodernism/ed. L. Nicholson. N.Y.; L.: Routledge, 1990. 360 p.
  • Hekman S. Truth and Method: Feminist Standpoint Theory Revisited//Signs: Journal of Women in Culture and Society. 1997. Vol. 22, № 2. P. 341365 DOI: 10.1086/495159
  • Fraser N. False Antitheses//Feminist Contentions/ed. by S. Benhabib, J. Butler, C. Drucilla, N. Fraser. N.Y.: Routledge, 1995. P. 59-74.
  • Тлостанова М.В. Деколониальные гендерные эпистемологии. М.: ООО ИПЦ «Маска», 2009. 386 с.
  • Lugones M. Heterosexualism and the colonial/modern gender system//Hypatia. 2007. Vol. 22, № 1. P. 186-209 DOI: 10.1111/J.1527-2001.2007.tb01156.x
  • Mohanty Ch.T. Under Western Eyes: Feminist Scholarship and Colonial Discourses//Feminist Theory: A Reader/ed. by W. Kolmar, F. Bartkowski. Mountain View, CA: Mayfield, 2000. P. 344-351.
  • Namaste V. Undoing Theory: The «Transgender Question» and the Epistemic Violence of Anglo-American Feminist Theory//Hypatia. 2009. Vol. 24, № 3. P. 11-32 DOI: 10.1111/J.1527-2001.2009.01043.x
  • Narayan U. Dislocating Cultures: Identities, Traditions, and Third-World Feminism. N.Y.: Routledge, 1997. 240 p.
Еще
Статья научная