Основные направления обеспечения энергобаланса в Узбекистане

Автор: Хаирова Динара Римовна, Ахмедов Отабек Бегижанович

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Экономические науки

Статья в выпуске: 6 т.6, 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются проблемы обеспечения энергетического баланса в Республике Узбекистан. Энергосистема Узбекистана является вертикально интегрированной структурой, которая основана на источниках выработки электроэнергии и распределительных сетей. Важная роль отводится в статье работам по вовлечению в энергетический баланс возобновляемых источников энергии в Узбекистане. Данные о потенциале возобновляемых источников энергии в Узбекистане, развитие альтернативной энергетики.

Республика узбекистан, топливно-энергетический комплекс, устойчивое развитие экономики, энергобаланс, энергоструктура, энергоемкость ввп, возобновляемые источники энергии, удельные капиталовложения, стоимость электроэнергии

Короткий адрес: https://sciup.org/14116177

IDR: 14116177   |   DOI: 10.33619/2414-2948/55/29

Текст научной статьи Основные направления обеспечения энергобаланса в Узбекистане

2020. Т. 6. №6

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice

УДК 332.145                                        

Одной из ключевых задач Антикризисной программы, осуществляемой в Узбекистане, является модернизация энергетики, сокращение энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) и внедрение эффективной системы энергосбережения. Повышение конкурентоспособности экономики, рост благосостоянии населения во многом зависит от рационального, научно обоснованного уровня использования электро- и энергоресурсов [15].

Ключевую роль в развитии экономики Узбекистана играет топливно-энергетический сектор: капиталовложения в этот сектор состовляют почти 50%, он дает 7% общего объема валового внутреннего продукта (ВВП). На сегодняшний день осуществляются мероприятия по достижению повышения эффективности использования мощностей электростанций, снижению удельной энергоемкости, сокращению доли природного газа за счет увеличения использования угля в процессе энергопроизводства, на основе модернизации, технического и технологического перевооружения предприятий, внедрения ресурсосберегающих технологий, и, как результат, обеспечение надежного и качественного снабжения потребителей электрической и тепловой энергией в долгосрочной перспективе. В то же время, в условиях глобализации мировой экономики, сокращения прироста не возобновляемых энергетических ресурсов, усиления конкуренции на мировых рынках жидких углеводородов и твердых видов топлива для обеспечения устойчивого экономического развития все большее значение приобретает модернизация существующих и разработка и внедрение новых технологий на предприятиях топливно-энергетического комплекса республики, а также поиск и широкое вовлечение новых альтернативных источников энергии в энергетический баланс страны. Данная проблема справедлива и в отношении предприятий ТЭК. Отсюда и появляется необходимость в разработке и внедрении эффективной инновационной политики на предприятиях ТЭК Республики Узбекистан, главной задачей которой является создание такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал данной отрасли [5].

Вместе с тем экономика Узбекистана является очень энергоемкой по международным стандартам. Узбекистан уступает в этом отношении среднему показателю по странам Западной Европы — в 4–5 раз, США — в 3,5 раза, Японии и Кореи — более чем в 4 раза.

В группе стран СНГ, Узбекистан имеет самое высокое значение по этому показателю. Энергоемкость ВВП Узбекистана превышает сложившееся значение этого показателя в России — на 80%, Казахстане — на 70%, Украине — на 20% [1].

Это обусловлено использованием технологически устаревшего оборудования, высокой долей топливно-энергетических ресурсов в экспорте страны, сравнительно низкими ценами на электроэнергию и некоторые виды топлива, неадекватной системой учета производства и потребления электроэнергии и энергетических ресурсов и др. Руководство страны понимает данную проблему и в целях снижения энергоемкости экономики, обеспечения рационального и эффективного использования невоспроизводимых углеводородных ресурсов в Узбекистане была принята Программа мер по сокращению энергоемкости, внедрению энергосберегающих технологий в отраслях экономики и социальной сфере на 2015–2019 гг., утвержденная Постановлением Президента республики от 5 мая 2015 года.

Энергетическая система Узбекистана представляет собой вертикально интегрированную структуру, основу которой составляет энергогенерирующие источники и распределительные сети. Установленная мощность системы, составляет 12,4 млн. кВт, в том числе тепловые электростанции (ТЭС) — 10,7 млн. кВт, гидроэлектростанции (ГЭС) — 1,7 млн кВт.

Энергосистема Узбекистана, связанная высоковольтными линиями электропередачи с соседними республиками по СНГ — Казахстаном, Киргизстаном и Таджикистаном, передает электроэнергию в Афганистан. В настоящее время независимые государства стремятся к самодостаточности национальных энергокомпаний, не всегда руководствуясь общей экономичностью работы Объединенной энергосистемы Центральной Азии, управление которой осуществляется Координационным диспетчерским центром (КДЦ) «Энергия» в г. Ташкенте. Территориальное распределение природных энергоресурсов Центральноазиатских республик весьма неравномерное: в Киргизстане и Таджикистане сосредоточены основные гидроэнергоресурсы за счет строительства каскадов ГЭС на притоках среднеазиатских водных артерий — рек Сырдарья и Амударья. Топливные ресурсы, которые имеют

Узбекистан и Казахстан, испытывают, дефицит воды для орошения сельскохозяйственных угодий. Процесс взаимовыгодного обмена энерго- и водными ресурсами между государствами зачастую проходит с определенными трудностями.

Трансграничные, межгосударственные тарифы за продажу электроэнергии устанавливаются на уровне правительств, участвующих в международных проектах в области электроэнергетики. Тариф может устанавливаться путем переговоров, но как правило, всегда равняется или превышает тариф за передачу по внутренним линиям; он также определяется характером организации, поставляющей и, или принимающей электроэнергию.

В Объединенной энергосистеме стран Центральной Азии и других сетях СНГ взимается особая плата за регулирования частоты, за внеплановые перетоки электроэнергии из одной страны в другую, обусловленные, например, неожиданным резким увеличением спроса в соседней стране. Данный вопрос, как правило, решается отдельно при помощи одного из сетевых операторов.

Серьезной проблемой в энергетике Узбекистана является высокий процент изношенности энергогенерирующего оборудования — свыше 50% основных производственных фондов и, как следствие ухудшение технико-экономических показателей действующих электростанций. Удельный расход топлива на ТЭС составляет 380,8 г/кВтч, что соответствует кпд 32,3%, при том, что 80% в расходе топлива, расходуемого тепловыми электростанциями составляет природный газ [4].

По оценкам специалистов, доля углеводородов в структуре энергобаланса составляет примерно 86%. К 2030 г доля других источников энергии планируется увеличить, поскольку диверсификация энергоресурсов — залог энергетической безопасности в долгосрочной перспективе. Принят ряд документов, ориентированных на развитие атомной энергетики и возобновляемых источников энергии. Сейчас Министерству энергетики и профильным ведомствам поручено разработать интегрированную национальную энергетическую стратегию до 2030 г. После ее утверждения в Узбекистане появится четкая программа достижения энергобаланса за счет производства электроэнергии различными способами.

Важная роль отводится работам по вовлечению в энергобаланс Узбекистана возобновляемых источников энергии: солнца, ветра, гидроэнергоресурсов, геотермальных вод. По данным Научно-внедренческого центра «Эко-Энергия» Государственного комитета по охране природы Узбекистан обладает значительным потенциалом возобновляемых источников энергии (Таблица).

Таблица

ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ВИДАМ ЭНЕРГИИ

(в млн т нефтяного эквивалента) [5]

Потенциал

Всего

В том числе по видам энергии

Гидроэнергии

Солнечная

Ветровая

Геотермальных вод

Валовой

50984,6

9,2

50973

2,2

0,2

Технический

179,0

3,2

176,8

0,4

-

Освоенный

0,6

0,6

1

-

-

Примечание: валовой потенциал — теоретическое количество энергии, поступающее или образующееся на данной территории

Технический потенциал — часть валового потенциала, который можно реально использовать при существующих технологиях.

Основные факторы, способствующие ускоренному развитию ВИЭ в мире следующие:

  • - обеспечение энергетической безопасности;

[(cc ) ® I

  • - сбережение запасов используемых энергоресурсов для будущих поколений;

  • - стремление к сохранению окружающей среды и обеспечению экологической безопасности;

  • - решение социальных задач, улучшение качества жизни [6].

Еще несколько лет назад ситуация с нехваткой электроэнергии в областях Узбекистана была очень острой. На ближайшие годы Узбекистан выбрал вариант достижения энергобаланса, где и ВИЭ, и АЭС занимают свои ниши. Предполагается, что к 2030 г доля ВИЭ (солнечные, ветровые, и гидроэлектростанции) в производстве энергии составит около 30%. К 2030 г. запланировано удвоить нынешние мощности ГЭС с 1,9 ГВт до 3,8 ГВт, также будут построены солнечные и ветровые электростанции промышленного масштаба мощностью 5 ГВт и 3 ГВт, соответственно. Мощность 2 энергоблоков АЭС составит 2,4 ГВт.

Ожидается, что еще 1 ГВт мощности дополнится за счет установки малых солнечных фотоэлектрических станций со стороны населения. Очевидно, что ВИЭ и атомная энергетика не противоречат, а напротив, дополняют друг друга

Как утверждают эксперты, выделять один вид развития энергетики как приоритетный сегодня нельзя: необходимо сочетать традиционные источники энергии с несколькими видами возобновляемой энергетики. При имеющихся темпах экономического роста экономике страны необходимо будет все больше электроэнергии. А решением как раз может стать создание новых источников генерации электроэнергии, таких как ВИЭ и атомная энергетика [7].

Таким образом, разработка и внедрение эффективной инновационной политики на предприятиях ТЭК позволит обеспечить энергобаланс и повысить конкурентоспособность экономики Узбекистана.

Список литературы Основные направления обеспечения энергобаланса в Узбекистане

  • Абдусаламов Д. Национальный доклад по Республике Узбекистан // Повышение синергетического эффекта национальных программ стран членов СНГ по энергоэффективности и энергосбережению для повышения их энергетической безопасности. Ташкент: Узбекэнерго, 2013.
  • Увраимов И. А. Обзор ключевых трендов на мировом и центральноазиатском нефтегазовом рынке // Узбекский журнал нефти и газа. 2013. №5. С. 28-35.
  • Саидова Г. К., Салихов Т. П., Кабулова Х., Элисов А., Шадыбаев Т. Альтернативные источники энергии: возможности использования в Узбекистане: аналитический доклад. Ташкент: Центр экономических исследований, 2011. Т. 74.
  • Бикеева Э. Энергетическая политика в Узбекистане: перспективы развития энергетического сектора и ориентиры диверсификации баланса первичных энергоносителей в рамках перехода к ресурсосберегающей модели развития: аналитический доклад. Ташкент, 2015.
  • Аллаева Г. Ж. Энергосбережение как фактор повышения эффективности при внедрении инновационных технологий на предприятиях ТЭК // Проблемы энерго- и ресурсосбережения. 2014. №4. С. 212-215.
  • Зайченко В. М., Чернявский А. А., Кувшинов В. В., Какушина Е. Г., Абейдулин С. А. Направления развития энергетики // Энергетические установки и технологии. 2019. Т. 5. №3. С. 53-61.
  • Кудрявцева О. В., Деркач А. С., Манушко С. В., Несветов Ф. Д., Пекарев С. В., Четвертаков В. С. Атомная энергетика в контексте устойчивого развития // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2019. Т. 10. №4. С. 33-49.
Еще
Статья научная