Основные направления внешней политики Муаммара Каддафи в арабском мире

Бесплатный доступ

Этап правления Муаммара Каддафи является одним из переломных периодов ливийской истории, в частности, отличающимся активным внешнеполитическим курсом, направленным на межарабское объединение. Став последователем Гамаля Абдель Насера в юнионистской концепции, ливийский лидер последовательно обращался к главам государств Машрика и Магриба с предложениями по интеграции. Несмотря на то, что идеи М. Каддафи находили отклик у народных масс, на высшем государственном уровне большинство из проектов не были осуществлены в полном объеме, в силу различий во внешнеполитических приоритетах, социально-экономических системах, а также из-за явной угрозы суверенитету потенциальных партнерских государств. Немаловажно, что поддержка М. Каддафи радикальных движений и террористических организаций привели к недоверию со стороны большинства арабских лидеров, а далее к изоляции Ливии на международной арене.

Еще

Ливия, история ливии, муаммар каддафи, панарабизм, юнионизм, история арабских стран, международные отношения

Короткий адрес: https://sciup.org/170190712

IDR: 170190712   |   DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11599

Текст научной статьи Основные направления внешней политики Муаммара Каддафи в арабском мире

Ливия – одна из крупнейших стран Северной Африки, сосредотачивающая на своей территории значительные нефтяные и газовые ресурсы, а также обладающая геополитически выгодным местоположением, пережила за последние сто лет сложнейшие процессы в рамках своего политического и социально-экономического развития. Постмонархический период ливийской истории ассоциируется главным образом с именем Муаммара Каддафи. Придя к власти в результате революции «Аль-Фатех» в 1969 г., М. Каддафи начал формировать собственную концепцию развития государства – «Третью мировую теорию», сформированную позднее в полноценные тезисы в «Зеленой книге», известной во всем мире.

Основным направлением ливийского лидера во внешней политике стало стремление к объединению арабских стран с опорой на антиимпериалистические, пан-арабистские девизы. Для достижения этой цели, как считал Каддафи, для начала каждое государство арабского мира должно было установить единство внутри, а уже после можно было переходить к всеобщему межгосударственному объединению.

Пока внутреннее единство не достигнуто, странам необходимо осуществлять сотрудничество в политической, социальноэкономической сферах вне формальных объединений [1, c. 170].

Стоит упомянуть, что панарабистское движение уже пользовалось большой популярностью в то время, и некоторые руководства арабских стран уже пытались осуществить объединение государств. Например, Гамаль Абдель Насер выступил с инициативой создания Объединенной Арабской Республики (1958-1961 гг.), в состав которой входили Египет и Сирия. Успехом это не увенчалось, так как не были учтены трудности интеграции двух различных политических систем и социальноэкономических структур [2, c. 205].

Прежде всего, незамедлительно после учреждения Ливийской Арабской Республики М. Каддафи начал следовать своей доктрине, и уже спустя несколько месяцев после революции началась ликвидация иностранных баз на территории Ливии и национализация нефтяных компаний.

Еще при жизни Насера, Каддафи представил проект объединения Египта, Судана, Ливии и Сирии, названный Федераци- ей Арабских Республик. В период с 1969 г. по 1971 г. лидеры государств подписали ряд соглашений и положили начало формированию комитетов, координирующих реализацию проекта, направленного не просто на улучшение кооперации между странами, но и на борьбу против сионизма и империализма, ликвидацию последствий агрессии Израиля 1967 г. Вскоре, в руководстве Федерации возникли противоречия по вопросу отношения к Западу и предложений по разрешению арабоизраильского конфликта. Стоит также добавить, что любой проект по унификации государств в большинстве случаев влечет за собой сложности при слиянии экономических систем, а также опасения лидеров за суверенитет своих стран [3, c. 72].

Ливийское руководство придавало огромное значение именно роли Египта в процессе всеобщего объединения, а потому после неудачного проекта Федерации Арабских Республик, М. Каддафи выдвинул предложение о слиянии только Ливии и Египта. В это время на пост Г. Насера пришел Анвар Садат, который почти сразу поменял приоритеты во внешней политике Египта, переориентировав их на налаживание связей с Израилем и Западом. Вследствие этого, отношения Ливии и Египта постепенно становились хуже, что вызвало ряд инцидентов (марш ливийцев на Каир в 1973 г., сбитый ливийский самолет над Синаем в 1973 г., активная работа ливийской разведки для организации переворотов в Египте и Судане, вооруженное нападение ливийцев на каирский военноинженерный колледж, депортация огромного количества ливийских советников, врачей, гражданских служащих из Египта), которые в 1977 г. привели к открытому вооруженному конфликту [4, c. 87] Тем не менее, даже после этого отношения двух стран не были урегулированы. М. Каддафи не мог благосклонно отнестись к визиту А. Садата в Иерусалим, оккупированный Израилем, а также к подписанию Кэмп-Дэвидских соглашений в 1978 г., в результате чего, под руководством М. Каддафи был учрежден НФСП (Национальный фронт стойкости и противодействия), члены которого призывали остальные страны к бойкоту против Египта и его изоляции в арабском мире [5, c. 634].

В 1981 г. к власти в Египте приходит новый президент Хосни Мубарак, придерживающийся умеренного курса в структуре межарабских отношений. Однако, Муаммар Каддафи, будучи убежденным сторонником юнионистских идей, начал учитывать неудачные попытки объединения со странами Машрика и с 1980-х гг. поочередно обращался с идеями по интеграции уже к руководствам стран Магриба.

Следуя своей политике, ливийское руководство подписало несколько соглашений с магрибскими странами: Джербскую декларацию с Тунисом в 1974 г., Хасси-Мессаудские соглашения с Алжиром в 1975 г., договор о создании Арабоафриканской Федерации с Марокко в 1984 г. [6, c. 225]. Однако, все эти договоренности не удалось реализовать из-за различий в политических и экономических системах, внутренних конфликтов и других факторов.

Сделав вывод, что сотрудничество государств на многосторонней основе намного выгоднее и эффективнее, М. Каддафи предложил создать Союз Арабского Магриба в 1988 г., который несколько лет действительно функционировал и активно способствовал укреплению связей между странами Магриба.

Период 1990-х гг. характеризовался изоляцией Ливии на международной арене, ввиду ряда антиливийских санкций, введенных в 1992-1994 гг. после участия ливийского руководства в трагедии Локерби. В это тяжелое для страны время соседние страны поддержали М. Каддафи. Например, из-за блокировки ливийского воздушного пространства все транзитные перевозки совершались через территорию Туниса. Алжир и Марокко поддерживали Ливию в ООН и ЛАГ (Лига Арабских Государств) и выступали против усиления санкций [7, c. 308]. Отношения Ливии с Египтом и Суданом также стали улучшаться, даже велось обсуждение нового проекта по объединению. Однако, М. Каддафи продолжал выражать недовольство политикой ЛАГ, вести шпионскую деятельность на территориях других государств с целью подрыва авторитета их лидеров.

В 2011 г., накануне переворота и начала гражданской войны, несмотря на юнионистскую концепцию ливийского лидера, Ливия находилась в изолированном положении в арабском мире. Непредсказуемая и радикальная политика М. Каддафи тормозила отношения с другими арабскими странами, в частности со странами Персидского залива. Ливия являлась главным конкурентом Саудовской Аравии в нефтяной отрасли, да и личные взаимоотношения руководителей стран оставляли желать лучшего [8, c. 226]. Например, в 2004 г. ливийскую разведку подозревали в покушении на принца Саудовской Аравии Абдаллу. В конечном счете, заливные страны были одними из инициаторов военной операции в Ливии и первыми признали Переходный Национальный Совет Ливии [9, c. 135].

Подводя итог, можно сказать, что изучение внешнеполитического курса Муаммара Каддафи в арабском мире становится особо важным на сегодняшний день. Необычная концепция формирования Ливийской Джамахирии, внутренняя политика и непредсказуемые отношения Ливии с близлежащими арабскими странами требуют детального анализа для наилучшего понимания причин военного вмешательства иностранных государств, среди которых было несколько арабских, и начала гражданской войны в Ливии в 2011 г., дестабилизирующее воздействие которой до сих пор препятствует нормализации ситуации в стране и регионе.

Этап руководства М. Каддафи – один из важнейших периодов развития Ливии. Несмотря на искренние намерения по объединению всего арабского мира, казалось бы, которые изначально не подразумевали негативных последствий для межарабских отношений, нельзя отрицать, что Муаммар Каддафи во время своего руководства активно поддерживал радикальные группировки и организации в арабском мире, финансировал оппозиционные движения в других странах, вел диверсионную деятельность и внедрялся во внутриполитические процессы, в результате чего Ливия оказалась в серьезной изоляции не только в системе межарабских отношений, но и во всем мире.

Список литературы Основные направления внешней политики Муаммара Каддафи в арабском мире

  • Товмасян С.А. Ливия на пути независимости и социального прогресса. - М.: Наука, 1980. - 208 с.
  • Беляев И.П. Египет: время президента Насера. - М.: изд-во "Мысль", 1981. - 368 с.
  • Вотякова А.В. Юнионистские тенденции во внешней политике Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии: 1970-1990-е гг.: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук: 07.00.15. - М., 2006. - 181 с.
  • Видясова М. Ф. Ливия. Куда идет страна 140 племен? - М.: ИСАА МГУ, 2019. - 207 с.
  • مصطفى أحمد بن حليم. صفحات مطوية من تاريخ ليبيا السياسي \\ مصطفى أحمد بن حليم - ادارة الأهرام, القاهرة,1992. - 854 ص.
Статья научная