Основные положения христианской гносеологии в богословской системе святителя Григория Нисского: референциально-онтологический аспект

Автор: Дьяченко Галина Викторовна

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Богословие

Статья в выпуске: 1 (104), 2023 года.

Бесплатный доступ

Говорящий, осуществляя референцию в речи, то есть соотнося языковые знаки с когнитивно-коммуникативным режимом своего сознания, учитывает не только общую семантику языковых знаков, но и зависит от познавательной деятельности собственной когниции. Коммуникация происходит на основе познания и в лоне укорененности в опыте внешнего мира. В статье систематизируется имеющее фундаментальные следствия для лингвосемиотической теории референции богословско-философское представление свт. Григория Нисского о человеческом познании: его возможностях, основаниях, границах, предметах, способах, видах и специфике. На основе анализа гносеологии одного из великих каппадокийцев автор формулирует основные принципы христианской теории познания в целом. В онтогносеологической перспективе теория референции получает адекватную своему масштабу теоретическую постановку, которая придает лингвистическому исследованию необходимую глубину и фундаментальность. На основе богословско-философского учения свт. Григория автор подвергает реконструкции и проясняет содержание основных терминов теории референции. В статье предложена уточненная референциальная модель, учитывающая не только онтологогносеологическую проблему, но и проблему общего и конкретного значения языкового знака.

Еще

Языковая референция, коммуникативная референция, онтологическая референция, ум (νοῦς), чувства (αἴσθησις), вера (πίστις), образ (εἰκών) и подобие (ὁμοίωμα), явление твари (φαινόμενον), нетварные действия божии (ἐνέργειαι)

Короткий адрес: https://sciup.org/140297594

IDR: 140297594   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2023_1_12

Список литературы Основные положения христианской гносеологии в богословской системе святителя Григория Нисского: референциально-онтологический аспект

  • Greg. Nyss. In Cant. Cantic. — Григорий Нисский, свт. Точное изъяснение Песни песней Соломона (In Cantica Canticorum) // Творения святого Григория Нисского: В 8 ч. (Т. 37-45). М.: Типография В. Готье, 1861-1872. («Творения святых отцов Церкви»). = ТСО. Т. 39. 1862. Ч. 3. С. 1-408; Migne J.-P. Patrologiœ Cursus Completus. Series Grœcœ. Vols. 44-46. Paris, 18571866. = PG 44, 756-1120; Gregorii Nysseni Opera / Ed. by W. Jaeger and H. Langerbeck. 10 Vols. Leiden: E.J. Brill, 1952-1996. = GNO 6. Р. 3-469.
  • Greg. Nyss. Contr. Eun. — Григорий Нисский, свт. Опровержение Евномия (Contra Eunomium) // ТСО. Т. 41. Ч. 5. С. 8-500, Т. 43. 1864. Ч. 6. С. 1-510; PG 45, 248-1121; Jaeger. 1. Р. 22-409; 2. Р. 3-311.
  • Greg. Nyss. De anima et resurr. — Григорий Нисский, свт. О душе и воскресении, разговор с сестрою Макриною (Dialogus de Anima et Resurrectione) // ТСО.Т. 40. 1862. Ч.4. С. 201-326; PG 46, 12-160.
  • Greg. Nyss. De beat. — Григорий Нисский, свт. О блаженствах (De Beatitudinibus oratio-nes VIII) // ТСО. Т. 38. 1861. Ч. 2. С. 359-478; PG 44, 1193-1301; Jaeger. 7.2. Р. 77-170.
  • Greg. Nyss. De infant. аbrept. — Григорий Нисский, свт. О младенцах, преждевременно похищаемых смертью. К Иерию (De Infantibus qui praemature abripiuntur) // ТСО. Т. 40. 1862. Ч. 4. С. 327-360; PG 46, 161-192; Jaeger. 3.2. Р. 67-97.
  • Greg. Nyss. De vita Greg. ^aum. — Григорий Нисский, свт. Слово о жизни святого Григория Чудотворца (De vita B. Gregorii ^aumaturgi) // ТСО. Т. 45. 1871. Ч. 8. С. 126-197; PG 46, 893-957; Jaeger. 10.1. Р.3-57.
  • Greg. Nyss. De vita Moys. — Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея Законодателя, или О совершенстве в добродетели (De Vita Moysis) // ТСО.Т. 37. 1861. Ч. 1. С.223-379; PG 44, 297-430; Jaeger. 7.1. Р. 1-145.
  • Greg. Nyss. De hom. opif. — Григорий Нисский, свт. Об устроении человека (De opificio hominis) // ТСО.Т. 37. 1861. Ч. 1. С. 76-222; PG 44, 124-256.
  • Greg. Nyss. In Eccl. Hom. — Григорий Нисский, свт. Точное истолкование Экклесиаста Соломонова (In Ecclesiasten) // ТСО.Т. 38. 1861. Ч.2. С.203-358; PG 44, 616-753; Jaeger. 5. Р. 277-442.
  • Greg. Nyss. In Stephan. — Григорий Нисский, свт. Похвальное слово святому первому-ченику Стефану (In sanctum Stephanum I) // ТСО. Т. 45. 1871. Ч. 8. С. 105-125; PG 46, 701-722; GNO 10.1. Р. 75-94.
  • Greg. Nyss. Or. catech. — Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово (Oratio catechetica magna) // ТСО. Т. 40. 1862. Ч. 4. С. 1-110; PG 45, 11-105; GNO 3.4. Р. 5-106.
  • Григорий Палама: Антирретики — Григорий Палама, свт. Антирретики против Акин-дина / Пер. с др.-греч. и прим. архим. Нектария (Яшунского). Краснодар: Текст, 2010. 368 с.
  • Григорий Палама: Триады — Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих / Пер., послесл. и ком. В. Вениаминова. М.: Канон+, 2005. 384 с. (История христианской мысли в памятниках).
  • Максим Исповедник: Умозрительные и деятельные главы — Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семисот глав Греческого Доброто-любия // Добротолюбие: в русском переводе: в 5 т. Изд. 4-е. М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2010. Т. 3. 448 с. С. 226-284.
  • Максим Исповедник, прп.: Четыре сотни глав о любви — Максим Исповедник, прп. Четыре сотни глав о любви // Добротолюбие: в русском переводе: в 5 т. Изд. 4-е. М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2010. Т. 3. 448 с. С. 162-226.
  • Clem. Alex. Strom. — Clemens Alexandrinus. Stromata // PG 9:9-602.
  • Афанасий Евтич (2005) — Афанасий (Евтич), еп. Пролегомены к исихастской гносеологии // Богословские труды. 2005. Т. 40. С. 74-121.
  • Арутюнова (1982) — Арутюнова Н.Д. Лингвистические проблемы референции // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 13: Логика и лингвистика (Проблемы референции) / Сост., ред., вступ. ст. Н. Д. Арутюновой. М.: Радуга, 1982. С. 5-40.
  • Василий Кривошеин (2011) — Василий (Кривошеин), архиеп. Простота Божественной природы и различия в Боге по св. Григорию Нисскому // Богословские труды / Сост., автор биогр. вст. диак. Александр Мусин. Н. Новгород: Христианская библиотека, 2011. С. 614-643.
  • Давыденков (2002) — Давыденков О., свящ. Понятия «силы» и «энергии» в святоотеческом богословии // Давыденков О., свящ. Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти. М.: Изд-во ПСТГУ, 2002. С. 5-31.
  • Епифанович (1916) — Епифанович С.Л.П. Минин. Главные направления древне-церковной мистики. Сергиев Посад. [Рецензия] // Труды КДА. 1916. №2. С. 381-385. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifanovich/rets-na-p-minin-glavnye-napravlenija-drevne-tserkovnoj-mistiki-sergiev-posad-1916/ (дата обращения: 13.01.2023).
  • Иустин Попович (2003) — Иустин (Попович), прп. Гносеология святого Исаака Сирина / Пер. с серб. и ком. И. А. Чароты. Мн.: Свято-Елисаветинский м-рь, 2003. (Сер.: Сербское богословие ХХ века).
  • Карфикова (2012) — Карфикова Л. Святитель Григорий Нисский. Бесконечность Бога и бесконечный путь к Нему человека / Пер. с чеш. К.: Дух и лиера, 2012.
  • Карцевский (1965) — Карцевский С. О. Об асимметричном дуализме лингвистического знака // Звегинцев В. А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. М., 1965. 3-е изд. Ч. 2. С. 85-93.
  • Кобозева (2000) — Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М.: Эдиториал УРСС, 2000.
  • Крипке (1982) — Крипке С. Тождество и необходимость // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 13: Логика и лингвистика (Проблемы референции) / Сост., ред., вступ. ст. Н. Д. Арутюновой. М.: Радуга, 1982. С. 340-377.
  • Лескин (2009) — Лескин Д. Ю., прот. Спор Великих Каппадокийцев и Евномия о границах богопознания и его рецепция в русской философии ХХ века // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. № 3. М.: Изд-во РАГС, 2009. С. 87-98.
  • Логиновский (2005) — Логиновский С. С. Специфика святоотеческой гносеологии (религиоведческий анализ): Дис. ... канд. филос. н. 09.00.13. Челябинск, 2005.
  • Лосев (1997) — Лосев А. Ф. Спор об именах в IV веке и его отношение к имяславию // Лосев А. Ф. Имя: Избр. работы, переводы, беседы, иссл-ия, архивн. мат-лы / Сост. и общ. ред. А. А. Тахо-Годи. СПб.: Алетейя, 1997. С. 39-45.
  • Михаил Грибановский (2004) — Михаил (Грибановский), иером. Истина бытия Божия. Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью. Репр. изд. 1888 г. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2004.
  • Падучева (1985) — Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью (референциальные аспекты семантики местоимений). М.: Наука, 1985.
  • Петров (1982) — Петров В.В. Философские аспекты референции // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 13: Логика и лингвистика (Проблемы референции) / Сост., ред., вступ. ст. Н. Д. Арутюновой. М.: Радуга, 1982. С. 406-414.
  • Саврей (2012) — Саврей В.Я. Каппадокийская школа в истории христианской мысли. М.: Изд-во МГУ, 2012.
  • Фокин (2006) — Фокин А.Р. Григорий свт., еп. Нисский // Православная энциклопедия. Т. XII: Гомельская и Жлобинская епархия — Григорий Пакуриан. М., 2006. С. 480-522.
  • Христу (2001) — Христу П.С. Учение святителя Григория Паламы о двойственном знании // Альфа и Омега. 2001. № 3 (29). С. 120-128.
  • Шмалий (2001) — Шмалий В., свящ. Проблема «воцерковления философии» на примере трудов св. Григория Нисского // Богословие и философия: аспекты диалога. Сборник докладов конференции «IX Рождественские Образовательные Чтения», 25 янв. 2001 г. М.: Ин-т ф-фии РАН, 2001. С. 59-87.
  • Laird (2004) — Laird M. Gregory of Nyssa and the Grasp of Faith: Union, Knowledge, and Divine Presence. Oxford University Press, 2004.
  • Weiswurm (1952) — Weiswurm А. Alcuin. The Nature of Human Knowledge according to Saint Gregory of Nyssa. Washington, D. C.: The Catholic University of America Press, 1952.
  • Young (2001) — Young R..A. The Nature of Truth in Gregory of Nyssa: An Ancient Response to a Contemporary Problem: Dis. ... of Doctor of Philosophy; Baylor University. Waco, Texas, 2001.
  • АратстеХХа (2002) — NiKoXaov K. AparcreXXa deoXoyov. H ©eoXoyta тои А' кат' Euvo^iou Xoyou тои ауюи Грпуорюи №>стстп?. Аб^аь, 2002.
Еще
Статья научная