Основные принципы смысловыражения в декоративно-прикладном искусстве древней Монголии
Автор: Гантулга Дамдин, Батырева Светлана Гарриевна
Журнал: Наследие веков @heritage-magazine
Рубрика: Антропология культуры
Статья в выпуске: 4 (24), 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается проблема влияния концептов сознания, разделявшихся творцами древней культуры Монголии на образы, заложенные в произведениях декоративно-прикладного творчества. В качестве стержневой идеи такого смысловыражения принято учение арга билиг. Материалами послужили произведения древнего искусства Монголии и результаты исследований монгольских и российских археологов, искусствоведов и культурологов. Изучены традиционные принципы и символика монгольского декоративно-прикладного искусства. На многочисленных примерах (оленные камни, гуннское литье, печати ханов, стеганый войлок и т. д.) показаны основные образы, свойственные искусству древней Монголии, определены принципы создания символического изображения. Сделан вывод, что благодаря сочетанию принципов «арга» и «билиг» монгольское искусство во все времена являет собой органическое единство взаимосвязанных частей, сплетенное из элементов, по смыслу своему принадлежащих одному из двух противоположных полюсов мироздания.
Смысловыражение, арга билиг, монголия, декоративно-прикладное искусство, оленные камни, звериный стиль, гуннское литье, орнамент
Короткий адрес: https://sciup.org/170175024
IDR: 170175024 | DOI: 10.36343/SB.2020.24.4.005
Список литературы Основные принципы смысловыражения в декоративно-прикладном искусстве древней Монголии
- Батчулуун Л. Монгол гэрийн модны хээ угалз, енге тогтолцооны уламжлал, шинэчлэлийн асуудалд [Деревянные орнаменты монгольских гер: традиции и нововведения цветовой системы]. Улаанбаатар: б. и., 1989. Х. 47-64.
- Батырева С.Г. Войлок в музейном собрании Государственного Эрмитажа: к вопросу образного мышления номадов Центральной Азии // Вестник Калмыцкого университета. 2018. № 3 (39). С. 6-13.
- Гантулга Д. Монголчууд улэмж ертенцийн орон зайд [Монголы в огромном мире]. Улаанбаатар: Голден легион, 2017.
- Гантулга Д. Монголчуудын дур, дурсэнд арга, билгийг шутэлцуулэх сэтгэлгээ [Менталитет ассоциирующих приемов и мудрость образа монголов] // «Хэл, соёл, соёл хоорондын харилцаа»: Олон улсын эрдэм шинжилгээний хурал №2. [2-я Международная научная конференция «Язык, культура и межкультурные отношения]. Ховд: Соёмбо принтинг, 2010. Х. 170.
- Гантулга Д. Художественная выразительность оленных камней // Искусство Евразии. Международный научный журнал. № 2 (5) 2017. С. 14-19.
- Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2. Мифологическое мышление. М.; СПб.: Университетская книга, 2002.
- Константы культуры России и Монголии: очерки истории и теории. Барнаул: Алтайский дом печати, 2010. С. 144-148.
- Монгол ба бус нутгийн буган хешеений соёл. Эрдэм шинжилгээний каталог. Тэргуун боть. [Монгольская и региональная культура оленных камней. Каталог исследований. Первый том.] / Ц. Тербат (Ред.). Улаанбаатар: ШУА-ийн Туух, археологийн хурээлэн [Институт истории и археологии Академии наук Монголии], 2018. Х. 9-10.
- Окладников А. П. Центрально-Азиатский очаг первобытного искусства. М.: Наука, 1972.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.
- Эрдэнэбаатар Д., Идэрхангай Т. Балгасын тал дахь Гол-Мод-2-ын Хуннугийн язгууртны булшны судалгаа [Исследование кургана гуннской знати Гол-Мод-2 в Балгасских степях]. Улаанбаатар: Менхийн усэг ХХК, 2015. X. 138.