Основные проблемы применения ч. 1 ст. 157 УК РФ
Автор: Аликулова Д. М.
Журнал: Социальное управление. Электронный научно-практический журнал.
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: Т. 6, вып. 1S, 2024 года.
Бесплатный доступ
В данной статье на примере отказных материалов отдела судебных приставов Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области за 2020–2023 гг. проанализированы основные проблемы применения ч. 1 ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Несовершеннолетние дети, алименты, уплата алиментов, злостное уклонение от уплаты алиментов, ответственность за неуплату алиментов
Короткий адрес: https://sciup.org/14129442
IDR: 14129442
Текст статьи Основные проблемы применения ч. 1 ст. 157 УК РФ
Защита семьи, несовершеннолетних и их законных прав и интересов является одним из важных направлений деятельности государства. Одним из основных инструментов, способствующих своевременной уплате средств на содержание детей, является статья 157 Уголовного кодекса Российской Федерации. Если родители не обеспечивают несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, содержанием, денежные средства (алименты) взыскиваются в судебном порядке.
Особое внимание уделяется обязательству по уплате алиментов, и требование о взыскании алиментов подлежит немедленному исполнению.
Основная часть
Ответственность родителей за содержание несовершеннолетних детей устанавливает статья 80 Семейного кодекса Российской Федерации1. Содержание детей включает в себя обеспечение материальными благами, необходимыми для жизни.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 111 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в первую очередь выполняются требования о взыскании алиментов2.
Целью исследования являются изучение общественных отношений, возникающих в сфере применения статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающей ответственность за неуплату денежных средств на содержание несовершеннолетних детей, и всесторонний анализ процессуальных особенностей возбуждения уголовного дела в отношении родителей за злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей.
Предметом исследования является норма уголовного права, устанавливающая ответственность за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей, а также материал правоприменительной и судебной практики.
Степень изученности темы в научной литературе . Вопрос об уголовной ответственности за преступления, совершенные в сфере семейных отношений, в частности, за злостное уклонение родителей от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей, остается пока недостаточно проработанным, что негативно сказывается на деятельности правоохранительных органов.
Процесс взыскания алиментов имеет ряд специфических особенностей. Очень редко можно встретить сознательного родителя, который понимает необходимость выплаты алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, и в большинстве случаев судебные приставы общаются с недобросовестными неплательщиками.
Работа судебного пристава-исполнителя по исполнению решения суда о взыскании алиментов является достаточно сложной и трудоемкой. Помимо непосредственного исполнения судебных решений, необходимо выявлять и документировать факты злостного уклонения от уплаты средств на содержание.
Однако в ряде случаев выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по части 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации3 (далее — УК РФ). Так, ОСП в Орджоники-дзевском районе Челябинской области с 2020 по 2023 год было вынесено 16 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела (в 2020 году — 1, в 2022 году — 7, в 2023 году — 8).
В мае 2022 г. в ОСП Орджоникидзевско-го района г. Магнитогорска Челябинской области было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении К., который ни разу не был предупреждён судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности по ч. 1 ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации. Кроме того, гражданин находился на лечении в Магнитогорской центральной районной больнице, после лечения проходил стажировку с последующим трудоустройством на работу. Ввиду данных событий К. от уплаты алиментов не уклонялся, не имел возможности работать по состоянию здоровья, тем самым в его действиях отсутствовал признак злостности.
В ноябре 2022 г. в том же ОСП было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 157 УК РФ в отношении А., который алиментные платежи производил нерегулярно и не в полном объеме, но также не был предупрежден судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности по ч. 1 ст. 157 УК РФ.
В мае 2022 г. в ОСП Орджоникидзев-ского района г. Магнитогорска Челябинской области было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 157 УК РФ в отношении С., который, являясь главой крестьянского фермерского хозяйства, своевременно предоставлял в ОСП Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области налоговые декларации и книги доходов и расходов, согласно которым алименты выплачивал ежемесячно; в сентябре 2022 г. проходила уборочная компания, все денежные средства хозяйства были направлены на уборку, в связи с чем у С. образовалась трехмесячная задолженность по алиментам, однако С. в двухнедельный срок обязался погасить образовавшуюся задолженность, от своих обязательств по алиментам не отказывался.
В октябре 2022 г. в том же ОСП было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 157 УК РФ в отношении Н., который нигде не работал, алименты платил раз в полгода, так как не мог заниматься поиском работы в связи с тем, что занимался уходом за пожилой матерью, уход за которой занимал полный рабочий день, жил на получаемое пособие по уходу за пожилой матерью. В действиях Н. также отсутствуют признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК РФ.
Как видно из анализа приведенных выше материалов об отказе, в работе судебных приставов по взысканию алиментов также есть недостатки (отсутствие предупреждения об уголовной ответственности по ч. 1 ст. 157 УК РФ). Однако даже после привлечения к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 157 УК РФ должник редко встает на путь исправления, а взыскатель отказывается вновь привлекать последнего к уголовной ответственности, при этом многие ссылаются на негативные последствия наличия судимости, не только для осужденного, но и для его близких родственников (в данном случае детей).
В частности, у Ж. имеется четыре судимости за уклонение от уплаты алиментных платежей, которые были взысканы с нее в 2017 г. решением суда в пользу ее несовершеннолетнего ребенка 2015 г. рождения. При этом в первый раз ей были назначены решением суда исправительные работы, которые она не стала отбывать, ввиду чего суд заменил назначенное ей наказание в порядке исполнения приговора на реальное лишение свободы в соответствии с гл. 47 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации1.
Назначенное судом лишение свободы не повлияло на Ж., поскольку весь период, когда ей выносились приговоры суда за неуплату алиментов, Ж. так и не погасила задолженность по алиментам, даже частично. При этом сумма задолженности продолжает увеличиваться и до сих пор не погашена. По всей видимости, Ж. ждет восемнадцатилетия своего ребенка, когда алиментная обязанность будет с нее снята. Согласно последнему решению суда от 11.03.2022 г., Ж. осудили на шесть месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, при том что наибольшее наказание, в соответствии с ч. 1 ст. 157 УК РФ, составляет один год лишения свободы.
Аналогичная ситуация складывается и с уголовными делами в отношении неоднократно судимых по ч. 1 ст. 157 УК РФ К., М. и прочих, которые, невзирая на осуждение к лишению свободы, все так же воздерживаются от уплаты алиментов. Например, К., который в 2022 г. был дважды осужден по ч. 1 ст. 157 УК РФ за уклонение от уплаты алиментов в пользу своей дочери 2009 г. рождения, согласно приговору суда от 10.03.2023 г. снова был привлечен к уголовной ответственности за то же преступление, которое он совершил в период с мая по июнь 2022 г. «По совокупности с приговором от 04.08.2022 г., наказание по которому К. не отбыл, данного гражданина приговорили к одному году исправительных работ с удержанием из заработной платы осужденного 5 % в доход государства. До этого случая К. по причине злостного уклонения от отбывания исправительных работ, которые были назначены ему приговором суда от 13.09.2019 г., направили в места лишения свободы, освободившись из которых, К. продолжал уклоняться от уплаты алиментов».
Другую злостную неплательщицу алиментов М., «приговором от 15.03.2023 г. повторно с учетом непогашенной судимости от 02.10.2020 г. осудили по ч. 1 ст. 157 УК РФ за продолжающееся уклонение от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетнего сына 2005 г. рождения, за это ее приговорили к семи месяцам исправительных работ с удержанием из заработной платы осужденной 5 % в доход государства».
В целом, преступная деятельность М., которая характеризуется злостным уклонением от уплаты алиментов, длится много лет, и схожа с действиями Ж., за исключением разницы в возрасте их несовершеннолетних детей, на содержание которых они должны выплачивать алименты. В остальном М., аналогично Ж. и К., игнорируют постоянные судимости, связанные со злостным уклонением от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей.
Одна из проблем заключается в том, что в соответствии с практикой, сложившейся в области, для привлечения к уголовной ответственности требуется как минимум 2 предупреждения об уголовной ответственности, чтобы избежать выплаты злостных алиментов1.
Зачастую судебные решения о восстановлении алиментов подаются взыскателем по месту регистрации должника, а не по месту фактического проживания, в связи с чем для установления фактического места жительства должника требуется много времени, после чего можно будет предупредить об уголовной ответственности должника по ч. 1 ст. 157 УК РФ.
Еще одной проблемой, связанной с применением рассматриваемой статьи, является отсутствие четкого толкования понятия злонамеренного уклонения.
Исходя из сложившейся практики, под злым умыслом следует понимать умышленное неисполнение лицом предусмотренных решением суда обязательств по уплате алиментов в течение длительного времени после предупреждения об уголовной ответственности.
Продолжительность срока должна учитываться с учетом сроков начала исполнительного производства, уведомления должника об этом, предупреждения об уголовной ответственности и установления срока исполнения решения суда.
В регионах Российской Федерации формируется другая практика понимания злого умысла. Если уклонение от уплаты алиментов является злостным, минимальным сроком следует считать 2 месяца с момента вынесения первого предупреждения об уголовной ответственности до истечения срока, предусмотренного для исполнения требования судебного пристава о вынесении 4-го предупреждения. Именно такая практика имеет место в Алтайском крае.
Сложности с квалификацией содеянного возникают и в случае незначительной выплаты алиментов в период уклонения от уплаты налогов.
Эта проблема должна решаться индивидуально в каждом конкретном случае. Как правило, незначительный платеж, произведенный должником после вынесения предупреждения об уголовной ответственности, считается попыткой избежать уголовного преследования. При наличии значительной задолженности по алиментам, незначительные выплаты не влияют на уголовную ответственность должника по ч. 1 ст. 157 УК РФ.
Взыскание алиментов — это мера по защите интересов несовершеннолетних детей, целью которой является систематическое обеспечение получения ими материальной поддержки от своих родителей.
В связи с этим государству следует вплотную заняться проблемой неуплаты алиментов на содержание ребенка, что нарушает конституционные права и интересы несовершеннолетнего ребёнка. И если решением этой проблемы не является создание алиментного фонда Российской Федерации, то возможны другие, не менее эффективные меры поддержки семей с детьми.
Уклонение от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних может привести к очень серьезным последствиям. По этой причине рекомендуется заранее установить порядок и размер выплаты алиментов, которые будут взыскиваться путем заключения нотариально заверенного договора и его последующего неукоснительного исполнения. Это гарантирует защиту прав и интересов несовершеннолетних. Если родитель, являющийся должником, допускает наличие у него задолженности по алиментам, закон предусматривает средство правовой защиты, которое необходимо принимать во внимание.
В случае совершения преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 157 УК РФ, судебный пристав-исполнитель проводит проверку в форме дознания. Расследование находится на контроле прокуратуры Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. Качество следственных действий, проводимых в случае расследования преступлений, связанных с уклонением от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних, полностью зависит от правильности выбранных следственных действий и того, насколько быстро они были проведены.
Заключение
Нынешняя ситуация в сфере уголовного преследования лица, злостно уклонявшегося от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, не должна иметь места на том основании, что невозможно принять за истину тот факт, что преступник, получивший законное наказание за свое преступление, остается преступником. Кроме того, назначенное ему судом наказание никак не влияет на его дальнейшие действия, поскольку он продолжает уклоняться от уплаты алиментов. С другой стороны, такая ситуация имеет место, поэтому ее необходимо исправлять на законодательном уровне. В данном случае, по-видимому, бесполезно усиливать наказание, практика применения которого складывается в российской правовой сфере и кажется бесперспективной. Необходимо внести поправки в основные положения Уголовного кодекса.
Тогда лучше вернуться к правоприменительной практике, например, о повторении преступлений. Как и при привлечении к уголовной ответственности лица, которое ранее было осуждено за совершение аналогичного деяния.
Благодаря этим мерам исключается замена длящихся преступлений на неоконченные правонарушения, что часто встречается в судебных решениях.