Основные виды рисков внедрения цифрового рубля в обращение и возможные изменения в системе внутреннего контроля кредитных организациях
Автор: Сергеева А.Д.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Экономические науки
Статья в выпуске: 9-1 (60), 2021 года.
Бесплатный доступ
В работе рассматриваются актуальные вопросы, связанные с разработкой проекта по запуску в обращение цифровой валюты центральных банков в разных странах. Особое внимание автором уделяется особенностям регулирования запуска цифровой валюты в национальной платежной системы России, а также потенциальным рискам, с которыми могут столкнуться кредитные организации в процессе внедрения цифрового рубля в обращении.
Цифровая валюта, цифровой рубль, электронные денежные средства, кредитные организации, риски внедрения цифрового рубля, внутренний контроль организаций
Короткий адрес: https://sciup.org/170189259
IDR: 170189259 | DOI: 10.24412/2500-1000-2021-9-1-186-190
Текст научной статьи Основные виды рисков внедрения цифрового рубля в обращение и возможные изменения в системе внутреннего контроля кредитных организациях
Объявление Банком России о создании цифрового рубля в России дало почву для дискуссий, вызвало много вопросов и нареканий. Пилотирование проектов по внедрению цифровой валюты как средства платежа ведется во многих странах. Однако каждая страна сталкивается с отсутствием правового поля для свободного и широкого обращения цифровой валюты центральных банков в странах. Впервые концепция цифрового рубля была опубликована Банком России в апреле 2021 года, а в сентябре 2021 года Банк России объявил, что тестирование прототипа платформы цифрового рубля начнется в январе 2022 года [8].
Согласно исследованиям Банка международных расчетов, около 80% центральных банков стран начали исследовать возможности использования цифровой валюты (CBDC – central bank digital currency) для осуществления платежей, из которых 10% уже приступили к пилотированию проекта по внедрению цифровой валюты в обращение [9].
Согласно Федеральному закону №259 «О цифровых финансовых активах, цифровых валютах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», цифровой валютой признается «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей» [1]. Здесь стоит отметить, что разработка данного Федерального закона была предусмотрена для того, чтобы на законодательном уровне установить статус «криптовалюты» и прочих цифровых финансовых активов («цифровых токенов», «стейблкоинов»), которые согласно Федеральному закону №259 не могут выступать в качестве средства платежа.
Обращаясь к идее Банка России о создании цифрового рубля, необходимо отметить, что определение цифрового рубля как цифрового актива представляется неправильным, т.к. он не удостоверяет право владения на какой-либо актив. Однако в применении термина «цифровая валюта» к описанию сущности цифрового рубля возникает ряд спорных и противоречивых моментов.
В таблице приведено сравнение цифрового рубля и криптовалюты в качестве возможного отнесения этих инструментов к цифровой валюте, согласно Федеральному закону №259.
Таблица. Критерии отнесения цифрового рубля и криптовалюты к цифровой валюте
Критерий |
Цифровой рубль |
Криптовалюта |
совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе |
+ |
+ |
на индивидуальных электронных кошельках, открытых в платежной системе Банка России |
электронный кошелек Bitcoin Core, Electrum, контроль за которыми осуществляет оператор информационной системы |
|
могут быть приняты в качестве средства платежа |
+ |
- (+) (криптовалюта может выполнять функцию средства платежа, но запрещается использовать ее для оплаты товаров и услуг в России) |
не являются
|
- |
+ |
Банк России определяет цифровой рубль как «цифровую форму национальной валюты, которая будет обладать всеми необходимыми свойствами для выполнения функций денег» [4]. Данное Центральным Банком Российской Федерации определение цифрового рубля приближено к определению цифровой валюты, однако не соответствует последнему критерию, приведенному в таблице: цифровая валюта не является денежной единицей РФ. Прослеживается противоречивость в определении статуса цифрового рубля в России. В данном случае необходимо более детально проработать Федеральный закон № 259 или разработать нормативно-правовой акт, который бы давал точное определение цифровому рублю (возможность его отнесения к понятию «цифровая валюта») и правила его обращения в России.
В Докладе Банка России отмечается, что «цифровой рубль будет храниться на индивидуальных электронных кошелках, открытых непосредственно в платежной системе Банка России и являющихся его обязательствами» [4]. Что касается использования цифрового рубля в денежном обороте, то в этом случае Банку России будут доступны все операции с цифровым рублем и идентифицировать кто, в какое время и с какой целью воспользовался цифровым рублем при переводе денежных средств не будет представляться трудным. С одной стороны, это позволить мегарегулятору противодействовать отмыванию денежных средств, полученных преступным путем (ПОД/ФТ). С другой стороны, представляется совершенно очевидным, что в данном случае можно говорить о том, что у Банка России будут слишком широкие регуляторные полномочия при внедрении цифрового рубля в денежное обращение, которые могут противоречить действующему законодательству.
Позиция российских банков к внедрению цифрового рубля в обращение неоднозначна. Цель банка – это генерирование прибыли за счет оказания банковских операций и ведения небанковского бизнеса. На данный момент предполагается, что использование цифрового рубля будет возможно путем использования индивидуальных электронных кошельков, открытых в платежной системе Банка России. Таким образом, российские банки, которые могут выступать в качестве операторов по переводу денежных средств, операторов электронных денежных средств, лишаются возможности проведения банковской операции «осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в т.ч. электронных денежных средств» с использованием цифровой валюты [3]. В данном случае автор видит, как минимум, две рискованные ситуации для кредитных организаций:
-
а) Кредитные организации лишаются возможности получения комиссионного дохода. Оказывая услуги по переводу электронных денежных средств, банки
имеют право взимать комиссию в случае превышения максимальной суммы перевода без открытия счета. В процессе запуска цифрового рубля у банков такой возможности не будет.
-
б) Возникновение риска ликвидности. Факт того, что индивидуальные электронные кошельки будут открываться не в банках, а в Банке России, станет причиной возникновения проблемы оттока денежных средств с банковских счетов клиентов. В данном случае российские банки вынуждены будут корректировать политику по управлению ликвидностью.
Без сомнения, главная роль Банка России во внедрении цифрового рубля - регуляторная. Однако в плане регулирования возникают ряд вопросов, требующих детального рассмотрения. Один из таких проблемных вопросов касается правомерности открытия индивидуальных электронных кошельков. Согласно ст. 49 Федерального закона №86 «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России не имеет право «осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных частями третьей и пятой статьи 46 и статьей 48 настоящего Федерального закона» [2]. Мегарегулятор финансового рынка предполагает, что цифровой рубль будет предназначен для широкого использования среди населения и организаций. Однако открытие в платежной системе Банка России индивидуальных электронных кошельков можно расценивать, как проведение операций с физическими и юридическими лицами, т.е. с категориями лиц, с которыми Банк России по законодательству не имеет право работать. Факт того, что электронные кошельки будут иметь статус «индивидуальные» и каждому цифровому рублю будет присвоен код, говорит о том, что клиент должен будет предоставить информацию о себе, по которой можно определить, какой именно электронный кошелек принадлежит клиенту.
Ранее уже было отмечено, что в долгосрочной перспективе цифровая валюта Центрального Банка Российской Федерации должна будет использоваться при заключении смарт-контрактов на аккредитивы, залоговые счета, эскроу [7]. Однако данные операции осуществляются строго через кредитные организации. В этом случае нет четкого понимания, каким образом будет урегулирована работа российских кредитных организаций с цифровым рублем. Следовательно, на сегодняшний день правовой риск остается одним из основных рисков, с которым может столкнуться кредитная организация в случае исполнения платежных поручений физических и юридических лиц с цифровым рублем. Здесь также все упирается в регулирование и внесение изменений в Федеральный закон №395-1 «О банках и банковской деятельности» и/или иные нормативноправовые акты, регламентирующие проведение конкретной банковской операции кредитными организациями.
Еще одна проблема, которая требует разрешения со стороны кредитных организаций, - это внесение изменений в систему внутреннего контроля. Несмотря на то, что цифровой рубль также, как и наличные денежные средства, будет представлять из себя обязательства Банка России, механизм его использования является особенным. Представляется целесообразным сформировать отдельный блок в рамках системы внутреннего контроля, который будет отвечать за санкционирование и правомочность перевода денежных средств с индивидуального электронного кошелька, открытого в Банке России, на текущий счет клиента. Какие процессы целесообразно будет контролировать с внедрением цифрового рубля в обращение представлено на рисунке:

Рисунок. Процессы в кредитной организации, которые должны будут войти в функционал системы внутреннего контроля кредитной организации с запуском цифрового рубля в обращение
Кроме того, представляется целесообразным Банку России разработать стандарты по организации системы внутреннего контроля, касающихся совершения операций с использованием цифрового рубля. В дальнейшем это позволит минимизировать операционные риски и возможные убытки кредитной организации.
Необходимо также отметить общие для всех стран риски запуска цифровой валюты в обращение. Во-первых, правовой риск. В России и в других странах, официально подтвердивших намерение по разработке и запуску цифровой валюты, только предстоит сформировать правовое поле. Во-вторых, после внедрения в обращение цифровой валюты будет наблюдаться тенденция дезинтермедиации банков. Обращаясь к основам построения банковского бизнеса, расчетные и текущие счета клиентов являются источниками формирования ресурсной базы для банков, используя которую банки совершают активные операции, генерируя прибыль. Таким образом, в случае повсеместного внедрения и использования цифровой валюты банки столкнутся с оттоком денежных средств клиентов и уменьшением ресурсной базы банка. В-третьих, возникновение кибер- рисков. В создании платформы для открытия индивидуального электронного кошелька и трансформации денежных средств из одной формы в другую будут использоваться технологии блокчейн и распределенные реестры. На сегодняшний день ни у одной страны не разработаны методы по управлению кибер-рисками, связанные с обращением цифрового рубля. Каждая страна самостоятельно решает, каким образом защитить права потребителей финансовых продуктов и избежать утечки данных клиентов.
Таким образом, проекты по внедрению цифровой валюты центральных банков -одна из ключевых тенденций в современных платежных системах стран. Несмотря на то, что, согласно данным Банка международных расчетов, большинство центральных банков стран приступили к разработке проектов по пилотированию цифровой валюты, ни одной стране в мире пока не удалось построить правовое поле для безопасного обращения цифровой валюты в платежной системе и поддержания защиты и устойчивости национальной валюты. Отсутствие правового поля несет за собой возникновение как дополнительных рисков, так и возможных потерь для кредит- ных организаций. Отдельно необходимо выделить такие потенциальные риски для кредитных организаций, как снижение ресурсной базы в силу того, что цифровой рубль будет храниться не на текущих или расчетных счетах клиентов кредитной организации, а в расчетном центре платежной системы Банка России, а также риск снижения комиссионного вознаграждения. Однако стоит отметить, что введение цифрового рубля должно способствовать прозрачности совершаемых транзакций, т.к. цифровой рубль будет списывать с индивидуальных электронных кошельков и перечисляться на текущие/расчетные счета клиентов.
Список литературы Основные виды рисков внедрения цифрового рубля в обращение и возможные изменения в системе внутреннего контроля кредитных организациях
- Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
- Федеральный закон №86 "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России).
- Федеральный закон № 395-1"О банках и банковской деятельности".
- Банк России: Доклад для общественных консультаций "Цифровой рубль", Октябрь 2020.
- Криворучко С.В. Современные платежные системы и технологии. Учебное пособие, 2020. - 247 с.
- Банк России: Сформирована первая пилотная группа для тестирования цифрового рубля. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbr.ru/press/event/?id=11000
- Глава Банка России рассказала о перспективах цифрового рубля. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/crypto/news/5f92ed0c9a7947748ea3aa84
- Тестирование прототипа платформы цифрового рубля начнется в январе 2020 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/finance/news/2021/09/13/886468-testirovanie-prototipa-platformi-tsifrovogo-rublya-nachnetsya-v-yanvare-2022-goda
- BIS Papers №107 Impending arrival - a sequel to the survey on central bank digital currency, January 2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bis.org/publ/bppdf/bispap107.pdf