Особенности анализа миромоделирующих категорий драматического произведения (на примере пьесы М.И. Цветаевой "Федра")

Автор: Гильяно Карина Евгеньевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы

Статья в выпуске: 3 (58), 2021 года.

Бесплатный доступ

Цель данной статьи - выявить особенности анализа миромоделирующих категорий на материале драматического произведения и выработать методологию анализа драматического произведения в целом, позволяющую выйти к осмыслению эстетического уровня любой пьесы. Структура пьесы как текста, подготовленного для сцены, значительно отличается от художественного произведения, созданного только для чтения, поскольку автор прорабатывает время и пространство пьесы и как моделирующие художественный мир категории, и как ряд сугубо постановочных решений, нацеленных на быстрое погружение зрителя в художественное произведение и работу с эмоциональными реакциями зрителя, формирующих, в конечном счете, его эстетическое переживание. Учет этих категорий и их особенностей при анализе драматического произведения должен существенно дополнить и углубить результаты такого анализа, традиционно уделяющего больше внимания категории действия, как ведущей категории драмы, и героям произведения. В качестве примера подобного анализа в статье были проанализированы четыре миромоделирующие категории (категории времени, пространства, события и субъекта) пьесы М.И. Цветаевой «Федра» на разных уровнях художественного произведения, описанных М.М. Бахтиным в работе «Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве», - гносеологическом, этическом и эстетическом. Общие черты, выделенные на структурном и языковом уровнях текста при анализе миромоделирующих категорий, позволили нам приблизиться к идейному ядру пьесы и замыслу автора пьесы, а значит, раскрыть эстетический уровень произведения.

Еще

Миромоделирующие категории, м.и. цветаева, методология анализа, эстетический компонент

Короткий адрес: https://sciup.org/149139044

IDR: 149139044   |   DOI: 10.54770/20729316_2021_3_86

Список литературы Особенности анализа миромоделирующих категорий драматического произведения (на примере пьесы М.И. Цветаевой "Федра")

  • Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. С. 26-89.
  • Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Лабиринт, 2010. 352 с.
  • Гильяно К.Е. Анализ миромоделирующих категорий художественного произведения // Филологические науки. 2020. № 3. С. 115-121.
  • Еврипид. Ипполит // Трагедии: в 2 т. Т. 1. М.: Наука, Ладомир, 1999. URL: http://lib.ru/POEEAST/EVRIPID/evripid1_4.txt (дата обращения: 09.03.2021).
  • Ревзина О.И. Тема деревьев в поэзии М. Цветаевой // Σημειωτκή - Sign Systems Studies. 1982. No 1. С. 141-148.
  • Сенека. Федра // Греческая трагедия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. URL: http://lib.ru/POEEAST/SENEKA/seneka1_1.txt (дата обращения: 09.03.2021).
  • Скафтымов А.П. К вопросу о принципах построения пьес А.П. Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.: Художественная литература, 1972. С. 339-380.
  • Цветаева М.И. Федра // Собрание сочинений: в 7 т. Т. 3. М.: Эллис Лак, 1994. С. 633-686.
Статья научная