Особенности анимационной репрезентации ценностно-творческого отношения В. Э. Мейерхольда к прошлому в фильме А. Ю. Хржановского "Нос, или заговор "не таких”"
Автор: Марков Александр Викторович
Журнал: Культура и образование @cult-obraz-mguki
Рубрика: Культурные процессы и явления
Статья в выпуске: 3 (42), 2021 года.
Бесплатный доступ
Фантасмагорическая эстетика анимационного фильма А. Ю. Хржановского «Нос, или Заговор “не таких”» рассматривается как истолкование историософии В. Э. Мейерхольда предреволюционной эпохи, перекликающейся с другими проектами того времени, прежде всего философией истории Н. А. Бердяева и эссеистикой Вяч. Ив. Иванова. Мейерхольд мыслил исторический процесс не как иссякание или прерывание культурных традиций, но, наоборот, как их накопление с помощью телесно-пластических практик, а исторические кризисы - как результат не конфликта или недопонимания, но подмены порядка театрального ритуала, в том числе в общественной жизни, порядком литературного упорядочивания данных. В рассматриваемом фильме данная программа Мейерхольда определяет такие сложные моменты фильма, как живописные цитаты и аллюзии, некоторые повороты сюжета и общую интерпретацию творчества Гоголя, обоснованную теоретическими позициями сценариста фильма Ю. Н. Арабова. Данные моменты эстетической историософии определили и жанровые особенности, и отдельные беллетристические приёмы фильма.
В. э. мейерхольд, а. ю. хржановский, анимация, историософия, модернизм, историзм, русский авангард
Короткий адрес: https://sciup.org/144162224
IDR: 144162224
Список литературы Особенности анимационной репрезентации ценностно-творческого отношения В. Э. Мейерхольда к прошлому в фильме А. Ю. Хржановского "Нос, или заговор "не таких”"
- Аксючиц В. В. О понятии историософии [Электронный ресурс] // Православие.ру : [веб-сайт]. 2004, 8 апреля. URL: https://www.pravoslavie.ru/110.html
- Амирова Г. М. Неоклассические тенденции в русском живописном портрете 1910-х годов // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2011. № 130. С. 197-204.
- Арабов Ю. Н. Кинематограф и теория восприятия : учебное пособие. Москва : ВГИК, 2003. 106 с.
- Бердяев Н. А. Смысл истории. Париж : Ymca-Press, 1969. 269 c.
- Ваняшова М. Г Пьеро, мечтавший стать Арлекином: ранний Мейерхольд на подмостках театра, поэзии и истории // Верхневолжский филологический вестник. 2017. № 4. С. 36-47.
- Дружинкина Н. П, Шевцова Т. И. Портретная живопись Петра Вильямса как отражение основных тенденций развития отечественного искусства первой половины XX века // Общество, государство, право. 2013. № 4. С. 7.
- Кузнецова Л. В. Зооморфный код в кинематографе Андрея Хржановского // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2013. № 1. С. 61-67.
- Мейерхольд В. Э. Глоссы Доктора Дапертутто к «Отрицанию театра» Ю. Айхенвальда // Любовь к трём апельсинам. Журнал Доктора Дапертутто. 1914. № 4-5. С. 67-80.
- Мейерхольд В. Э. [Доктор Дапертутто] Сверчок на печи или, У замочной скважины // Любовь к трем апельсинам. Журнал Доктора Дапертутто. 1915. № 1-2-3. С. 89-94.
- Мейерхольд В. Э. Бенуа-Режиссёр // Любовь к трём апельсинам. Журнал Доктора Дапертутто. 1915. № 1-2-3. С. 95-126.
- Тименчик Р. Из Именного указателя к «Записным Книжкам» Ахматовой // Slavica Revalensia. 2019. № 6. С. 180-247.
- Титова Г. В. От «Ревизора» к «Горе уму»: Мейерхольд и Аполлон Григорьев // Театрон. Научный альманах Санкт-Петербургской академии театрального искусства. 2011. № 2. С. 59-70.
- Титова Г. В. «Горе уму», или Комедия о хамстве // Театрон. Научный альманах Санкт-Петербургской академии театрального искусства. 2012. № 1. С. 70-88.
- Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра / ред. Н. В. Брагинская. Москва : Лабиринт, 1997. 448 с.
- Хлебникова В. Авангарда смерть, Сталина танец: Нос или заговор «не таких» уже один из лучших фильмов года [Электронный ресурс] // Портал «Искусство кино» : [веб-сайт]. 2021, 9 марта. URL: https://kinoart.ru/reviews/ avangarda-smert-stalina-tanets-nos-ili-zagovor-ne-takih-uzhe-odin-iz-luchshih-fil-mov-goda