Особенности асимметричности промышленного развития субъектов Северо-Кавказского федерального округа
Автор: Гуссалов А.М.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 1 (6), 2013 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140105002
IDR: 140105002
Текст статьи Особенности асимметричности промышленного развития субъектов Северо-Кавказского федерального округа
Трансформационные процессы в экономике России в начале 90-х гг. XX века привели к тому, что по своим формальным признакам экономическое пространство стало в целом отвечать общим признакам рыночной экономики западных стран. Однако, при этом образовалась глубокая социальноэкономическая ассиметрия регионов, граничащая с их радикальной поляризацией, что не наблюдается в развитых странах мира и которую в нашей стране не удается преодолеть до настоящего времени. Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что некогда единое экономическое и социальное пространство страны претерпело сегментацию на ряд самодовлеющих, резко отличающихся по уровню экономического и социального развития регионов, в значительной мере с изолированными рынками, имеющими свой уровень доходов и заработной платы, издержек и цен. Это приводит к обособленности субъектов государства и расколу экономического пространства страны, росту социальной напряженности в обществе.
Северо-Кавказкий федеральный округ также весьма неоднороден по социально-экономическим характеристикам: в нем есть районы успешные и динамично развивающиеся, а есть и проблемные, глубоко депрессивные по всем показателям — объему экономики, промышленному производству, уровню жизни, безработице и т.д. Кроме того, даже внутри успешного района СКФО (например, Ставропольского края) имеет место значительная дифференциация по промышленному потенциалу и уровню жизни населения.
Ассиметричность, проявляемая в форме неоднородной отраслевой структуры промышленности регионов СКФО, сложилась под действием как объективных (природно-климатические условия, наличие природных ресурсов, наличие прежнего экономического потенциала, геополитическое положение, особенности расселения и др.), так и субъективных факторов (политические и экономические решения относительно размещения и концентрации хозяйственных комплексов).
С одной стороны, межрегиональные различия в характере и динамике отраслевой структуры экономики являются результатом этой ассиметричности, с другой - выступают как самостоятельные факторы, влияющие на социально-экономическое и промышленное развитие регионов. Закономерной тенденцией, сопровождающей переход к рыночным отношениям в российской экономике, в том числе и Северо-Кавказского федерального округа, в 90-е годы стало смещение отраслевой структуры в сторону увеличения удельного веса сферы услуг и уменьшения доли отраслей, производящих товары. В наибольшей степени возросла доля отраслей, оказывающих услуги, - почти 60 процентов по итогам 2009 года.
В разных регионах СКФО процессы развития рыночного сегмента протекали с неодинаковой скоростью в зависимости от степени урбанизации, местных традиций, уровня экономического развития, а также наличия конъюнктурных преимуществ (геополитическое положение, наличие сырьевых ресурсов и др.). Проводимая политика перехода к рыночной экономике практически не учитывала интересы регионов страны, их потенциал и общественно-социальную структуру, состояние систем хозяйственных связей, возможности саморазвития и т.д., что детально исследовано в экономических источниках, посвященных этому сложному периоду. Суверенизация и экономическое обособление регионов, развал отраслей промышленности и сельского хозяйства, финансовые и инвестиционные ограничения, высокая безработица, способствовали появлению кризисных и депрессивных регионов. Разбалансировка рыночных цен и покупательских возможностей населения привели к резкому падению жизненного уровня значительной части граждан. Произошло радикальное усиление региональной дифференциации доходов и уровня жизни населения.
По признаку межрегиональной социально-экономической ассиметрии (уровню ВРП, доходам) СКФО разделился на «бедные» и «богатые» регионы. В определенной степени в этом процессе сыграла свою роль деградация промышленности. При этом существенно ухудшилась структура производства - в отличие от других успешно развивающихся стран, наращивающих производство товаров с высокой добавленной стоимостью, в СКФО увеличение ВВП обеспечивалось главным образом экспортом энергоносителей и ростом торговли. В структуре промышленного производства резко выросла доля топливно-энергетического и химикометаллургического комплексов при сокращении доли машиностроения. Отрасли с высокой добавленной стоимостью заметно деградировали, наибольшие разрушения произошли в наукоемкой промышленности, инвестиционном и сельскохозяйственном машиностроении, в легкой промышленности и производстве промышленных товаров народного потребления, где уровень производства упал во много раз.
В ряде республик СКФО (Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Дагестан Северная Осетия) объем промышленного производства за период с начала 1990-х гг. до начала роста промышленного производства в 1998-1999 гг. сократился в пять и более раз. В то же время в других округах и регионах страны спад был гораздо ниже. И в настоящее время удельный вес проблемных субъектов в объеме промышленного производства СКФО наиболее низок.
Несмотря на общее снижение роли промышленности в экономике СКФО, дифференциация регионов по динамике промышленного производства во многом определяет их дифференциацию по занятости, доходам населения, общему финансовому положению. При этом лишь небольшая часть регионов (Кабардино-Балкария, Северная Осетия), получивших конкурентные преимущества в финансово-посреднической деятельности, может компенсировать падение промышленного производства ростом других отраслей.
Процесс изменения промышленности в СКФО кардинально отличается от классического механизма обновления технологической структуры экономики. Спад производства в высокотехнологичных отраслях оказался намного больше среднего по промышленности. При этом спад производства тем больше, чем выше технический уровень отрасли. Так, в КабардиноБалкарской Республике и Республике Северная Осетия-Алания еще в 60- гг. XX века был сформирован развитый «электронный комплекс», в который входили наиболее крупные предприятия с общей численностью работников более 30 тыс. человек, а объем производства превышал 30% общего объема продукции промышленности по каждой республике. Предприятия электронной промышленности были наиболее развиты в научнотехническом плане, имели многочисленные подразделения научноисследовательского и внедренческого характера. В настоящее время эти предприятия изменили профиль своей деятельности, основные фонды их устарели, а производственные площади проданы или сданы в аренду торговопосредническим фирмам. Промышленность Кабардино-Балкарской Республики и Республики Северная Осетия-Алания в результате этих процессов оказалась в депрессивном состоянии.