Особенности договорных обязательств с участием самозанятых физических лиц
Автор: Савенко Наталья Евгеньевна
Журнал: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право @vestnik-susu-law
Рубрика: Проблемы и вопросы гражданского права
Статья в выпуске: 4 т.22, 2022 года.
Бесплатный доступ
На основе системного анализа правовых норм, устанавливающих режим деятельности самозанятых физических лиц, с учетом субъектного критерия исследованы договорные обязательства с участием самозанятых лиц, не обладающих статусом индивидуальных предпринимателей: с гражданами-потребителями, субъектами предпринимательской деятельности, отдельными видами юридических лиц (в публичных и корпоративных закупках). Показано, что статус самозанятых лиц неоднозначен, в связи с чем возникают риски для контрагентов самозанятых лиц и сложности реализации мер ответственности. Выявлены особенности и проблемы данных договорных обязательств, предложены пути их решения.
Договорные обязательства с участием самозанятых лиц, самозанятые граждане, налог на профессиональный доход, индивидуальные предприниматели, граждане-потребители, субъекты предпринимательской деятельности, публичные и корпоративные закупки
Короткий адрес: https://sciup.org/147239254
IDR: 147239254 | DOI: 10.14529/law220413
Текст научной статьи Особенности договорных обязательств с участием самозанятых физических лиц
С 2019 года в гр вились такие субъекты, как самозанятые физические лица. Исходя из положений ст. 2, 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о праве граждан осуществлять предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, законодатель причислил их к субъектам предпринимательской деятельности.
Согласно отдельным положениям ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее - Закон № 422-ФЗ) физические лица вправе осуществлять самостоятельно отдельные виды деятельности с использованием специального (льготного) налогового режима, без привлечения наемных лиц по трудовым договорам.
Закон № 422-ФЗ позволяет использовать указанный льготный налоговый режим не только физическим лицам без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, но и уже зарегистрированным индивидуальным предпринимателям (далее - ИП). В рамках данной статьи исследованы только самозанятые физические лица, не обладающие статусом ИП.
Основываясь на положениях вышеуказанных нормативных правовых актов, а также некоторых иных правовых актах, речь о кото- рых пойдет ниже, с учетом возникающих на практике договорных обязательств с участием самозанятых лиц, представляется возможным выделить несколько разновидностей договорных обязательств. Во-первых, самозанятые лица вправе совершать сделки с гражданами-потребителями; во-вторых, - с субъектами предпринимательской деятельности (индивидуальными предпринимателями и коммерческими юридическими лицами); в-третьих, - с отдельными видами юридических лиц посредством участия в публичных и корпоративных закупках.
Обращает на себя внимание, что степень научной разработанности вопросов, связанных с правовым регулированием договорных обязательств с участием самозанятых лиц, недостаточна. В основном преобладают исследования нововведенного института самозанятых граждан с точки зрения налогового права, поскольку первоначально в отношении данной категории лиц были введены нормы, регулирующие налоговые обязанности [7, 1]. Также значительное количество работ посвящено аспектам сходства и различия самозанятых лиц с индивидуальными предпринимателями [3, 9] и работниками [4].
Остановимся подробнее на каждой разновидности договорных обязательств с участием самозанятых лиц.
В первую очередь, самозанятые физические лица вступают в договорные обязательства с гражданами-потребителями. В литера- туре этот аспект затрагивается в общей массе рассматриваемых вопросов о самозанятых лицах [10]. Отдельные исследования, посвященные только этой договорной тематике, до настоящего времени отсутствуют. На наш взгляд, первой и главной проблемой в указанных договорных обязательствах является то, что самозанятые физические лица не включены в субъектный состав исполнителей, изготовителей и продавцов по Закону РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей). По названному закону исполнители (изготовители, продавцы) – это организации (юридические лица) и индивидуальные предприниматели. Следовательно, только к ним в потребительской сфере применяются меры повышенной ответственности за нарушение прав потребителей (неустойка 1 % от суммы договора за нарушение прав в отношении товаров и неустойка 3 % от суммы договора за нарушение прав в отношении работ и услуг). Очевидна неурегулированность вопросов по видам и размерам ответственности самозанятых лиц перед гражданами-потребителями за неисполнение и ненадлежащее исполнение договорных обязательств.
Вторая проблема видится в отсутствии надлежащего регулирования обеспечения качества и безопасности реализуемых самозанятыми лицами товаров, работ и услуг в потребительской сфере. Этот вопрос также связан с мерами ответственности. Деятельность самозанятых лиц не является предметом проверок со стороны, например, Роспотребнадзора (на самозанятых лиц не распространяются Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584). Казалось бы, что это строго публичный компонент в рассматриваемых правоотношениях, однако он отражается на частных интересах граждан-потребителей.
Третьей проблемой в рассматриваемой сфере является отсутствие четкого перечня разрешенных видов деятельности для самозанятых лиц, в том числе в потребительской сфере. Это касается неконтролируемых хостелов, гостиниц, образовательных услуг, производства пищевой продукции. Данный аспект заслуживает отдельного внимания [8].
Указанный пробел в правовом регулировании договорных обязательств с участием самозанятых лиц, на наш взгляд, должен быть устранен. Очевидна необходимость включения самозанятых граждан в субъектный состав Закона о защите прав потребителей, но в качестве самостоятельных субъектов – исполнителей (изготовителей, продавцов), отличных от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Одновременно с этим целесообразно установить для самозанятых лиц справедливую меру ответственности, например, неустойку в размере от 0,1 % до 0,5 % от стоимости договора за нарушение прав потребителей. Предлагаемый вид и размер ответственности должен быть справедливым, соразмерным нарушению прав потребителя с учетом специфики деятельности субъекта – исполнителя (вид деятельности и размер получаемого дохода самозанятого лица).
Вторая разновидность договорных обязательств с участием самозанятых физических лиц – это заключение договоров с субъектами предпринимательской деятельности. В указанных правоотношениях очевидно неравное положение между исполнителями (самозанятыми лицами) и заказчиками (коммерческими субъектами) в части ответственности.
Так, с одной стороны, в силу норм ст. 2, 23 ГК РФ самозанятые физические лица (не индивидуальные предприниматели) приравнены к субъектам предпринимательской деятельности. К данным субъектам применяются нормы о повышенной, так называемой «без-виновной» ответственности за неисполнение договорных обязательств (п. 3 ст. 401 ГК РФ, нормы ГК РФ о коммерческих юридических лицах).
С другой стороны, в силу Закона № 422-ФЗ самозанятые лица ограничены в материальных возможностях: они не вправе привлекать наемных работников по трудовым договорам и размер их годового дохода не может превышать 2,4 млн рублей. По идее законодателя самозанятое лицо – это лицо, которое осуществляет деятельность на основе личного труда, а исходя из этого у них не будет ресурсов для несения повышенной ответственности в договорных обязательствах.
Мы согласны с мнением, высказанным в литературе, о том, что распространение режима предпринимательской деятельности на самозанятых лиц «противоречит идее их лега- лизации, поскольку накладывает на последних такие дополнительные обременения, которые делают для них легализацию невыгодной» [6]. По сути, самозанятые лица в большинстве своем – это не субъекты предпринимательской деятельности. В связи с этим, по нашему мнению, в целях эффективного регулирования указанных договорных обязательств необходимо более четко отграничить в законодательстве самозанятых физических лиц от индивидуальных предпринимателей.
Третья разновидность договорных обязательств с участием самозанятых лиц – публичные и корпоративные закупки, они предусмотрены Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).
Отношения в данной сфере с участием самозанятых граждан исследуются в основном с позиции публичных интересов (правильность планирования закупок с участием физических лиц, в том числе самозанятых лиц в узком значении специального налогового режима; особенности оформления договоров (контрактов) с учетом подтверждения статуса самозанятых лиц (как плательщиков налога на профессиональный доход) определенными видами документов компетентных органов и др.) [5, 2]. Безусловно, внимание к таким сделкам с публичной стороны более чем оправдано. Это объясняется тем, что основным принципом закупок по Законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ является принцип эффективности их проведения и рационального использования бюджетных средств. Однако в названных правоотношениях имеют место и частноправовые аспекты, затрагивающие вопросы о справедливости и комфортности условий деятельности самозанятых лиц в названной сфере.
Так, по Закону № 44-ФЗ самозанятые физические лица участвуют в закупках наравне с иными участниками закупок (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями). Преференций для самозанятых лиц в таких закупках не установлено.
Относительно участия самозанятых лиц в закупках по Закону № 223-ФЗ, важно отме- тить, что они приравнены к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) и имеют возможность быть участниками таких закупок на условиях, предусмотренных для субъектов МСП, пользоваться мерами государственной поддержки.
Общей проблемой в договорных обязательствах с участием самозанятых лиц по двум названным законам видится то, что, с одной стороны, государство предоставляет возможности участия самозанятых лиц в закупках, а, с другой – оно (в лице своих органов и учреждений, заказчиков в закупках) несет риски неисполнения самозанятыми лицами договорных обязательств в силу их ограниченных материальных, трудовых ресурсов и других ресурсов. Негативные последствия для заказчиков – затраты и издержки бюджетных средств на исправление некачественных работ, услуг, товаров.
При исследовании материалов антимонопольной практики по вопросам участия самозанятых лиц в публичных закупках нами выявлен обход закона, а точнее – обход запрета, установленного Законом № 422-ФЗ, на привлечение самозанятыми лицами иных лиц по трудовым договорам. В решениях антимонопольных органов фактически подтверждается возможность привлечения самозанятыми лицами иных лиц на условиях гражданско-правовых договоров (решения УФАС по Республике Татарстан от 14 июля 2021 г. по делу № 04-04/8579; от 16 июня 2021 г. по делу № 04-04/7237). В таком случае очевидна необязательность личного исполнения договорных обязательств самозанятым лицом, что несколько противоречит идее законодателя о введении категории самозанятых лиц как субъектов, осуществляющих деятельность посредством личного труда. По логике антимонопольных органов, соисполнителями (субподрядчиками) могут выступать как физические лица, так и субъекты предпринимательской деятельности (индивидуальные предприниматели и юридические лица). В итоге от такой деятельности самозанятый исполнитель платит налог по льготной ставке 4 % или 6 % от дохода. В случае, если бы исполнителями (участниками публичных закупок) были изначально юридические лица и ИП, то в соответствующий бюджет могло бы поступить больше налоговых отчислений.
Резюмируя вышесказанное, сформулируем следующие выводы.
-
1. В отношении правового регулирования договорных обязательств между самозанятыми лицами и гражданами-потребителями главной проблемой является нераспространение Закона о защите прав потребителей на самозанятых лиц. Это приводит к проблеме ответственности самозанятых лиц за нарушение прав потребителей и обеспечения качества и безопасности товаров, работ и услуг.
-
2. В договорных обязательствах между самозанятыми лицами и субъектами предпринимательской деятельности усматривается неравное положение. Приравнивать самозанятых лиц к субъектам предпринимательства в плане повышенной ответственности несправедливо ввиду разных возможностей (материальных, производственных, трудовых и т.д.) у названных субъектов. В связи с этим, необходимо более детально разграничивать самозанятых лиц и индивидуальных предпринимателей.
-
3. В отношении участия самозанятых лиц в публичных и корпоративных закупках по Законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ выявлена общая проблема личного исполнения договора (контракта) в таких закупках. Запрет на привлечение самозанятыми лицами иных лиц по трудовым договорам на практике вполне преодолевается возможностью привлечения соисполнителей, субподрядчиков на условиях гражданско-правовых договоров. Данное обстоятельство влечет недополучение налоговых платежей в бюджеты, а также возникновение рисков и негативных последствий в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) договорных обязательств самозанятыми лицами.
В качестве общей особенности всех вышеприведенных разновидностей договорных обязательств с участием самозанятых лиц следует выделить особый неоднозначный статус самозанятых физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Неоднозначность их статуса порождает риски, сложности в реализации мер ответственности.
В свете обозначенных проблем очевидна необходимость совершенствования законодательства, регулирующего деятельность самозанятых лиц. Это будет способствовать соблюдению баланса интересов сторон договорных обязательств с участием самозанятых физических лиц.
Список литературы Особенности договорных обязательств с участием самозанятых физических лиц
- Глотов, С. А. Самозанятость населения в России: от слов к правовому регулированию / С. А. Глотов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. - 2017. - № 3. - С. 52-64.
- Ермошина, Е. Учреждение заключило договор с самозанятым. На что обратить внимание? / Е. Ермошина // Учреждение физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2021. - № 9. - С. 39-46.
- Ершова, И. В. Микропредприятие: "микро" не значит "малое" / И. В. Ершова // Предпринимательское право. - 2018. - № 2. - С. 11-18.
- Зайцева, Л. В. Экономически зависимые самозанятые: различия национальных подходов к определению правового статуса / Л. В. Зайцева // Вестник Томского государственного университета. - 2019. - № 446. - С. 212-222.
- Зайцева, Г. Г. Алгоритм планирования закупок на 2021 год / Г. Г. Зайцева // Руководитель автономного учреждения. - 2020. - № 11. - С. 43-52.
- Крюкова, Е. С. Индивидуальный предприниматель и самозанятый гражданин: соотношение понятий / Е. С. Крюкова, В. Д. Рузанова // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2018. - № 3. - С. 21-26.
- Ручкина, Г. Ф. Новые специальные налоговые режимы в законодательстве Российской Федерации как реализация публичных интересов / Г. Ф. Ручкина // Налоги. - 2019. - № 1. - С. 28-33.
- Савенко, Н. Е. Анализ законодательства о разрешенных видах деятельности самозанятых граждан: проблемные аспекты / Н. Е. Савенко // Проблемы права. - 2021. - № 3. - С. 55-61.
- Тарасенко, О. А. Ябвсамозанятые пошел, пусть меня научат / О. А. Тарасенко // Предпринимательское право. - 2020. - № 2. - С. 27-33.
- Шапсугова, М. Д. Правовое регулирование деятельности и сделок самозанятых граждан / М. Д. Шапсугова // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2018. - № 3. - С. 97-102.