Особенности духовно-нравственного воспитания личности в Дагестане средствами музыкального искусства (на рубеже XIX-XX в.)

Автор: Сиротина Т.Б.

Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 3 (57), 2020 года.

Бесплатный доступ

Ведущей гипотезой является предположение о том, что без изучения истории родного края, его фольклора и традиций, первых школ и учителей, - гармоническое развитие личности в условиях национальной республики, а также процесс музыкального воспитания и обучения будут невозможны.

Музыкальная культура личности, духовно-нравственные качества человека

Короткий адрес: https://sciup.org/140275313

IDR: 140275313

Текст научной статьи Особенности духовно-нравственного воспитания личности в Дагестане средствами музыкального искусства (на рубеже XIX-XX в.)

Развитой профессиональной национальной музыкальной культуры современного, не фольклорного, типа в Дагестане до революции не существовало. В области не было ни одного специального музыкального учебного заведения, ни одного национального исполнительского коллектива. Правда, в горах теплились отдельные очаги музыкальной жизни: местная интеллигенция Темир-хан-Шуры (ныне город Буйнакск), Дербента, Порт-Петровска (ныне город Махачкала) устраивала домашние любительские концерты, в начале ХХ века в Дагестане существовали духовые оркестры, исполнявшие популярную, главным образом, танцевальную музыку. Однако общий уровень музыкальной культуры был чрезвычайно низок. К тому же, этот тяготеющий к европейским образцам музыкальный быт городов был бесконечной пропастью отделён от «дикой», «некультурной» стихии дагестанского музыкального фольклора, никак не связан с национальной почвой.

История дагестанского народа сложилась так, что с принятием ислама зрелищная культура (театр) почти прекратила своё существование, хотя память и сохранившиеся аксессуары сберегли сведения об очень высоком и развитом искусстве.

Однако религиозной направленности не удалось совершенно исключить из быта горцев зрелищные, увеселительные формы искусства. Вновь и вновь возрождалась стихия ярких народных праздников. Бродячие кукольники, канатоходцы, ашуги, шуты, плуты несли своё искусство из аула в аул. Их тепло встречал простой народ; а привилегированная часть общества (духовенство) – с неудовольствием и опаской. Массовое искусство возрождалось в календарно-обрядовых, свадебных ритуалах, праздниках, венчающих труд землепашцев, садоводов, чабанов; здесь у всех дагестанцев и у каждого народа в отдельности существовало много яркого, самобытного, ценного. Например, свадьба представляла собой разработанный сценарий, который воспроизводился в традиционной последовательности, с чередованием песен, танцев и т.д.

Для городской зрелищности было типично соединение песни, пластики, музыки. Она являлась имитацией героического театра горцев и восполняла его отсутствие. Большое число людей были одновременно и слушателями и участниками происходящего.

Ещё одним свойством становится протяжённость музыкальнодраматического действа, зависимая от таланта и умения сказителя захватить присутствующих своим повествованием. Оно могло продолжаться несколько часов, постоянно держа внимание людей на одной и той же эмоциональной волне.

Дагестанцам был практически закрыт путь к музыкальному образованию. Накануне революции, в 1916 году, вышел указ о прикреплении учащихся школ и гимназий к соответствующим учебным округам. Этот указ полностью лишал горцев возможности поступления в консерватории Петербурга и Москвы. Весьма показательна в этом плане судьба композитора-самоучки А. Иванова-Алхазова (1861 – 1919), автора ряда музыкальных сочинений, в том числе известного доныне марша «Горец Дагестана». Иванов-Алхазов открыл в Темир-хан-Шуре мастерскую по ремонту и настройке музыкальных инструментов, где изготовил «музыкальный стул», «музыкальный самовар» и ряд других изделий подобного рода.

Множество даровитых дагестанцев в условиях самодержавной России не находило пути к большому искусству, к творчеству.

Вопросы о путях, методах и направлении развития музыкального искусства, в частности, о формах и средствах музыкально-просветительской работы, принципах музыкального образования с учётом специфики национальных условий Дагестана неоднократно обсуждались на страницах республиканской печати, на съездах и конференциях работников культуры и просвещения, вызывая порой острые дискуссии и столкновения различных мнений и точек зрения. Партийная печать Дагестана выступила с защитой позиций классовости, партийности, народности музыкального искусства, против косных националистических взглядов, за ориентацию на достижения передовой русской и всей мировой культуры.

Осуществление социалистической революции в Дагестане, борьба за установление и упрочение власти трудящихся проходили в чрезвычайно сложных и тяжёлых условиях. Но уже на самых ранних этапах Советской власти были поставлены вопросы культурного строительства и предприняты шаги по организации новых форм культурной жизни.

Одной из таких форм стали так называемые концерты-митинги, во время которых речи ораторов чередовались с музыкой в исполнении духового оркестра или революционными песнями, которые пели сами участники митинга. Такие концерты-митинги воспринимались как яркие общественные события, их праздничная атмосфера соответствовала общим чувствам масс, способствовала подъёму уровня музыкального воспитания личности.

Музыка тесно сплеталась с жизнью народа, становилась неотъемлемой частью общественного бытия. Концерты-митинги пользовались большой популярностью, музыка и слово, звучащие не только в больших аудиториях, но часто прямо под открытым небом, на улицах и площадях городов и селений, привлекали внимание людей, становились действенной формой музыкального воспитания народа. Поэтому концерты -митинги стали вскоре постоянной систематической формой воспитательной и музыкальнопросветительской деятельности органов народного просвещения.

Со временем концерты-митинги заменила «живая газета», которая сохраняла характерный для концертов-митингов принцип чередования злободневных политических материалов и музыкальных «интермедий», однако строилась уже не так стихийно; она предполагала существование какого-то предварительного сценария и участие чтеца-актёра («живогазетчик») или группы артистов. Кроме того, в отдельных случаях музыкальная часть «живой газеты» не состояла целиком из известных пьес и песен, подобранных в соответствии с содержанием выпуска, а включала номера, специально сочинённые самодеятельными авторами для данного случая. Одним из популярных в те годы музыкально-поэтических жанров, широко встречавшимся в «живой газете», была мелодекламация-чтение стихов или прозаических текстов в сопровождении музыки, подобранной или сочинённой специально для данного случая.

Концерты-митинги, «живая газета», спектакли-концерты, - всё это служило музыкальному воспитанию масс и подготавливало почву для развития более сложных видов музыкально-сценического искусства, постепенно входивших в культурную жизнь молодой дагестанской республики.

Огромное значение для музыкального воспитания горцев имело в этот период исполнение песен революционного подполья и гражданской войны, русских рабочих песен и международных пролетарских гимнов. Уже к середине 20-х годов исполнение старых и новых революционных песен во время демонстраций, праздничных вечеров, торжественных собраний и т.п. мероприятий стало в Дагестане устойчивой традицией.

В эти же годы началось развёртывание художественной самодеятельности, создание сети культурно-просветительских учреждений по всей республике. Уже к началу 1925 года в Дагестане было более 150 клубов. О заметных успехах музыкально-воспитательной работы свидетельствовала организация музыкальных кружков, хоров, самодеятельных музыкально-хореографических коллективов в районах республики.

Художественная самодеятельность явилась одним из важных участков привлечения к активному участию в культурной жизни республики женщин-горянок. Борьба за раскрепощение женщин была необходимой составной частью культурной революции в Дагестане.

Существенной стороной музыкального воспитания личности в Дагестане в первой половине 20-х годов была концертная и музыкальнотеатральная жизнь, сосредоточенная главным образом в Махачкале и в меньшей степени в Буйнакске и Дербенте. Большое место занимали в ней гастроли различных музыкальных коллективов из других республик и городов страны, но немаловажную роль играли здесь и местные профессиональные силы, а отчасти – наиболее сильные самодеятельные музыканты и певцы.

Благодаря своей демократической сущности, доступности, благодаря огромным возможностям непосредственного воздействия на массовую аудиторию эти концерты были могучим средством музыкального воспитания горцев.

Музыкальная культура личности – первостепенная задача, стоящая перед педагогами-музыкантами многонациональной республики. Необходимо учитывать многие специфические особенности, присущие той или иной нации, а также вековые традиции и обычаи народов Дагестана, музыкальный опыт, передаваемый из поколения в поколение. Каждая нация отличается историей своего развития, живёт в определённых природных условиях, имеет свою многовековую культуру. Музыкальная педагогика вырабатывает свои методические установки, учитывая историю народа, его национальный фольклор.

Список литературы Особенности духовно-нравственного воспитания личности в Дагестане средствами музыкального искусства (на рубеже XIX-XX в.)

  • Агабабов Сергей А. Деятели музыкального искусства Дагестана.- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1960.
  • Агагишиева Зумруд З. Жанр эпоса в песенном творчестве народов Дагестана,- Махачкала: РИО Госкомиздата Дагестана, 1990.
  • Ахлаков Ахмед А. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа.- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1981.
  • Дагестанские народные песни.- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959.
Статья научная