Особенности евроатлантической модели национальной инновационной системы

Автор: Назарова С.В.

Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness

Статья в выпуске: 3-1 (97), 2023 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена исследованию особенностей евроатлантической модели национальной инновационной системы (НИС). Изучена современная типология моделей национальной инновационной системы, проанализированы характерные черты каждой из них. Особенности евроатлантической модели рассмотрены на примерах двух европейских стран: Финляндии и Великобритании. По результатам исследования сделан вывод о процессе трансформации евроатлантической модели инновационного развития: в нее постепенно добавляются элементы моделей тройной и четырехзвенной спиралей.

Национальная инновационная система, евроатлантическая модель нис, модель полного инновационного цикла, исследования и разработки, финляндия, великобритания

Короткий адрес: https://sciup.org/170198134

IDR: 170198134   |   DOI: 10.24412/2411-0450-2023-3-1-101-105

Текст научной статьи Особенности евроатлантической модели национальной инновационной системы

Основой для устойчивого и динамичного развития любой экономической системы в настоящее время является инновационная деятельность, которая позволяет обеспечить высокий уровень конкурентоспособности страны, способствует экономическому росту и повышению благосостояния населения [1]. Национальная инновационная система страны сегодня рассматривается как неотъемлемая составная часть национальной экономической системы [2]. Поэтому изучение особенностей наиболее успешных моделей национальной инновационной системы является важной задачей, позволяющей обеспечить выбор оптимального пути инновационного развития для нашей страны.

Современная типология НИС включает в себя следующие модели: евроатлантическую или традиционную; восточноазиатскую; альтернативную; модель «тройной спирали»; а также четырехзвенную и пятизвенную модели.

Евроатлантическая модель является моделью полного инновационного цикла, где представлены все стадии инновационного процесса:

  • -    проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок;

  • -    создание опытных образцов;

  • -    запуск их в производство.

Большинство европейских стран, таких как Великобритания, Франция, Германия, Финляндия, Швеция и др., относятся именно к этой модели НИС [3].

Восточноазиатская модель является моделью неполного инновационного цикла, где стадия фундаментальных научных исследований отсутствует. Эта модель инновационного развития характерна для таких стран как Япония, Южная Корея, Гонконг, Тайвань и других, которые ориентированы на экспорт высокотехнологичных продуктов, при этом заимствуют новейшие технологии у стран евроатлантической модели развития, и производят на своих мощностях высокотехнологичные продукты, ориентируясь на экспорт.

Альтернативная модель характерна для стран с низким уровнем развития фундаментальной и прикладной науки, которые не обладают существенным научным потенциалом, отсутствуют высокотехнологичные сектора экономики, этим странам свойственна сельскохозяйственная направленность. Эта модель характерна для Таиланда, Турции, Португалии, Чили и др.

Модель «тройной спирали» представляет собой относительно новую модель НИС. Она зародилась на базе евроатлан- тической модели НИС, однако, отличается от нее и структурой НИС, и механизмом взаимодействия ее отдельных элементов. В отличие от западноевропейской модели, например, где ядром модели являются университеты и исследовательские центры, здесь в составе ядра модели лежит взаимодействие трех составляющих: науки (университетов), государства и бизнеса. Причем модель «тройной спирали» демонстрирует взаимодействие этих трех составляющих (науки, государства и бизнеса) на каждом этапе создания инновационного продукта [3]. Классическим примером развития инновационной системы по принципу «тройной спирали» является Силиконовая долина в США. Она функционирует на основе взаимодействия бизнеса и науки, представленной Массачусетским технологическим институтом, который осуществляет фундаментальные и прикладные исследования при финансовой поддержке государства. Процесс формирования отдельных элементов этой модели можно проследить сегодня и в ряде европейских стран, а также и в Японии.

Современные исследователи выделяют также четырехзвенную и пятизвенную инновационные спирали.

Концепция четырехзвенной спирали расширяет парадигму тройной спирали, указывая на то, что наряду с наукой, промышленностью и государством, ключевую роль в инновационном процессе играет общество, которое через спрос и реализацию пользовательской функции, существенно влияет на создание знаний и технологий. И именно пользователи инноваций являются ядром модели четырехзвенной спирали [4]. Элементы четырехзвенной спирали успешно внедряются, например, в Швеции и Финляндии, инновационные системы которых, мы традиционно относим к евроатлантической модели НИС. В этих странах предусматривается большая вовлеченность граждан общества в лице представителей различных общественных сообществ, экологических организаций, профсоюзов и др. в процесс вы- работки политических решений внешней и внутренней политики [5].

Пятизвенная модель инноваций добавляет в качестве пятого элемента природную среду, в частности, социальноэкологические взаимодействия, что означает возможность ее применения междисциплинарным и трансдисциплинарным образом для устойчивого развития.

Анализ различных рейтингов инновационной активности показывает, что лидирующие позиции в первой двадцатке рейтингов в настоящее время устойчиво занимают страны, относящиеся именно к евроатлантической модели НИС.

К основным особенностям данной модели относят следующее:

  • -    приоритетность фундаментальных и прикладных исследований;

  • -    финансирование научных исследований и разработок инициируется в большинстве случаев государством;

  • -    в качестве субъектов, генерирующих инновации выступают крупнейшие университеты, именно они являются ядром данной модели;

  • -    бизнес предъявляет спрос на инновационные технологии, которые впоследствии приобретаются и используются в процессе производства [6].

Рассмотрим особенности евроатлантической модели инновационного развития более детально на примерах двух европейских стран: Финляндии и Великобритании. Выбор стран обусловлен их относительно высокими позициями в мировых рейтингах инновационного развития. Так, например, согласно данным, приведенным в аналитическом докладе «Глобальный инновационный индекс» (ГИИ, Global Innovation Index) за 2022 год, Великобритания заняла 4 место в мире по уровню инноваций, а Финляндия – 9 [7]. ГИИ непосредственно характеризует уровень инновационного развития страны и косвенно отражает уровень конкурентоспособности [8]. Хотелось бы отметить, что позиции этих стран в рейтинге являются довольно стабильными, что демонстрируют данные, представленные в таблице.

Таблица. Динамика рейтинга стран (Великобритании и Финляндии) в ГИИ за 20172022 гг. [7]

Страна

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Великобритания

5

4

5

4

4

4

Финляндия

8

7

6

7

7

9

Важнейшую роль в развитии НИС Финляндии играют университеты, которые становятся инициаторами создания научных и технологических парков, позволяющих осуществлять эффективную коммерциализацию интеллектуальной собственности, и содействующих установлению взаимосвязей с потребителями инновационных продуктов [9]. В качестве примера можно привести Научный парк Университета Хельсинки – это один из самых известных научных парков Финляндии, который был создан и функционирует на базе одноименного университета. Вторым по значимости вузом Финляндии является Университет Аалто, созданный финским правительством в 2010 году специально с целью стимулирования инновационной деятельности путем слияния трех высших учебных заведений. По мнению экспертов, внимание государства к сфере высшего образования является одним из значимых факторов успеха Финляндии в инновационной сфере, а также источником высокого уровня научного и технологического развития страны [9].

Национальная инновационная система Финляндии хорошо структурирована, государственный сектор в которой выполняет функции генератора стратегических направлений инновационного развития. Непосредственным координатором целевых программ, инициируемых государством, является агентство Tekes (совместно с Академией наук Финляндии), программы которого способствуют развитию тесной кооперации между генераторами и потребителями инноваций, обеспечивая сопровождение всей цепочки инновационного цикла [9].

Финляндия относится к числу стран с развитым и отлаженным механизмом НИОКР, что обеспечивает стране высокий уровень инновационного развития. Затраты на НИОКР в Финляндии ежегодно увеличиваются: так, например, в 2016 году они составляли 2,74% от ВВП; в 2017 году – 2,76%; в 2018 году – 2,77%; в 2019 году – 2,8%; в 2020 году – 2,9% от ВВП [10]. При этом на реальный сектор экономики приходится наибольшая доля реализуемых НИОКР.

Среди особенностей НИС, позволяющих Финляндии поддерживать устойчивые позиции в десятке стран с высоким уровнем инновационного развития экономики, можно выделить следующие: системность, которая обусловлена оптимальной структурой инновационной системы, сильная региональная составляющая инновационной политики, успешное взаимодействие частного бизнеса, университетов и государственных организаций, а также диверсификацию точек инновационного роста [11].

Инновационная инфраструктура Великобритании стала интенсивно развиваться 2000-х годов, когда была принята инновационная стратегия долгосрочного развития Великобритании, а также создан Совет по технологическим стратегиям, который осуществляет инвестиции в создание новых технологий, поддерживает их развитие и коммерциализацию.

Затраты на НИОКР в Великобритании несколько ниже, чем в Финляндии: так, например, в 2016 году они составляли 1,6% от ВВП; в 2017 году – 1,7%; в 2018 году – 1,7%; в 2019 году – 1,7% от ВВП [10]. Широкое распространение в Великобритании получила система грантов [12; 13].

Ядром евроатлантической модели, как известно, являются университеты и исследовательские центры. По традиции Оксфорд считается одним из ведущих национально-исследовательских центров Великобритании. Однако инновационная инфраструктура в стране занимает значительную территорию, и формируется она не только вокруг мировых университетов в Лондоне, Оксфорде и Кембридже. Одним из наиболее амбициозных и инновационных университетов Великобритании в настоящее время является Кардиффский университет. Изначально он был одним из колледжей-основателей Уэльского университета, а сегодня является ведущим вузом Великобритании, который может похвастаться ультрасовременной научноисследовательской базой и площадкой для инновационных разработок. Многочисленные инновационные центры функционируют по всей территории страны: в Манчестере, Бристоле, Шеффилде, Эдинбурге и др. Так, например, Эдинбургский центр трансфера технологий открылся на базе Эдинбургского университета и создал эффективный способ обмена информацией между исследовательскими лабораториями университета и бизнес-сообществом. Часть из этих инновационных центров ориентирована на разработку специфической технологии и продвижение ее использования в соответствии с потребностями и возможностями бизнеса, другая часть сосре- доточена на определенном секторе экономики или рынка для объединения взаимодополняющих дисциплин науки и технологии [3].

Как отмечают эксперты, в настоящее время в странах Западной Европы идут процессы объединения национальных инновационных систем отдельных стран в единое инновационное пространство в рамках ЕС, для чего разрабатываются специальные механизмы активизации инновационной деятельности в масштабах всего региона [14].

Таким образом, евроатлантическая модель на сегодняшний момент является одной из самых результативных моделей НИС. Однако в настоящее время происходит постепенная трансформация данной модели: в нее добавляются элементы моделей тройной и четырехзвенной спиралей, а также прослеживается тенденция к интеграции НИС западноевропейских стран в единое инновационное пространство.

Список литературы Особенности евроатлантической модели национальной инновационной системы

  • Кирова И.В., Ростова Д.В. Эффективное развитие российской экономики: препятствия и пути их преодоления // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 9. -С. 100-107.
  • Литвиненко В.А., Назарова С.В. Интенсификация инвестиционной политики как инновационная доминанта развития национальной экономики // Международная экономика. - 2015. - № 7. - С. 13-16.
  • Модели формирования национальных инновационных систем. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kapital -rus.ru/articles/article/modeli_formirovaniya_nacionalnyh_innovacionnyh_sistem.
  • Караяннис Э., Григорудис Э. Четырехзвенная спираль инноваций и «умная специализация»: производство знаний и национальная конкурентоспособность // Форсайт. -2016. - Т. 10. - №1. - С. 31-42.
  • Кичатинова Е.Л., Олейников И.В. Концепция «четвертой спирали» и инновационное развитие регионов // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. - 2019. - Т. 29. - С. 53-62.
  • Суворова В.В., Шаталин А.Н. Перспективы формирования российской модели национальной инновационной системы // В сборнике: Актуальные проблемы и пути развития энергетики, техники и технологий. Сборник трудов VI Международной научно-практической конференции. - Балаково, 2020. - С. 381-388.
  • Global Innovation Index. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.globalinnovationindex.org.
  • Коваленко Н.В., Безновская В.В. Влияние инновационного развития на конкурентоспособность // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. - 2022. - №1 (31).
  • Мальцева А.А., Кархунен П. Феномен Финляндии: развитие инфраструктуры и генерации и трансфера инноваций как фактор экономического роста // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2012. - Вып. 6. - С. 108-122.
  • Затраты на исследования и разработки в процентах от ВВП. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://w3.unece.org/SDG/ru/Indicator?id=123.
  • Назарова С.В. Особенности национальной инновационной системы Финляндии // В сборнике: Национальные и международные финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта. Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ). - Москва, 2019. - С. 248-253.
  • Назарова С.В., Кирова И.В. Особенности национальной инновационной системы Великобритании // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 3-2 (73). - С. 8084.
  • Назарова С.В. Инновационная политика: актуальный опыт Великобритании // Экономика и социум. - 2016. - №3 (22). - С. 894-898.
  • Давыденко Е.В. Проблемы модернизации и перехода к инновационной экономике // Проблемы современной экономики. - 2014. - №2 (50). - С. 23-26.
Еще
Статья научная