Особенности формирования зависимости от психоактивных веществ у детей и подростков, занимающихся спортом
Автор: Туревский И.М.
Журнал: Автономия личности @avtonomiya-lichnosti
Рубрика: Проблемы социологии, культурологии и искусства. История образования и педагогической мысли
Статья в выпуске: 1 (1), 2010 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14219877
IDR: 14219877
Текст статьи Особенности формирования зависимости от психоактивных веществ у детей и подростков, занимающихся спортом
И.М. Туревский пидемия распространения употребления психоактивных веществ (ПАВ), охватившая Россию, представляет опасность не только для отдельного индивида, но и в целом для здоровья нации.
Потребителем ПАВ в нашей стране, по данным ряда авторов, является каждый 4–5 подросток (не менее 20% подросткового населения). Возраст первого потребления ПАВ снизился с 10 лет (1996 г.) до 7–8 лет (2009 г.).
За последние годы рост потребления российскими подростками ПАВ еще более ускорился. По данным Г.М. Энтина с соавт. (2009), в целом по стране число только учтенных подростков, злоупотребляющих ПАВ за 2005-2007 гг. выросло с 249,6 до 556,7 на 100000 подростков, то есть в несколько сотен раз, по сравнению с 1994 годом, когда распространенность этой заболеваемости составляла 11,2 на 100000 населения (Г.М. Энтин, А.Г. Гофман, 2008г.).
Заболеваемость употреблением ПАВ в Туле стала нарастать с 1985 года, а 1996-1997 годов приняла характер эпидемического процесса. Так в Тульской области в 2008 году зарегистрировано 2478 больных наркоманией (в 1999г. – 1331). По оценке УВД Тульской области, реальное количество потребителей ПАВ, видимо, превышает 50 тыс. человек.
Предрасположенность к употреблению ПАВ зависит от множества факторов (отягощенная наследственность, последствия травм, стрессогенные воздействия, особенности характера и самосознания личности, макро- и микросоциальное окружение, педагогическая запущенность, давление сверстников, недостаточное развитие навыков поведения в условиях жизненных проблемных ситуаций и др.) и их определенного сочетания (L.S. Friedman, F Fleming, et. al.,1996; Э.Г. Эйдмиллер, В.В Юстицкис, 2001; С.В. Березин, К.С. Лисецкий, 2000; В. Москаленко, 2007). В свою очередь в формирующейся личности как в зеркале отражаются дезадаптивные процессы в семье и обществе в целом.
Целью настоящего исследования являлось оценка процессов психологической адаптации и, соответственно, степени риска развития зависимости от ПАВ в подростковой среде.
Обследовано 80 детей и подростков ДЮСШ в возрасте 10 – 12 лет (30 чел.), 13–14 лет (20 чел.), 15–17 лет (30 чел.). Использовался тест Айзенка для выявления тревожности, субъективной самооценки и агрессивности; тест Цукермана для выявления степени потребности в острых ощущениях и данные социологических исследований.
По составу семьи исследуемые распределились следующим образом: в неполной семье проживают 10%; в семьях мать + отчим – 17,5%; с прародителями (бабушка-дедушка) –7,5%. Итого в той или иной степени нарушенной семье проживает 25,5%, что, очевидно, отражает имеющийся в стране кризис семейных отношений.
Хорошие отношения в семье отметили 90% обследуемых и лишь 10% сообщили, что отношения в семье нейтральные. Однако дальнейший анализ выявил, что 55% редко или никогда не рассказывают родителям о своих проблемах, а те, соответственно, ими не интересуются. Эпизодически конфликтные отношения с родителями возникают у 20% обследуемых. Таким образом, можно предполагать, что более чем в половине семей отношения в семье носят формальный характер, без необходимой семейной теплоты и участия, а в 20% случаев возможны конфликтные отношения.
Близкие проблемы возникают у детей и подростков и в своем окружении. В 30% случаев у подростков мало или совсем нет друзей, в 60% наблюдений имеются конфликты со сверстниками.
Таким образом, имеющиеся данные свидетельствуют о неблагоприятных социальных условиях, как макросоциальных, так и внутрисемейных для развития подростков и, соответственно, высоком риске возникновения риска употребления ПАВ среди подростков.
Дальнейшая степень риска развития зависимости от ПАВ тесно связана с личностными данными, в, частности, с адаптивными возможностями личности и уровнем духовного развития.
Исследуемый контингент (подростки из ДЮСШ) предполагал занятость подростков и относительно благоприятную социальную адаптированность. В тоже время выявлено, что в других кружках и секциях занимается только 7,5%, посещают спортивные зрелища 25%, а вот читают художественную литературу лишь 15%, журналы – газеты 10%, посещают музеи – 0 чел. Большинство подростков – 65 % проводит свободное время в уличных компаниях с друзьями.
Полученные данные отражают низкий уровень духовных запросов и, соответственно, проблематичность формирования зрелой личности.
Значительное социальное давление, формализованные отношения с близкими, безусловно, должны отражаться на формировании личности. Полученные нами данные опросников Айзенка о степени тревожности, самооценки и агрессивности; тест Цукермана о степени потребности в острых ощущения выявили следующее.
Высокую степень тревожности обнаружили у 7,5%, тенденцию к заниженной самооценке у 10%, что, по-видимому, определяется контингентом обследованных (подростки-спортсмены). Высокий уровень агрессивности выявлен в 10% случаев, средне – выраженная агрессивность – 22,5%, всего тенденцию к агрессивному поведению – 32,5%. При этом из всех обследованных 40% предпочитают разрешать конфликтную ситуацию с позиций силы, данная тенденция возрастает в возрастной группе 15–17 лет – 60%.
Высокую потребность в поиске острых ощущений, с риском утраты контроля своего поведения обнаружили 15%, а 7,5% выявили готовность к пробе такого вещества. Готовность к пробе ПАВ наиболее высока в группе 13-14 лет – 20%. Желание испытать новые ощущения, от какого – либо вещества тесно коррелировало (r = 0,8) с конфликтными семейными отношениями и отсутствием близких друзей (r= 0,6). В данных случаях выявляется тенденция снять имеющееся психологическое напряжение, обусловленное нарушением социальных связей, любым другим доступным способом.
Итого по данным тестов Айзенка – Цукермана признаки дезадаптации обнаруживали 30 %, напряжение адаптивных механизмов 22,5%. Полностью психически устойчивыми являлось чуть больше половины исследованных – 60%. Характерно, что распространенность де-задаптивных процессов наиболее высока в возрастной группе 15– 17 лет, что, соответственно определяет и высокую степень риска обращения к ПАВ в данной возрастной группе.
Таким образом, социальное давление, отсутствие заинтересованной поддержки со стороны близких, напряженность адаптивных механизмов, а в ряде случаев и их срыв определяет необходимость поиска путей к снятию имеющегося напряжения. Часть обследованных использует для этого социально – приемлемые пути снятия напряжения, в частности занятия спортом. Для других (15% обследованных), как показали наши исследования, этого явно недостаточно, что определяет значительный риск формирования у них зависимости от ПАВ. Потребность тех или иных реабилитационных мероприятий обнаруживает 40% обследованных подростков.