Особенности генотипирования папилломавирусной инфекции у пациенток с цервикальными интраэпителиальными неоплазиями
Автор: Шмакова Надежда Александровна, Чистякова Гузель Нуховна, Кононова Ирина Николаевна, Ремизова Ирина Ивановна
Журнал: Ульяновский медико-биологический журнал @medbio-ulsu
Рубрика: Клиническая медицина
Статья в выпуске: 3, 2020 года.
Бесплатный доступ
В последние годы в мире, особенно в России, наблюдается неуклонный рост и «омолаживание» рака шейки матки. При этом вирус папилломы человека является не только основным фактором прогрессирования неопластического процесса, но и одной из наиболее распространенных инфекций, предаваемых половым путем, в мире. Цель. Оценить распространенность и характеристику генотипов папилломавирусной инфекции у пациенток с цервикальными интраэпителиальными неоплазиями. Материалы и методы. Проведено обследование 213 пациенток репродуктивного возраста с ВПЧ-инфекцией, пришедших на профилактический осмотр. Всем женщинам было выполнено цитологическое исследование жидкостным методом и генотипирование вируса папилломы человека методом полимеразной цепной реакции. Результаты. Распространенность цервикальных интраэпителиальных неоплазий среди женщин с папилломавирусной инфекцией составила 80,3 % (171 пациентка). Согласно данным генотипирования вируса папилломы человека превалировал 16-й (38 %) и 33-й типы (32 %). Выявлена положительная высокая корреляционная связь между цервикальными неоплазиями высокой степени онкогенного риска (HSIL) и 18-м типом ВПЧ-инфекции (r=+0,759 при р=0,001), отрицательная средняя корреляционная связь 45-го типа ВПЧ с низкой степенью онкогенного риска (LSIL) (r=-0,643 при р=0,002). Продемонстрированы высокие показатели вирусной нагрузки в когорте пациенток с тяжелыми внутриэпителиальными цервикальными поражениями. Выводы. По результатам полученных данных установлено доминирование 16-го и 33-го генотипов ВПЧ при цервикальных интраэпителиальных неоплазиях с наличием значимых различий между пациентами с HSIL и LSIL в отношении 18-го и 45-го типов, а также связь роста уровня вирусной нагрузки с увеличением степени тяжести патологического процесса.
Вирус папилломы человека, интраэпителиальные новообразования шейки матки, рак шейки матки
Короткий адрес: https://sciup.org/14117573
IDR: 14117573 | DOI: 10.34014/2227-1848-2020-3-104-111
Текст научной статьи Особенности генотипирования папилломавирусной инфекции у пациенток с цервикальными интраэпителиальными неоплазиями
Введение. Вирус папилломы человека (ВПЧ) является самой распространенной инфекцией, передаваемой половым путем, и за последние 10 лет инфицированность им возросла более чем в 10 раз (около 13 % всего населения, т.е. более 600 млн чел. в мире). Значительная часть инфицированных – это женщины в возрасте до 30 лет, до 82 % которых считаются инфицированными уже через 2 года от начала половой жизни; в возрасте старше 30 лет отмечается увеличение опасности персистенции в 10 раз [1, 2].
На сегодняшний день выделено более 200 генотипов ВПЧ в зависимости от последо- вательности генов, которые кодируют капсидный белок L1. Кроме деления на виды, способные поражать либо слизистые оболочки, либо кожу, принято выделять типы низкого (6, 11, 42, 43, 44-й) и высокого (16, 18, 31, 35, 36, 45, 51, 52, 58-й) онкогенного риска [3].
Отсутствие элиминации высокоонкогенных типов вируса папилломы человека более двух лет – основной фактор возникновения и прогрессирования цервикальных интраэпителиальных неоплазий (SIL) и развития рака шейки матки в дальнейшем. Под влиянием ВПЧ происходит нарушение физиологического метапластического процесса, который за счет неконтролируемой клеточной пролиферации приобретает аномальный характер с активным неоангиогенезом для обеспечения питания неопластических клеток [4–6]. Проникая в клетку, вирус папилломы человека потенцирует синтез собственных белков, кодируемых ранними генами Е1–Е8, для поддержания репликации вирусной ДНК с последующей активацией поздних генов L1, L2, отвечающих за образование структурных белков вирусного капсида. Основными онкопротеинами, блокирующими супрессию опухолевого роста, являются Е6 и Е7, которые действуют как онкогены и являются маркерами персистенции ВПЧ-инфекции. Данный процесс осуществляется блокированием Е6 ацетилирования транскрипционного фактора р53, подавлением его функции как ингибитора процессов пролиферации [7]. При этом Е7 непосредственно активирует неконтролируемое деление клеток с блокировкой противовирусного иммунитета за счет повышения экспрессии гена р16ink4a, подавляет экспрессию цитокинов, что приводит к снижению миграции активированных натуральных киллеров (NK-клеток) в очаг поражения [8, 9].
По результатам статистического анализа в нашей стране выявлена связь между 16-м и 18-м генотипами ВПЧ и раком шейки матки: данные типы папилломавирусной инфекции были диагностированы у пациенток с цервикальными интраэпителиальными неоплазиями низкой степени онкогенного риска (LSIL) в 35 % случаев, высокой степени (HSIL) – в 56 %, с раком шейки матки – в 73,5 %, в 9,4 % случаев женщины имели нормальные показатели цитологического скрининга [10].
Необходимо отметить, что проведенные исследования, безусловно, показывают возможность спонтанной элиминации ВПЧ. Достоверно чаще это наблюдается в подростковом возрасте, составляя до 70–80 % всех случаев инфицирования, что, вероятно, связано с отсутствием пока выраженных отклонений в иммунном статусе. Тем временем более низкие показатели отмечаются в возрасте старше 19 лет, что с высокой вероятностью обусловлено наличием фоновых процессов в виде хронических воспалительных заболеваний урогенитального тракта [11].
При изучении эпидемиологии ВПЧ, рака шейки матки, высокого риска онкотрансформации цервикальных интраэпителиальных неоплазий установлена необходимость организации эффективной работы первичного звена здравоохранения. Определенно перспективным в этом направлении представляется не только лечение любой патологии шейки матки, но и диспансерное наблюдение лиц с диагностированной папилломавирусной инфекцией.
Цель исследования. Оценить распространенность и характеристику генотипов папилломавирусной инфекции у пациенток с цервикальными интраэпителиальными неоплазиями.
Материалы и методы. Проведено обследование 213 пациенток с ВПЧ-инфекцией в возрасте от 18 до 45 лет, обратившихся с жалобами или для проведения диспансерного осмотра. Средний возраст женщин составил 30,30±0,97 года. Далее в исследовании были оставлены 55 пациенток. Критериями исключения явились: беременность и послеродовый период 1 год, наличие тяжелой соматической патологи и злокачественных опухолей любой локализации, индекс Кетле ≥30, положительный тест на ВИЧ-инфекции, сифилис, гепатит В и С. Всем женщинам было выполнено цитологическое исследование жидкостным методом и генотипирование вируса папилломы человека методом полимеразной цепной реакции.
Полученные данные обработаны при помощи таблицы Microsoft Excel 2010 и стандартных пакетов программ (SPSS 23.0, STA-TISTICA for Windows 10). Количественные показатели представлены в виде среднего арифметического (М), стандартного и среднеквадратического отклонения (SD). Статистическая значимость различий количественных признаков, которые не соответствовали закону нормального распределения, и качественных признаков проанализирована при помощи критерия χ2 Пирсона с поправкой Йейтса. Достоверными считались различия при р≤0,05. С целью определения связи между показателями оценивался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Результаты и обсуждение. Интраэпителиальные неоплазии были обнаружены у
80,3 % обследованных женщин (n=171), что демонстрирует их высокую распространенность среди женщин с папилломавирусной инфекцией и превышает показатели зарубежных и отечественных исследований [12, 17].
При оценке распространенности генотипов папилломавирусной инфекции у женщин, вошедших в исследование, выявлено превалирование 16-го типа, что не противоречит зарубежным и российским исследованиям, но в то же время оказывается меньше показателей в определенных регионах, вероятно за счет роста других генотипов ВПЧ-инфекции [13–15]. На втором месте по распространенности у обследованных был 33-й тип, что также не противоречит имеющимся данным. Более чем у 10 % пациенток определялись другие типы папилломавирусной инфекции, а именно 18, 31, 39, 45, 52-й, что демонстрирует их широкую вариабельность. Частота встречаемости других генотипов была менее 10 % (35, 51, 56, 58, 59-й типы) (рис. 1).

Рис. 1. Распространенность генотипов ВПЧ у обследованных пациентов
Fig. 1. Prevalence of HPV genotypes in trial subjects
Присутствие одного генотипа ВПЧ наблюдалось более чем в 50 % случаев (52,7 %), параллельное сочетание двух типов регистрировалось у 38,2 % пациенток, трех – у 5,4 %, пяти – у 3,6 %. Это демонстрирует меньшую встречаемость коинфицирования различными типами папилломавирусной инфекции относительно данных литературы [16].
Оценка частоты выявления ВПЧ-инфек-ции в различных возрастных группах показала некоторые закономерности. Выявлены пики инфицирования в 18–24 и 35–44 года, что согласуется с результатами ряда исследований [17]. Однако некоторые зарубежные данные показывают пик только в возрасте от 21 до 29 лет [18].
На втором этапе исследования, согласно результатам кольпоскопического, цитологи- ческого, гистологического исследований, у 30 (54,5 %) женщин из 55 обследованных выявлен хронический цервицит, который сочетался с LSIL у 17 (63 %) пациенток и с HSIL у 13 (46,4 %) (р=0,666).
Определение связи встречаемости отдельных генотипов вируса папилломы человека и онкогенного риска цервикальной интраэпителиальной неоплазии продемонстрировало лидирование 16-го и 33-го типов без достоверных различий между LSIL и HSIL (р>0,05). Однако в отношении 2 генотипов регистрировались статистически значимые показатели: 18-й тип встречался у пациенток с цервикальными неоплазиями высокой степени онкогенного риска в 5 (17,8 %) случаях против 0 (0 %) у женщин с низкой степенью риска (χ²=34,8 при р=0,001); 45-й тип был выявлен у 1 (11,1 %)
женщины против 5 (17,5 %) соответственно (χ²=31,2 при р=0,001).
С учетом того, что у 47,2 % обследованных женщин отмечалось наличие нескольких генотипов ВПЧ, выполнен анализ по наиболее часто встречающемуся их сочетанию в зависимости от онкогенного риска цервикальной интраэпителиальной неоплазии (табл. 1).
Таблица 1
Table 1
Коинфицирование ВПЧ у пациенток с цервикальными интраэпителиальными неоплазиями HPV coinfection in patients with cervical intraepithelial neoplasia
Коинфицирование ВПЧ HPV coinfection |
Пациенты с НSIL, n=28 HSIL patients (n=28) |
Пациенты с LSIL, n=27 LSIL patients (n=27) |
||
абс. abs. |
% |
абс. abs. |
% |
|
1 |
12 |
42,8 |
17 |
62,9 |
2 |
12 |
42,8 |
9 |
33,3 |
3 |
2 |
7,1 |
1 |
3,7 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
2 |
7,1 |
0 |
0 |
Число пациентов с 2 и более генотипами Number of patients with 2 or more genotypes |
16 |
57,1 |
10 |
37 |
Примечание. Статистически значимых различий во всех случаях не выявлено, р>0,05.
Note. NS – not significant, p>0.05 – no statistically significant differences were found.
Выявлена низкая корреляционная положительная связь количества генотипов ВПЧ со значительными морфологическими изменениями в шейке матки (r=+0,253 при р=0,869), что свидетельствовало об отсутствии зависимости тяжести неоплазии от количества типов вирусов папилломы человека.
С целью оценки роли вирусной нагрузки при SIL проанализированы результаты титра ВПЧ у данной когорты больных (табл. 2).
Таблица 2
Table 2
Вирусная нагрузка у пациенток с цервикальными интраэпителиальными неоплазиями, М±SD (95 % ДИ), у.е. Hybrid Capture
HPV viral load in patients with cervical intraepithelial neoplasia, М±SD (95 % CI), c.u. Hybrid Capture
Пациенты с НSIL, n=28 HSIL patients (n=28) |
Пациенты с LSIL, n=27 LSIL patients (n=27) |
0,52±0,13 (0,47–0,57) |
0,46±0,12 (0,43–0,49) |
Продемонстрированы статистически значимые показатели более высокой вирусной нагрузки у женщин с HSIL, что показывает це- лесообразность ее оценки у данных пациентов для персонифицированного определения тактики ведения.
Выводы:
-
1. Цервикальные интраэпителиальные неоплазии вне зависимости от степени онкогенного риска характеризуются преобладанием ВПЧ 16-го и 33-го генотипов.
-
2. Имеется положительная высокая корреляционная связь между HSIL и 18-м типом ВПЧ (r=+0,759 при р=0,001), отрицательная средняя корреляционная связь между 45-м типом и низкой степенью онкогенного риска (r=-0,643 при р=0,002).
-
3. Степень тяжести неоплазии не зависит от количества генотипов ВПЧ-инфекции.
-
4. Установлен рост уровня вирусной нагрузки с увеличением степени тяжести SIL.
-
5. Выявленные корреляционные связи между степенью тяжести цервикального неопластического процесса и генотипированием ВПЧ с определением вирусной нагрузки обусловливают целесообразность данного обследования для определения риска и прогноза развития заболевания.
Список литературы Особенности генотипирования папилломавирусной инфекции у пациенток с цервикальными интраэпителиальными неоплазиями
- Бурменская О.В., Назарова Н.М., Прилепская В.Н., Мзарелуа Г.М., Бестаева Н.В., Трофимов Д.Ю., Сухих Г.Т. Прогнозирование риска развития и прогрессирования цервикальных интраэпителиальных неоплазий, ассоциированных с папилломавирусной инфекцией. Акушерство и гинекология. 2016; 2: 92-98.
- Park I. U., Introcaso C., Dunne E.F. Human Papillomavirus and Genital Warts: A Review of the Evidence for the 2015 Centers for Disease Control and Prevention Sexually Transmitted Diseases Treatment Guidelines. Clin. Infect. Dis. 2015; 61 (8): 849-855.
- Абакарова П.А., Прилепская В.Н. ВПЧ-ассоциированные заболевания шейки матки. Возможности комплексной терапии. Гинекология. 2017; 19 (5): 4-9.
- Роговская С.И., Липова Е.В. Шейка матки, влагалище, вульва. Физиология, патология, кольпоскопия, эстетическая коррекция: руководство для практикующих врачей. М.: Редакция журнала Status Praesens; 2014. 832.
- Короленкова Л.И. Цервикальные интраэпителиальные неоплазии и ранние формы рака шейки матки: клинико-морфологическая концепция цервикального канцерогенеза. М.; 2017. 300.
- Короленкова Л.И., Ермилова В.Д. Зона трансформации шейки матки как объект канцерогенного действия вирусов папилломы человека при возникновении CIN и инвазивного рака - отражение в клинике. Архив патологии. 2011; 73 (6): 33-37.
- Hebner C., Beglin M., Laimins L.A. Human papillomavirus E6 proteinsmediate resistance to interferon-induced growth arrest through inhibitionof p53 acetylation. J. of Virol. 2007; 81: 12740-12747.
- Cicchini L., Westrich J.A., Xu Tetal. Suppression of Antitumor Immune Responses by Human Papillomavirus through Epigenetic Down regulation of CXCL14. MBio. 2016; 7: e00270-16.
- Bumrungthai S., Ekalaksananan T., Evans M.F. Up-Regulation of miR-21 Is Associated with Cervicitis and Human Papillomavirus Infection in Cervical Tissues. PLoS One. 2015; 10 (5): e0127109.
- Тихомиров А.Л., Сарсания С.И., Филатова Г.А. Вирус папилломы человека: от понимания иммунопатогенеза к рациональной тактике ведения. Гинекология. 2018; 20 (3): 5-11.
- Caixeta R.C., Ribeiro A.A., Segatti K.D., Saddi V.A., Ribeiro R., Figueiredo Alves F., Dos Santos M.A., Rabelo-Santos C.S. Association between the human papillomavirus, bacterial vaginosis and cervicitis and the detection of abnormalities in cervical smears from teenage girls and young women. Diagnostic Cyto-pathology. 2015; 43 (10): 780-785.
- Прилепская В.Н., Бебнева Т.Н. Роль вируса папилломы человека в развитии рака шейки матки. Профилактика рака шейки матки: сборник научных трудов. М.: Медпресс-информ; 2012: 25-29.
- Assoumou S. Zoa, Mbiguino N., Mabika B. Human papillomavirus genotypes distribution among Gabonese women with normal cytology and cervical abnormalities. Infection Agent Cancer. 2016; 11.
- Segondy M., Ngou J., Kelly H., Omar T., Goumbri-Lompo О., Doutre S., Mayaud P., Didelot M. Value of human papillomavirus (HPV) 16 and HPV18 viral loads for the detection of high-grade cervical intraepithelial neoplasia (CIN2+) in a cohort of African women living with HIV. J. Clinical Virology. 2018; 16: 99-100.
- Siegler E., Shine M., Segev Y., Mackuli L., Lahat N., Lavie O. Prevalence and Genotype Distribution of HPV Types in Women at Risk for Cervical Neoplasia in Israel. Isr. Medicine Assoc. J. 2017; 19 (10): 635-639.
- Абрамовских О.С., Зотова М.А., Телешева Л.Ф. Анализ спектра генотипов вируса папилломы человека высокого канцерогенного риска при цервикальной патологии. Материалы II ежегодного Всероссийского конгресса по инфекционным болезням. Москва; 2010: 4.
- Tomas C., Wright J.M., Stoler M.H., Behrens С.М., Apple R., Derion T., Wright T.L. The ATHENA human papillomavirus study: design, methods, and baseline results. American Journal Obstetrics Gynecologi. 2012; 206.
- Sole-Sedeno J., Mancebo G., Miralpeix Е., Lloveras В., Bellosillo В., Alameda F., Carreras R. Utility of HPV genotyping by the COBAS 4800 technique in LSIL management. Abstracts 15 World Congress for Cervical Pathology and Colposcopy. 2014: 53-54.