Особенности художественного пространства в пьесе Н. Садур «Панночка»
Автор: Имихелова Светлана Степановна, Муллина Дарья Александровна
Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Филология @vestnik-bsu-philology
Рубрика: Литературоведение
Статья в выпуске: 4, 2020 года.
Бесплатный доступ
Отталкиваясь от имеющихся исследований драматургии Н. Садур, авторы статьи ставят целью рассмотреть специфику пространственных координат в пьесе «Панночка» (1985) как результат творческой трансформации современным драматургом художественного мира Н. В. Гоголя в повести «Вий». Особенности пространства в пьесе, как и у Гоголя, заключаются в сосуществовании двух миров - мира людей и потустороннего мира. В отличие от классика мир земной у Н. Садур обнаруживает отсутствие чудес и тайны и одновременно в нем не отрицается присутствие ведьмы как власти темных сил. Драматург объясняет несовершенство, нецелостность земного мира проникновением в него темных сил и осознанием героя пьесы необходимости вступить в поединок с их олицетворением - Панночкой. Поединок этот состоится в «обветшалой, оскверненной» церкви, где герой приносит себя в жертву ради сохранения светлого православного мира. Утверждается, что трансформация гоголевского сюжета в пьесе «Панночка» вызвана авторской концепцией героя, оказавшегося на границе двух миров перед лицом тайны и пытающегося обрести знание о мире и о себе. Драматург Н. Садур отразила в этом состоянии человека переходного времени сознание своих современников.
Н. садур, пьеса «панночка», трансформация повести гоголя, художественное пространство, концепция героя
Короткий адрес: https://sciup.org/148316623
IDR: 148316623
Список литературы Особенности художественного пространства в пьесе Н. Садур «Панночка»
- Ищук-Фадеева Н. И. "Все/все" как знак целостности в повести Н. Гоголя "Вий" и пьесе Н. Садур "Панночка" [Электронный ресурс]. URL: http://domgogolya.ru/ science/researches/1537/ (дата обращения: 23.09.2020).
- Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Ю. М. Лотман. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 352 с.
- Садур Н. Н. Панночка // Н. Н. Садур Обморок. Вологда, 1999. С. 225-270.
- Семеницкая О. В. Поэтика сюжета в драматургии Н. Садур: автореф. дис. … канд. филол. наук. Самара, 2007. 21 с.
- Цыпуштанова М. А. Пьеса Н. Садур "Брат Чичиков": опыт диалога с классикой // Вестник Удмурт. гос. ун-та. 2008. Вып. 3. С. 193-200.