Особенности эмоциональной сферы коренной молодежи Севера как фактор риска суицидального поведения
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются биологические факторы риска суицидального поведения у коренной молодежи Севера. Выявлены этнические особенности эмоциональной сферы, которые заключаются в высоком уровне тревожности, склонности к унынию, повышенной мнительности и чувстве беззащитности. Эмоциональное реагирование в стрессовых ситуациях характеризуется блокированием активности.
Суицидальное поведение, север, коренные народы, молодежь, психическое здоровье
Короткий адрес: https://sciup.org/140141303
IDR: 140141303
Текст научной статьи Особенности эмоциональной сферы коренной молодежи Севера как фактор риска суицидального поведения
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ КОРЕННОЙ МОЛОДЕЖИСЕВЕРА КАК ФАКТОР РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Н.Б. Семенова
НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН, г. Красноярск
Проблема суицидов, особенно среди детей и подростков, является весьма актуальной для России.
Россия занимает 3 место в мире по частоте суицидов среди подростков с показателем 23,6 на 100 000 населения, в то время как среднеми- ровой показатель самоубийств в данной возрастной группе составляет 7,4 на 100000.
Распространенность суицидов в Российской Федерации представлена весьма неравномерно, что обусловлено территориальными пространствами страны, особенностями хозяйственного развития регионов, многообразием климатогеографических и этнокультуральных различий вследствие многонациональности народонаселения. Именно в национальных субъектах РФ показатель суицидов значительно превышает средний показатель по стране. Наиболее высокий уровень самоубийств среди детей и подростков регистрируется в республике Тыва (РТ), республике Саха–Якутия (РС(Я) и в Бурятии. По данным Росстата, в 2009 г. показатель распространенности самоубийств среди подростков 10-14 лет на 100 000 населения составил в РТ – 15,6, в РС(Я) – 13,4, в Бурятии – 12,6. Еще выше данный показатель среди молодежи 15-19 лет: в республике Тыва он составляет 120,6 на 100 000, в Бурятии – 86,6 на 100 тысяч, в республике Саха (Якутия) – 74,2 на 100000. Для примера, в социально благополучном регионе, к которым относится Москва и Московская область, данный показатель составляет – 4,4 на 100 тысяч.
В настоящее время в качестве причин самоубийств рассматривается множество факторов риска, как социальных так и биологических. Несомненно, что среди причин высокой суицидальной активности коренной молодежи Севера и Сибири, наряду с социальными факторами риска, следует рассматривать этнические особенности эмоциональной сферы и особенности эмоционального реагирования в стрессовых ситуациях.
Цель исследования: изучение особенностей эмоциональной сферы и эмоционального реагирования в стрессовых ситуациях у коренной молодежи Севера, как одной из предпосылок суицидального поведения.
Материал и методы:
Обследованы выпускники общеобразовательных школ, проживающие на севере республики Саха (Якутия). Всего обследовано 163 человека, из них 122 коренных старшеклассника (70 девушек и 52 юноши) и 41 пришлых старшеклассников (22 девушки и 19 юношей). Диагностика эмоциональной сферы проводилась по методике «Самооценка психических состояний» с определением уровня тревожности, фрустри-рованности, агрессии и личностной ригидности. Самооценка личности определялась по шкале Дембо-Рубинштейн, включающей в себя следующие шкалы: здоровье, внешность, умственные способности, характер и настроение.
Статистическая обработка полученных результатов проводилась с использованием пакета прикладных программ STATISTICA for Window Version VI. Статистический анализ качественных порядковых данных проводился с подсчетом медианы (Mе) и интерквартильного интервала (ИКИ). Статистический анализ количественных признаков проводился с подсчетом среднего арифметического значения (М) и 95% довери- тельного интервала (95% ДИ). Сравнение двух несвязанных групп, по качественному признаку, проводилось с использованием непараметрического метода U-критерия Манна-Уитни. Величина уровня значимости различий принималась при р=0,05, т.е. при ошибке 5%.
Обследование проведено в рамках Постановления Правительства РС (Я) от 24 декабря 2009 года № 583 «Об утверждении Межведомственного плана профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних на 2010-2012 годы «Я выбираю жизнь».
Результаты и обсуждение.
Методом сплошной выборки были обследованы девушки и юноши коренного и пришлого населения, обучающиеся в 10-11 классах общеобразовательных школ Усть-Янского района РС(Я). Обследованием было охвачено 5 поселков. Коренная молодежь была представлена в основном якутами (70,5%) и эвенами (26,2%), небольшую долю составили другие северные народности – юкагиры и эвенки – (3,3%). Средний возраст коренной молодежи составил 16,9 лет, пришлой молодежи – 16,4 года. Обследование проводилось анонимно.
Развитие личности в период перехода из подросткового возраста в юношеский характеризуется улучшением коммуникативных способностей и общего эмоционального самочувствия. В юношеском возрасте, по сравнению с подростковым, происходит большая дифференцированность эмоций и способов выражения эмоционального состояния, повышение самоконтроля и саморегуляции. Все основные структуры темперамента и его зависимость от свойств нервной системы формируются к подростковому возрасту, поэтому в юношеском возрасте уже более четко определяются биологические особенности личности, в том числе этнические различия психических процессов. Это позволило нам включить данный возрастной период в исследование для изучения этнических особенностей эмоциональной сферы и личностных черт коренных народов Севера.
При анализе эмоционального состояния молодежи с позиции этнических различий выявлено, что коренная молодежь отличается повышенной тревожностью, по сравнению с пришлой молодежью. Так показатель уровня тревожности у коренной молодежи равен 9,0 (ИКИ=6,0-12,0), у пришлой молодежи 7,0 (ИКИ=4,0-9,0), р=0,3. У большинства пришлой молодежи (63,4%) уровень тревожности определяется в границах нормативного разброса. В то время как среди коренной молодежи тревога отсутствует всего у 38,5% старшеклассников, у 57,3% старшеклассников уровень тревожности соответствует умеренному, у 4,1% – выраженному.
Для коренной молодежи типичными являются такие черты характера как неуверенность, мнительность, беспокойство, повышенное чувство вины, «застревемость» на негативных переживаниях, настороженность и недоверчивость. Это подтверждается результатами проведенных исследований. Так, 72,9% коренных старшеклассника считают себя мнительными (р=0,006); 61,5% высказались о том, что «нередко чувствуют себя беззащитными» (р=0,003); 71,3% испытывают «беспокойство о только воображаемых неприятностях» (р=0,03); 72,9% отметили, что «склонны винить себя без достаточных оснований» (р=0,04); 73,8% высказались о том, что «очень настороженно относятся ко всему новому» (р=0,003).
Признаки повышенной застреваемости и неустойчивая самооценка отмечаются у 59% коренных старшеклассника, которые дали утвердительный ответ о том, что «любят копаться в своих недостатках» (р=0,04).
У большинства коренной молодежи эмоциональное состояние отличается нестабильностью, неустойчивостью, склонностью к унынию. О том, что они «легко впадают в уныние» высказались 55,8% старшеклассника (р=0,04). Эти выводы подтверждаются и результатами самооценки по шкале Дембо-Рубинштейн. При оценке своего настроения по 10-балльной шкале показатель «настроения» у коренной молодежи составил 7,2 (6,8-7,7), в отличие от пришлой молодежи – 8,1 (7,5-8,7), р=0,03. Эмоциональная нестабильность сопровождается повышенной вегетативной реактивностью у 59,8% старшеклассников, которые отметили, что «часто из-за пустяков краснеют» (р=0,04).
Выявленные особенности эмоциональной сферы коренной молодежи объясняют их сниженную стрессоустойчивость и недостаточную адаптивную способность к фрустрирующим факторам, что обусловливает поведение в стрессовых ситуациях. В ситуации стресса у них возникает чувство растерянности, трудности принятия решения, блокирование активности. О том, что «неприятности их сильно расстраивают, и они падают духом» высказались 70,5% коренных старшеклассника (р=0,007).
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод об индивидуальнотипологических особенностях коренной молодежи Севера, для которой характерным является высокий уровень тревоги, неуверенность, мнительность, беспокойство, повышенное чувство вины, «застреваемость» на негативных переживаниях, настороженность и недоверчивость. Перечисленные особенности личностной и эмоциональной сферы обусловливают неконструктивный стиль поведения в стрессовых ситуациях и являются предпосылками повышенного суицидального риска.
Для улучшения ситуации и снижения уровня суицидов среди коренной молодежи необходимо проводить комплекс профилактических мероприятий в общеобразовательных учреждениях, который должен включать направления как медицинского содержания (своевременное оказание психотерапевтической помощи), так и психолого-педагогического характера (проведение тренинговых групп по формированию жизнестойкости и стрессоустойчивости у молодежи).
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ КОРЕННОЙ МОЛОДЕЖИ СЕВЕРА КАК ФАКТОР РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ