Особенности этнокультурной памяти и свадебной обрядности русских "пензяков" в Барабинской лесостепи

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются вопросы этнокультурной идентичности и самобытной культуры селян - потомков переселенцев конца XIX- начала ХХ в. из д. Ночка Пензенской губернии (сейчас это Никольский р-н Пензенской обл.). Название пензенского села продублировалось и на новых землях в Барабинской лесостепи (Венгеровского р-на Новосибирской обл.) с целью не только сохранить память о малой родине, но и передать эту память своим потомкам. В данной конкретной ситуации этнограф имел возможность беседовать не только с представителями третьего-четвертого поколений людей, рожденных в Сибири, т.е. имеющих право называться сибиряками, но и с привезенными в Сибирь в детстве. В основу статьи легли материалы Восточнославянской этнографической экспедиции Института археологии и этнографии СО РАН, работы проводились в Барабинской лесостепи в 1993-1996, 2015, 2018 г., в Пензенской области в 2022 г. (рук. экспедиции - автор). Пензенский край всегда был обособленной территорией России, длительное время мало заселенной, весьма опасной для жизни из-за частых набегов кочевников. Это послужило причиной уникального сохранения многих элементов традиционной культуры и на территории Среднего Поволжья, и, впоследствии, в Барабинской лесостепи, что в данной работе раскрывается на материалах обрядов жизненного цикла, в частности, свадебного. В ходе анализа свадебных обрядов, обрядового фольклора обнаруживается близкое сходство с северно-среднерусскими традициями, что свидетельствует о переселенцах как носителях этих черт русской культуры. Свою этнокультурную идентичность «пензяки», как называли переселенцев старожилы, обозначают словом «простые». В их понимании это означает «русские, православные», не принадлежащие ни к какой отдельной (культурной, конфессиональной) группе. Существование одномерной идентификации на фоне многочисленных примеров многоуровневого самосознания в других группах российских переселенцев выделяет «пензяков» и обогащает наши знания о феномене этнокультурной идентичности.

Еще

Этнокультурная идентичность, пензенские переселенцы, среднее поволжье, сибирь, свадебные обряды

Короткий адрес: https://sciup.org/145146386

IDR: 145146386   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2022.28.0947-0954

Список литературы Особенности этнокультурной памяти и свадебной обрядности русских "пензяков" в Барабинской лесостепи

  • Репина Л.П. Историческая память и современная историография // Новая и новейшая история. - 2004. -№ 5. - С. 39-51.
  • Саляев Е.И. Пензенский край: уезды, провинция, наместничество, губерния, область. Административно-территориальное, церковное деление и демография края в XVI - начале XXI века. - М.: Юриспруденция, 2014. - 704 с.
  • Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. - М.: Восточная литература РАН, 1996. - 296 с.
  • Фурсова Е.Ф. Этнографические группы восточных славян в Западной Сибири: типология, идентичность, межкультурные взаимодействия // Этнокультурное взаимодействие в Евразии. Кн. 1. - М.: Наука, 2006. -С. 427-441.
  • Фурсова Е.Ф. Традиционная одежда русского и других восточнославянских народов юга Западной Сибири (конец XIX - первая треть ХХ века). - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2015. - 296 с.
  • Щеглова Т.К. Русские Алтая во второй половине XIX - ХХ столетиях: культурное многообразие и история формирования научных представлений о локальных группах (к проблеме создания классификации) // Этнография Алтая и сопредельных территорий. - Барнаул: Алт. гос. педагог, ун-т, 2015. - С. 175-185.
  • Хаттон П. История как искусство памяти. - СПб.: Владимир Даль, 2003. - 423 с.
  • Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. - М.: Наука, 1987. - 557 с.
  • Ядринцев Н.М. Поездка по Западной Сибири и в Горный Алтайский округ // Записки ЗСО РГО. -Кн. II. - 1880. - 144 с.
Еще
Статья научная