Особенности культа предков в Северном Причерноморье позднеантичного времени(по материалам городища "Белинское")

Автор: Ярцев С.В., Зубарев В.Г., Шушунова Е.В.

Журнал: Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья @maiask

Рубрика: Археология

Статья в выпуске: 13, 2021 года.

Бесплатный доступ

Главной целью исследования является определение религиозной сущности обрядовых действий совершенных на городище «Белинское», расположенном на западных рубежах Боспорского царства. Обряд был выполнен в специальной яме в золистом святилище и датируется позднеантичным временем. Используя сравнительно-типологический метод исследования, авторы пришли к выводу, что здесь был проведен обряд героизации умершего, похороненного, скорее всего, где-то рядом со святилищем или на некрополе. То, что данный обряд был совершен не на могиле умершего, а на старом зольнике между некрополем и жилой застройкой, свидетельствует о сохранении населением городища древней скифской традиции. Особенности ритуальной ямы в достаточной степени специфичны, так как, по-видимому, отражают своеобразную региональную трансформацию религиозных представлений в сложном пограничном регионе, в результате влияния античной и варварских культур в эпоху кризиса античной цивилизации и боспорской государственности.

Еще

Боспорское царство, культ предков, героизация умерших, хтонические культы

Короткий адрес: https://sciup.org/14123576

IDR: 14123576

Список литературы Особенности культа предков в Северном Причерноморье позднеантичного времени(по материалам городища "Белинское")

  • Абрамзон М.Г. 1995. Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской империи. Москва: Магнитогорский дом печати.
  • Акимова Л.И. 1990. Об отношении геометрического стиля к обряду кремации. В: Иванов В.В., Невская Л.Г. (ред.). Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. Москва: Наука, 229—237.
  • Антонова И.А., Даниленко В.Н., Ивашута Л.П., Кадеев В.И., Романчук А.И. 1971. Средневековые амфоры Херсонеса. АДСВ 7, 81—107.
  • Бессонова С.С. 1990. Скифские погребальные комплексы как источник для реконструкции идеологических представлений. В: Зубарь В.М. (ред.). Обряды и верования древнего населения Украины. Киев: Наукова думка,17—40.
  • Винокуров Н.И., Крыкин С.М. 2019. Жертвенники для возлияний хтоническим божествам Боспора и Фракии: общее и особенное. ПИФК 4, 56—92.
  • Высотская Т.Н. 2001. К вопросу о позднескифских зольниках. РА 3, 77—87.
  • Высотская Т.Н. 1979. Неаполь — столица государства поздних скифов. Киев: Наукова думка.
  • Гуляев В.И. 2019. Скифы Северного Причерноморья в VII—IV вв. до н.э. (старые проблемы — новые решения). Москва: ИА РАН.
  • Диатроптов П.Д. 2001. Культ героев в античном Северном Причерноморье. Москва: Индрик.
  • Ельницкий Л.А. 1960. Из истории древнескифских культов. СА 4, 46—55.
  • Зайцев Ю.П. 1997. Южный дворец Неаполя Скифского. ВДИ 3, 36—50.
  • Зеест И.Б. 1960. Керамическая тара Боспора. Москва: АН СССР (МИА 83).
  • Зинько В.Н. 2007. Культово-сакральные объекты Тиритаки первых вв. н.э. (предварительное сообщение). В: Зинько В.Н. (ред.). БЧ VIII. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Святилища и сакральные объекты. Керчь: Крымское отделение Института востоковедения НАН Украины, 137—140.
  • Зинько В.Н., Зинько А.В. 2019. Амфорный склад из раскопок ранневизантийской Тиритаки. МАИЭТ XXIV, 173—185.
  • Зубарев В.Г. 2021. О датировке античных и ранневизантийских слоев на городище «Белинское» в Восточном Крыму. ДБ 26, 178—198.
  • Зубарев В.Г., Смекалов С.Л. Ярцев С.В. 2016. Ландшафтная география археологических памятников центральной части урочища Аджиэль. БИ XXXIII, 110—136.
  • Зубарев В.Г., Ярцев С.В. 2016. Особенности варварских миграций на территорию Боспора в первые века нашей эры (по материалу городища «Белинское»). В: Буданова В.П. (ред.). Цивилизация и варварство. T. V. Вызовы деструкции в лабиринте миграции варварства. Москва: Аквилон, 209—228.
  • Зубарев В.Г., Смекалов С.Л. Ярцев С.В. 2018. Основные дороги Европейского Боспора в римский период. БИ XXXVI, 100—118.
  • Зубарев В.Г., Ярцев С.В. 2019. Археологические исследования в урочище Аджиэль в 2018 г. История и археология Крыма XI, 131—138.
  • Зубарев В.Г., Ярцев С.В. 2020. Круглые каменные сооружения на городище «Белинское» в Восточном Крыму. ДБ 25, 155—175.
  • Каковкин А.Я. 1990. О двух группах коптских памятников с античными сюжетами. ВДИ 1, 80—92.
  • Кастанаян Е.Г. 1959. Грунтовые некрополи боспорских городов VI—IV вв. до н.э. и местные их особенности. МИА 69, 257—295.
  • Колобова К.М. 1961. Древний город Афины и его памятники. Ленинград: Ленинградский университет.
  • Крапивина В.В. 2002. Ботрос святилища Афродиты в Ольвии. В: Вахтина М.Ю., Зуев В.Ю. (ред.). Боспорский феномен: погребальные памятники и святилища. Т. II. Санкт-Петербург: Издательство Государственного Эрмитажа, 24—29.
  • Крапивина В.В. 2012. Домашние святилища античных памятников Северного Причерноморья. БИ XXVI, 182—217.
  • Кузина Н.В., Масленников А.А. 2019. Находки, связанные с морской стихией, из сельских святилищ Крымского Приазовья. В: Кузнецов В.Д., Завойкина А.А. (ред.). Hypanis. Труды отдела классической археологии Института археологии Российской Академии Наук. Вып. 1. Москва: Институт археологии Российской Академии Наук, 110—118.
  • Кузьмина Е.Е. 1974. Колесный транспорт и проблема этнической и социальной истории древнего населения южнорусских степей. ВДИ 4, 68—87.
  • Лосев А.Ф. 1996. Мифология греков и римлян. Москва: Мысль.
  • Малюкевич А.Е. 2013. Культовые жертвенники Мологи. В: Айбабин А.И., Зинько В.Н. (ред.). БЧ XIV. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Археологический объект в контексте истории. Керчь: Крымское отделение Института востоковедения НАН Украины, 296—309.
  • Мелетинский Е.М. 1976. Поэтика мифа. Москва: Наука.
  • Молев Е.А., Молева Н.В. 2007. О культовой принадлежности архитектурного комплекса II—V вв. н.э. на восточной окраине Китейского святилища. В: Зинько В.Н., Крапивина В.В. (ред.). Древности Северного Причерноморья в античное время. Симферополь: Крымское отделение Института востоковедения А.Е. Крымского НАН Украины, 84—89.
  • Носова Л.В. 2002. О культовых зольниках античных поселений Северо-Западного Причерноморья (в связи с раскопками Кошарского археологического комплекса). В: Вахтина М.Ю., Зуев В.Ю. (ред.). Боспорский феномен: погребальные памятники и святилища. Т. II. Санкт-Петербург: Государственный Эрмитаж, 62—68.
  • Папанова В.А. 2006. Урочище Сто могил — некрополь Ольвии Понтийской. Киев: Знания Украины.
  • Попова Е.А. 1990. Позднескифские жертвенники с городища «Чайка». СА 3, 196—203.
  • Прокопенко Ю.А. 2014. Скифы, сарматы и племена кобанской культуры Центрального Предкавказья во второй половине I тыс. до н.э. Ч. 2. Ставрополь: СКФУ.
  • Раевский Д.С. 2006. Мир скифской культуры. Москва: Языки славянских культур.
  • Русяева А.С. 2005. Религия понтийских эллинов в античную эпоху: Мифы. Святилища. Культы олимпийских богов и героев. Киев: Стилос.
  • Салбиев Т.К. 2019. Скифо-сарматское ядро осетинской религиозно-мифологической системы (культ огня). NARTAMONGM. Журнал Алано-осетинских исследований: Эпос, Мифология, Язык, История XIV (1—2), 237—288.
  • Смокотина А.В. 2020. Амфоры позднеримского и ранневизантийского времени. В: Зинько В.Н., Зинько А.В., Пономарев Л.Ю. Тиритака. Раскоп XXVI. Т. 3. Археологические комплексы второй половины III—VII вв. Симферополь; Керчь: НИЦИАК КФУ, 509—618.
  • Соломоник Э.И. 1973. Из истории религиозной жизни в северопонтийских городах позднеантичного времени (по эпиграфическим памятникам). ВДИ 1, 55—77.
  • Сон Н.А. 1993. Тира римского времени. Киев: Наукова Думка.
  • Сорокина Н.П. 1963. Раскопки некрополя Кеп в 1961 г. КСИА 95, 60—65.
  • Тахо-Годи А.А. 1987. Гестия. В: Токарев С.А. (ред.). Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1. Москва: Советская энциклопедия, 299.
  • Тахо-Годи А.А. 1988. Античная гимнография. В: Тахо-Годи А.А. (ред.). Античные гимны. Москва: МГУ, 5—56.
  • Толочко И.В. 2014. Погребения грунтового некрополя Танаиса I-III вв. н.э. В: Зуев В.Ю., Хршановский В.А. (ред.). Погребальная культура Боспорского царства. Материалы Круглого стола, посвященного 100-летию со дня рождения М.М. Кубланова. Санкт-Петербург: Нестор-История, 155—161.
  • Тульпе И.А., Хршановский В.А. 1994. Жернова на некрополе. В: Дмитриев Т.Н., Хршановский В.А. (ред.). Вещь в контексте культуры: материалы научной конференции. Санкт-Петербург: Институт истории материальной культуры, 108—109.
  • Ханутина З.В., Хршановский В.А. 2003. Ритуальные сооружения на некрополе Илурата. БИ III, 315—328.
  • Хршановский В.А. 2014. Асинхронные вещи в погребально-поминальных комплексах и святилищах (по материалам некрополей Китея и Илуратского плато). В: Зинько В.Н., Зинько Е.А. (ред.). БЧ XV. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Актуальные проблемы хронологии. Керчь: Крымское отделение Института востоковедения, 433—438.
  • Хршановский В.А. 2015. Круглые святилища на илуратском плато: Проблемы хронологии и этнокультурной принадлежности. Таврические студии. Исторические науки 7, 142—147.
  • Хршановский В.А. 2017. Тризны на грунтовых некрополях Боспора (по материалам раскопок некрополей Илуратского плато и Китейской равнины). Таврические студии. Исторические науки 12, 158—166.
  • Шауб И.Ю. 2007. Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье (VII—IV вв. до н.э.). Санкт-Петербург: СПбГУ.
  • Штаерман Е.М. 1961. Мораль и религия угнетенных классов Римской империи. Москва: АН СССР.
  • Ярцев С.В., Зубарев В.Г., Бутовский А.Ю. 2015. В: Масленников А.А. (ред.). Греко-варварский Крым в период поздней античности (III—IV вв. н.э.: от морских походов до битвы при Адрианополе). Тула: ТГПУ им. Л.Н.Толстого.
  • Caro G. 1943. An Attic cemetery: Excavations in the Kerameikos at Athens under Gustav Oberlaender and the Oberlaender Trust. Philadelphia: The Oberlaender Trust.
  • Cumont F. 1942. Recherches sur le Symbolisme Funéraire des Romains. Paris: Paul Geuthner (Haut-Commissariat de l'État Français en Syrie et au Liban. Service des Antiquités, Bibliothèque archéologique et historique. T. XXXV).
  • Cumont F. 1959. After life in Roman Paganism. New York: Dover.
  • Farnell L.R. 2010. The Cults of the Greek states. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Matz F. 1958. Ein römisches Meisterwerk: Der Jahreszeitensarkophag Badminton. New York; Berlin: Walter de Gruyter and Co.
  • Nilsson M.P. 1957. The Dionysiac mysteries of the Hellenistic and Roman age. Lund: Gleerup (Acta Instituti Atheniensis Regni Sueciae. Series 8. Vol. V).
  • Nilsson M.P. 1976. Geschichte der griechischen Religion. Bd. 1. Die Religion Griechenlands bis auf die griechische Weltherrschaft. München: Beck.
  • Richmond J.A. 1950. Archaeology and the After-Life in Pagan and Christian Imagery (University of Durham: Riddell Memorial Lectures). Oxford: Oxford University Press.
  • Simon E. 1998. Die Götter der Griechen. München: Hirmer.
  • Turcan R. 1966. Les Sarcophages romains à représentations Dionysiaques: Essai de Chronologie et d'Histoire Religieuse. (Bibl. des écoles françaises d'Athènes et de Rome, 210.). Paris: E. de Boccard.
  • Wendland P. 1907. Die hellenistisch-römische kultur in ihren beziehungen zu judentum und christentum. Tübingen: J.C.B. Mohr.
Еще
Статья научная