ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются некоторые вопросы квалификации преступлений, предусмотренных ст. 285 УК РФ. Дается характеристика и понятие должностного лица, называются его признаки, функции. Рассматриваются особенности квалификации преступлений по ст. 285, 286 УК РФ и разграничения их между собой.

Злоупотребления должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, квалификация преступлений, должностные преступления, должностное лицо, признаки должностного лица, полномочия должностного лица, признаки состава преступления

Короткий адрес: https://sciup.org/14118354

IDR: 14118354

Текст статьи ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

Криминальная активность должностных лиц характерна для всех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. Общественная опасность должностных преступлений обусловлена тем, что они подрывают авторитет власти, ослабляют государственную дисциплину и порядок. Виновные в должностных преступлениях посягают на регламентированную законную деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, хозяйствующих субъектов и т. д., в результате чего существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций, либо охраняемые законом интересы общества и государства.

Большая часть преступлений, совершаемых должностными лицами, имеет коррупционный характер — это злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий (ответственность за их совершение предусмотрена ст. 285 и 286 УК РФ). Важное значение для их квалификации имеют разъяснения высших судебных инстанций: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» и постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».

В январе — сентябре 2018 года на территории России зарегистрировано 1 490 879 преступлений, что на 3,9 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года [6]. Несмотря на снижение общего уровня преступности, количество преступлений коррупционной направленности увеличилось на 0,6 % (25 004). Их удельный вес в общем количестве выявленных деяний за отчетный период составил 1,7 %.

Удельный вес злоупотреблений должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) составляет 0,1 % от общего числа зарегистрированных преступлений, что на 4,3 % больше, чем за первые 9 месяцев прошлого года.

Официальная статистика фиксирует лишь незначительную часть преступлений, совершаемых должностными лицами. Данный вид преступности характеризуется высокой латентностью, поэтому имеющиеся данные о количестве зарегистрированных преступлений могут отличаться от фактических в десятки раз.

Особенность должностных преступлений в том, что в их совершении участвует специальный субъект преступления — должностное лицо. Его признаки закреплены в примечании к ст. 285 УК РФ: должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации [7].

Данная правовая норма является бланкетной, т. е. для понимания полномочий должностного лица и правильной квалификации его действий необходимо обратиться к иным нормативным документам — федеральным законам «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ, «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ, «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ и др.

Статья 285 УК РФ дает лишь общее определение признаков, что затрудняет квалификацию преступлений. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» в пп. 3—6 дано более точное определение признаков, но и оно не устраняет противоречия, возникающие в правоприменительной деятельности [5].

Злоупотребление должностными полномочиями является общей нормой по отношению к нормам, применяемым в более узких сферах уголовно-правового регулирования (специальным). В этом случае действуют правила квалификации, закрепленные в ст. 17 УК РФ (при конкуренции общей и специальной нормы применяется специальная).

Неточности квалификации возникают при разграничении конкурирующих составов преступлений. Определение четких разграничивающих признаков преступлений (предусмотренных главой 30 УК РФ) является непременным условием для исключения ошибок в судебно-следственной практике, например, при разграничении хищений, совершенных виновным с использованием своего служебного положения, превышения должностных полномочий, злоупотребления должностными полномочиями и служебного подлога [2].

Точная квалификация преступления дает возможность:

  • —    разграничить смежные преступления (злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог);

  • —    назначить виновному справедливое наказание;

  • —    назначить уголовно-правовые меры.

Важное значение для квалификации имеет верное представление о реальном механизме причинения вреда, связанного со злоупотреблением должностными полномочиями [1].

В п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» сказано: под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (статья 285 УК РФ) судам следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).

Ответственность по статье 285 УК РФ наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства .

Формы и способы злоупотребления должностными полномочиями могут быть разными: сокрытие совершенных хищений; издание противоречащих закону или иному нормативному правовому акту приказов, распоряжений, повлекших указанные в ст. 285 УК РФ последствия, и т. д. По конструкции состав преступлений, предусмотренных ст. 285 УК РФ, является материальным, поэтому преступление считается оконченным с момента наступления общественно опасных последствий.

Часто встречаются случаи, когда злоупотребления должностными полномочиями совершаются вследствие неправильно понятых интересов службы. Например, руководитель учреждения принимает на работу жену крупного начальника, но не требует от нее исполнение функциональных обязанностей, в том числе явку на работу. При этом должностное лицо рассчитывает на установление доверительных отношений с этим начальником и рассчитывает на содействие в выделении средств для учреждения (ремонт помещений, приобретение оборудования и т. д.). Случаи такого рода также не исключают ответственности.

Признаками объективной стороны преступления являются [4]:

  • 1)    совершение деяния (действия либо бездействия) с использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;

  • 2)    наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

  • 3)    причинно-следственной связи между деянием и последствием.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде как прямого, так и косвенного умысла. Мотив — корыстная или иная личная заинтересованность — обязательный признак субъективной стороны преступлений, предусмотренных ст. 285.

Под корыстными побуждениями подразумевается стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, освобождение от каких-либо имущественных затрат, погашения долга и т. п.).

Иная личная заинтересованность выражается в стремлении должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т. п.

Различия между злоупотреблением служебными полномочиями и превышением служебных полномочий показаны в п. 19 Постановления Пленума ВС РФ № 19: предусмотренная ст. 285 УК РФ ответственность наступает за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы, в то время как ответственность за превышение должностных полномочий по ст. 286 УК РФ наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий .

Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

  • —    относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);

  • —    могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);

  • —    совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;

  • —    никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

Исходя из диспозиции ст. 286 УК РФ, для квалификации содеянного как превышения должностных полномочий мотив преступления значения не имеет.

В ряде случаев достаточно сложно отграничить ст. 285 УК РФ от ст. 286 УК РФ. Так, оперуполномоченный уголовного розыска Н. укрыл от учета разбойное нападение на гр. С., составив от имени потерпевшего объяснение и выполнив ложную подпись. Материал был списан без проведения проверки в номенклатурное дело. Ленинским районным судом г. Кемерово Н. признан виновным по ч. 1 ст. 286 УК РФ.

Аналогичные действия участкового уполномоченного Б. и оперуполномоченного уголовного розыска Я. (г. Кемерово) квалифицированы следствием по ч. 1 ст. 285 УК РФ.

В обоих случаях квалификация действий виновных судами признана верной, по делам вынесены обвинительные приговоры.

При квалификации по ст. 285 УК РФ в указанных случаях следует отмечать [3]:

— совершение деяния в виде бездействия , т. е. непринятия мер, входящих в круг полномочий должностного лица, направленных на пресечение преступной деятельности, привлечение виновных к уголовной ответственности, восстановление прав потерпевших и т. д.;

— совершение деяния вопреки интересам службы .

При квалификации по ст. 286 УК РФ следует отметить: совершение деяния при отсутствии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте . Например, виновный выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела с целью укрывательства преступления при отсутствии законных оснований.

Важно помнить, что составы злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий являются составами преступлений с реальным причинением вреда, т. е. момент окончания этих преступлений связан с наступлением вреда.

Подобные составы преступлений не предусматривают таких стадий как приготовление и покушение. Поэтому совершение злоупотреблений и превышений, не повлекших причинения указанного в законе вреда, рассматривается как должностное правонарушение.

Статья