Особенности межличностных отношений в коллективе, организации

Автор: Юлина Галина Николаевна, Адрианова Светлана Константиновна, Мартынюк Галина Валерьевна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Политические процессы и практики

Статья в выпуске: 4, 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается проблема конфликтов во взаимоотношениях в коллективе и в организации в целом в свете современных представлений о нейропластичности мозга, показаны возможности работы с этим качеством мозга как перспективным направлением в развитии психологии, соционики и конфликтологии. Дается оценка использования данной концепции для повышения качества жизни пожилых людей. Для решения этих задач авторы подробно останавливаются на одной из психологических типологий - теории уровней абстрактного интеллекта (ТУАИ) Я. Фельдмана

Психология, соционика, конфликтология, нейропластичность мозга, теория уровней абстрактного интеллекта, московский проект "серебряный университет"

Короткий адрес: https://sciup.org/170171334

IDR: 170171334   |   DOI: 10.31171/vlast.v27i4.6598

Текст научной статьи Особенности межличностных отношений в коллективе, организации

А ктуальность данной проблемы назрела в связи с изучением некоторых аспектов, влияющих на отношения в коллективе, производительность труда, трудопотери ввиду частых обращений к врачам или, наоборот, боязни обращения за медицинской помощью в связи с психосоматическим состоянием. Вследствие этого падает концентрация внимания, ухудшается возможность переключения на разные виды деятельности в рамках решения данной проблемы, страдают организация и планирование работы, возникают неэффективные межличностные отношения – все эти и другие проблемы напрямую связаны с нейропластичностью мозга.

О том, что мозг пластичен, высказывался еще в 1890 г. Уильям Джеймс ( William James ), американский философ и психолог, в своем труде «Принципы психологии». Пластичный – значит способный к изменению, обучению. Однако это свойство он считал присущим только детскому мозгу [Петровская 1991: 54-55].

В начале 40-х гг. XX в. доктор наук, инженер, физик Моше Фельденкрайз (Moshe Feldenkrais) благодаря глубокому анализу факторов, имеющих место в процессах человеческого развития и обучения, создал метод работы, использующий фокусированное внимание и движение, который помог тысячам людей преодолеть последствия аварий, болезней и травм [Feldenkrais 1981: 9]. Уроки в методе Фельденкрайза представляют собой грамотно выстроенные последовательности движений, созданные для наибольшей эффективности обучения за счет использования интереса, новизны возникающих задач и их постепенного усложнения [Фельденкрайз 2003: 14] (как было обнаружено позже, именно такие качества стимулируют пластичность мозга). Уроки выполняются с полным вниманием, которое тоже в буквальном смысле «меняет» мозг, они воспроизводят комплексные нелинейные стратегии, которые мы осваиваем в процессе моторного развития с момента рождения до 10 лет. Все эти факторы в совокупности способствуют развитию более высокого уровня самоор- ганизации и совершенствованию навыков. М. Фельденкрайз спрогнозировал пластичность мозга исходя из собственной работы с людьми, наблюдений за детьми, обучающимися движению, а также из анализа огромного числа научных источников. Он не достиг бы успеха, если бы мозг изначально не обладал свойством пластичности и способностью усваивать новые способы совершения действий.

Но эта концепция оставалась недоказанной до тех пор, пока Фельденкрайз не встретил другого ученого – доктора Пола Бах-и-Рита в конце 1970-х гг. Пол Бах-и-Рита1 ( Paul Bach-y-Rita ), доктор и кандидат наук, нейрофизиолог, был уверен в пластичных свойствах мозга задолго до того, как их существование можно было доказать и нейропластичность стали принимать во внимание в исследованиях мозга. Он был во многом отцом идеи нейропластичности и изучал это явление у людей с нарушениями функций мозга. Но открытие нейропластичности не было оценено и не применялось в науке и реабилитации в 1970–1980-х гг. нигде, кроме метода Фельденкрайза и двух пилотных проектов по восстановлению от инсультов и травм головы (в 1975 и 1978 гг.).

Двое ученых из очень разных областей науки предположили наличие свойства нейропластичности и обнаружили, что мозг способен на гораздо большее, чем долгое время считалось, а затем использовали это свойство на практике, каждый своим путем. Однако до 1990-х гг. исследования нейропластичности не представляли интереса для других ученых.

Итак, концепция нейропластичности мозга является весьма новым видением, ведь раньше ученые считали, что данный орган имеет возможность изменяться только в раннем возрасте и теряет эту способность во взрослой жизни. Чтобы чему-либо научиться, необходимо сфокусировать внимание на стоящей перед вами задаче. Концентрация и практика новых занятий вызывает изменения мозга, создание новых связей между миллиардами клеток и выработку сенсорно-моторных карт для каждой новой деятельности. Даже когда вы просто представляете себе движение, визуализируя его в уме, изменения мозга могут быть измерены и видимы на позитронно-эмиссионной томографии [Хокинг 2017б: 58]. Клетки мозга и нервы изменяют свой внешний вид и функции, растут, уменьшаются, соединяются друг с другом совершенно новым образом и разрывают старые связи, обмениваются обязанностями и функциями – все это позволяет нам использовать части мозга для непривычных задач, осваиваться в различных ситуациях, возникающих в течение насыщенной событиями жизни.

Но как же это связано с межличностными отношениями и вообще с нашей жизнью?

Мы часто говорим об эффективности чего угодно. А как измерить эффективность человеческой жизни, особенно с точки зрения бизнес-планирова-ния? Как можно менять жизненную эффективность, и какие факторы на это влияют? Статистика в разных странах разная, и это всего лишь цифры, которые существенно отличаются по регионам проживания даже в одной стране. Итак, возьмем для удобства среднестатистического человека, который живет в Москве и его активный трудовой возраст в среднем – 60 лет. А дальше что? Интересная ситуация: часть людей с накопленным опытом и нейропластичностью мозга начинают активно учиться и переосмысливать свои «догмы», примером могут служить студенты московского проекта «Серебряный университет». Они продолжают эффективно работать, и за счет своих новаторских идей и профессионализма остаются «своими» даже среди молодых сотрудников. А часть людей блокируют свой интеллект и творческий разумный подход к работе из-за повышенной тревожности и неадаптивных отношений с руководством и коллективом.

Рассмотрим другой аспект – молодого сотрудника на производстве. Есть такая практика, как испытательный срок на работе, призванная помочь адаптироваться сотруднику в новом коллективе, ознакомиться со спецификой работы. Один сотрудник ходит с блокнотом и все фиксирует, расширяет свой кругозор и налаживает контакт с коллегами, другой из-за повышенной мнительности или придирчивости к окружающим лишает себя опыта познания [Филатов и др. 2017: 207].

Конечно, назрела необходимость психологической работы, настоящей, а не формально-анкетной, чтобы учитывать и правильно подбирать сотрудников с учетом возможностей их самореализации в данном деле. При этом надо учитывать психотипы людей. Наиболее актуальны и популярны типология Юнга, типология Майерс-Бриггс ( MBTI ), психософия, типология пяти травм (Лиз Бурбо), типология стилей мышления, теория уровней абстрактного интеллекта (ТУАИ) и т.д. [Ануров, Латышев 2017: 7].

Рассмотрим только одну из психологических типологий – теорию уровней абстрактного интеллекта (ТУАИ), автором которой является Яков Фельдман [Ануров, Латышев 2017: 8-29]. Согласно ТУАИ, каждый уровень соответствует тому, какую часть мира человек способен удерживать в своем поле зрения. Чем выше уровень человека, тем большую часть мира он способен видеть и тем более высокие ценности способен исповедовать, что, в свою очередь, увеличивает нейропластичность его мозга, а значит и работоспособность.

На первом уровне человек способен удерживать во внимании всего один объект, и социум – слишком сложная для него структура. Не всегда внимание на первом уровне означает низкий интеллект, часто некоторые намеренно снижают свой уровень до первого «хочу – беру», чтобы не считаться со сложностями мира, общество ими воспринимается как «толпа» [Аралова 2011: 52].

На втором уровне удерживается уже несколько объектов внимания, а мир делится на «своих» и «чужих», хорошее и плохое, выгодное и невыгодное. Основные проблемы этого уровня – ксенофобия, иногда доходящая до пол- ной ненависти, неприятие чужаков. Такие люди часто доводят себя до неврозов.

На третьем уровне человек видит множество упорядоченных объектов. Концентрация внимания связана с достижением целей и способностью охватить весь процесс и ценности, которые связаны со временем. Это первый социальный уровень, для которого характерна жесткая иерархическая структура.

Взаимодействия людей третьего и второго уровней часто конфликтны, т.к. третий уровень пытается выдернуть человека из комфортного второго уровня и вручить ему какую-нибудь цель. Часто у конфликтующих могут быть заболевания аутоиммунной этиологии (неприятие себя как чужеродного организма: аллергии, бронхиальная астма и т. д.)

На четвертом уровне человек охватывает вниманием уже несколько процессов одновременно. Если человек застрял в детском или подростковом периоде, то он начинает массово терять внимание, что связано с невозможностью удерживать концентрацию и выполнять множество социальных ролей. Именно «четверка» способна осознать свою роль в коллективе и может удержать внимание не только на процессе своей деятельности, но и на процессе деятельности других людей, их ролей. Ярко выраженных ролей в «тройке» нет, есть только иерархия и тотальная конкуренция. Поэтому по сравнению с ней «четверка» выглядит иначе, и с третьим уровнем у нее часто возникают конфликты, т.к., по мнению «тройки», ничего нового привносить не надо – все и так хорошо и ясно. Несмотря на косность мышления, люди третьего уровня могут влиять на четвертый, для которого характерны нестандартные идеи и пути решения проблем.

Уровень пятый – это новый качественный скачок, на котором внимание направлено не только на все хорошо исследованное, но и на решения, которые лежат в стороне от протоптанных дорог. Это руководители со своим стилем игры, которые формируют свою команду. И это первый надсоциальный уровень. Вместо следования заданным линиям поведения идет творческий подход, который ломает привычные шаблоны. В реальном мире «пятерки» часто нестабильны, они часто опираются на четвертый уровень, т.к. риск у них граничит с анархией, но, если не нарушаются юридические законы, это уровень одного стиля, одной культуры, одной стратегии. При конфликте между 4-м и 5-м уровнем люди 5-го уровня часто уходят в депрессию, патомимию (самоповрежда-ющее поведение) [Кулаков 2017: 68], они часто занимаются экстремальными видами спорта.

Шестой уровень способен охватывать несколько стратегий, несколько стилей поведения, он развивает и дополняет их все, пока не придет к логическому завершению. Именно люди 6-го уровня склонны к теории и доказательству, они мыслят объемно и во всем пытаются увидеть глубину, но в отличие от «пятерок» риск не любят. В основном конфликты из-за этого.

На седьмом уровне человек выводит мышление на новый уровень. «Семерки» будто связываются с реальностью напрямую, не опираясь на модели в голове. Это люди с высоким интеллектом, интуицией и непредсказуемые. Их проблема – одиночество, и поэтому они иногда вынуждены отступать от своих взглядов и сдаваться обществу.

Восьмой уровень внимания шире, чем одно мировоззрение. Это уровень подлинного гуманизма и милосердия, т.к. много времени уделяется не только своим, но и чужим ценностям.

Есть еще и девятый уровень – абстрактный, недостижимый для человека уровень, на котором объектом внимания становится весь мир одновременно.

Чаще всего столкновение двух равных или нечетных уровней (1-й, 3-й, 5-й, 7-й) – поле для конкурентной игры. Выход в том, что людям необходимо обратить внимание на свою и чужую цель, на свое и чужое мировоззрение. Четные уровни (2-й, 4-й, 6-й, 8-й) изначально способны к взаимопониманию, и зона для их конфликтов не такая явная, потому что они взаимообогащаются. При столкновении соседних – нечетного и более высокого четного уровней (1–2-й, 3–4-й, 5–6-й, 7–8-й) – принимается во внимание материальная и социальная часть мира, а также культурная и духовно-мировоззренческая. В таком противостоянии четный старший уровень является наставником для нечетного. Столкновение соседних уровней четного и более высокого нечетного уровней (2–3-й, 4–5-й, 6–7-й) – более драматично и эмоционально насыщено, т.к. старший нечетный уровень всегда исповедует кардинально иные ценности, чем младший четный.

Конечно, это лишь одна из частей необъятных знаний психологии, которые помогают приоткрыть проблему конфликтов во взаимоотношениях и перспективное направление в развитии не только наук психологии, соционики и конфликтологии, но и новой медицины, которая идет к истокам болезней и обеспечивает новый уровень качества жизни, что важно для роста качества межличностных отношений и для самооценки каждого человека.

Список литературы Особенности межличностных отношений в коллективе, организации

  • Ануров Д., Латышев А. 2017. От соционики до теории уровней: восемь самых интересных типологий. М.: Медков С.Б. 208 с
  • Аралова Е.В. 2011. Сознание в контексте виртуального мира. - Власть. № 3. С. 51-54
  • Дойдж Н. 2019. Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга. М.: Эксмо. 544 с
  • Кулаков С.А. 2017. Основы психосоматики. М.: Медицина. 537 с
  • Петровская Л.А. 1991. К столетию «Принципов психологии» У. Джеймса. М.: Педагогика. 368 с
Статья научная