Особенности мошенничества с использованием электронных средств платежа в структуре современной российской преступности
Автор: Шавалеев Булат Эдуардович
Журнал: Ученые записки Казанского юридического института МВД России @uzkui
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 1 (9) т.5, 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются современные тенденции, обусловливающие увеличение числа мошеннических действий, сопряженных с использованием электронных средств платежа, в структуре преступности в Российской Федерации, а также особенности механизма совершения подобных преступлений. Сформулированы выводы о необходимости качественного совершенствования системы предупреждения мошенничеств с использованием электронных средств платежа.
Предупреждение, электронные средства платежа, мошенничество
Короткий адрес: https://sciup.org/142223706
IDR: 142223706
Текст научной статьи Особенности мошенничества с использованием электронных средств платежа в структуре современной российской преступности
Модернизация инструментов осуществления финансово-экономических отношений значительно расширила возможности по применению электронных средств платежа в системе безналичных расчетов на территории Российской Федерации. По состоянию на 01.01.2019 в Российской Федерации зарегистрировано более 272 млн платежных карт1. Однако упрощение доступа граждан к электронным средствам платежа негативно сказалось на преступлениях с использованием указанной технологии.
Увеличение числа преступлений, сопряженных с использованием электронных средств платежа, побудило законодателя к комплексному совершенствованию мер уголовно-правовой характера в целях противодействия противоправной деятельности данной направленности, в результате чего Федеральным законом от 29 ноября 2012 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»2 в Уголовный кодекс Российской Федера-ции3 (далее – УК РФ) внесены измене- ния, направленные на дифференциацию ответственности за различные виды мошенничества, в том числе совершенные в сфере экономической деятельности.
Была введена ст. 159.3 УК РФ «Мошенничество с использованием платежных карт», которая Федеральным законом от 23.04.2018 № 111-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ»1 была отредактирована и получила наименование «Мошенничество с использованием электронных средств платежа». Так, по данным ГИАЦ МВД России, с января по сентябрь 2019 г. зарегистрировано 1521,7 тыс. преступлений, что на 2,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года2. Более половины всех зарегистрированных преступлений (52,5%) составляют хищения чужого имущества.
После введения нового «специального» состава мошенничества правоприменители столкнулись с проблемами 37 при необходимости его разграничения со смежными составами преступлений, поскольку отсутствовали рекомендации по квалификации противоправных деяний, предусмотренных ст. 159.1 – 159.6 УК РФ. (В настоящее время преступления данной категории показывают стабильную положительную динамику на всей территории Российской Федерации).
За 2019 г. количество зарегистрированных дел о мошенничестве с использованием электронных средств платежа возросло до 16 119, что составляет увеличение на 280% по сравнению с предыдущим годом3.
Согласно результатам опроса Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге, около 18% россиян считают, что стали потерпевшими от противоправной деятельности различного характера. При этом только 48% из них сообщали о произошедшем в правоохранительные органы4. Учитывая высокую степень латентности рассматриваемой группы преступлений, следует сделать вывод, что реальное число пострадавших от противоправной деятельности, в частности мошенничеств с использованием электронных средств платежа, значительно больше. По оценкам специалистов, правоохранительным органам известно лишь о 10–15% случаев от реального числа мошенничеств с использованием банковских платежных карт [1].
По данным Банка России, объем несанкционированных операций с платежными картами в России в 2018 году вырос на 44% и составил 1,385 млрд руб.5
Следует отметить, что раннее противоправная деятельность была направлена на хищение денежных средств у 37 юридических лиц, преимущественно у кредитных организаций, однако актуальные тенденции свидетельствуют, что значительную часть потерпевших составляют рядовые граждане. Причиной тому является совершенствование систем обеспечения безопасности финансовых операций между юридическими лицами, тогда как мониторинг операций физических лиц осуществляется владельцами счетов самостоятельно.
Анализ оперативной обстановки в части зарегистрированных мошенничеств с использованием электронных средств платежа свидетельствует, что большая часть хищений со счетов физических лиц совершается с помощью получения мошенниками несанкционированного прямого доступа к электронным средствам платежа либо побуждением владельцев банковских счетов самостоятельно совершить перевод в пользу мошенников путем обмана или злоупотребления доверием. Как правило, злоумышленники пользуются методами социальной инженерии.
Социальная инженерия – это метод получения несанкционированного доступа к информации или системам хранения информации без использования технических средств1.
Согласно отчету подразделения по информационной безопасности Центрального Банка России, в 97% случаев хищения денежных средств физических лиц с использованием электронных средств платежа обусловлены применяемыми мошенниками методами социальной ин-женерии2. То есть чаще всего граждане становятся пострадавшими от противоправной деятельности из-за собственной 38 доверчивости и неосмотрительности. Ранее заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов отмечал, что количество случаев мошенничества с использованием методов социальной инженерии продолжает расти темпами примерно 2–3% в месяц и в настоящее время отсутствуют факторы, которые могли бы остановить этот рост3. Например, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разработала материалы для граждан «Как не стать жертвой мошенников, покупая товары в интернете»4, однако в данных рекомендациях отсутствуют признаки применения технологий социальной инженерии.
Анализ следственной и судебной практики свидетельствует, что мошенни- чество с использованием электронных средств платежа нередко сопряжено с изготовлением и использованием поддельных банковских карт5. Учитывая особенности квалификации, следует отметить следующее: если лицо изготовило, а затем использовало при совершении мошенничества поддельную кредитную либо расчетную карту, то содеянное квалифицируется по совокупности ст. 159.3 и 187 УК, поскольку предметом преступления являются платежные карты, электронные средства, электронные носители информации, технические устройства, компьютерные программы, предназначенные для неправомерного осуществления приема, выдачи, перевода денежных средств6.
При этом до настоящего времени отсутствует какое-либо разъяснение по вопросу о том, какими критериями следует руководствоваться судам для отнесения 38 карты к категории поддельной. В научных кругах популярна точка зрения, согласно которой изготовление поддельных кредитных либо расчетных карт состоит во внесении ложных данных в подлинные карты или в изготовлении полностью поддельных карт [2]. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что характер, способ, качество или количество поддельных платежных карт влияния на квалификацию не оказывает.
Также из анализа судебной практики следует, что мошенничество с использованием электронных средств платежа сопряжено с предъявлением чужого документа, удостоверяющего личность. В данном случае если документ был предварительно похищен, деяния дополнительно квалифицируются по ч.1 ст. 325 УК РФ, когда похищен официальный документ, либо по ч.2 ст. 325 в случае кражи паспорта или другого важного личного документа.
В настоящее время существует ряд проблем, связанных с разграничением мошенничества с использованием электронных средств платежа и смежных составов, например, с п. «в» ч.2 ст. 158, ст. 159.1, а также 159.6 УК РФ, что негативно сказывается на предупреждении, раскрытии и расследовании данной категории преступлений.
Таким образом, по результатам анализа следственно-судебной практики, оперативной обстановки и состояния преступности в Российской Федерации следует сделать вывод об очевидной высокой общественной опасности мошенничества с использованием электрон-39 ных средств платежа. На наш взгляд, отсутствие факторов, которые смогли бы снизить темпы роста анализируемых преступлений, тенденция, связанная с упрощением доступа к электронным средствам платежа, и т.д. негативно скажутся на состоянии преступности в Российской Федерации, в частности, на мошенничествах с использованием электронных средств платежа. Учитывая, что данные преступления сопряжены с совершением дополнительных противоправных деяний, предполагающих необходимость владения специальными навыками, считаем, что разрешение указанной проблемы требует переосмысления системы мер предупреждения мошенничеств в сфере использования электронных средств платежа, а также формулирования научно обоснованных рекомендаций по оптимизации следственно-судебной практики.
Список литературы Особенности мошенничества с использованием электронных средств платежа в структуре современной российской преступности
- Черных В.В. Проблемы расследования мошенничества, совершенного с использованием банковских карт, и пути их решения // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2018. № 1 (27). С. 123 - 126.
- Мусьял И.А. Мошенничество с использованием платежных карт // ППД. 2017. № 1. С. 147 - 152.