Особенности мотивации преступлений, совершаемых сотрудниками криминальной милиции
Автор: Ю.А. Мерзлов
Журнал: Психопедагогика в правоохранительных органах @pp-omamvd
Рубрика: Психология правонарушающего поведения
Статья в выпуске: 1 (7), 1998 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/149126513
IDR: 149126513
Текст статьи Особенности мотивации преступлений, совершаемых сотрудниками криминальной милиции
Омский юридический институт МВД России
В ыявление детерминант преступных проявлений сотрудников криминальной милиции немыслимо без учета определенных психологических закономерностей, касающихся прежде всего мотивации противоправного поведения.
В литературе подвергнуты подробному анализу содержание и соотношение различных категорий мотивации (2: 3; 7; 12; 19; 20). Большинство ученых поддерживают точку зрения о том, что мотивация - это "совокупность стойких мотивов” (16, 73), определяющих поведение личности, либо это система мотивов, побуждающих к определенному поступку (14,60). Некоторые авторы включают в понятие мотивации “...все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д.” (2, 7). К этому добавляют некоторые мотивообразующие факторы: убеждения, привычки, подражание (20,21). ценностные ориентации (15,124).
При всей сложности вопроса дискуссия о мотивации, се соотношении с мотивом поведения нашла широкое распространение среди отечественных и зарубежных психологов. Причем в последнее время многих ученых занимает вопрос уже не столько объяснения человеческого поведения, сколько о его моделировании (8, 186), что действительно является необходимым хотя бы для того, чтобы увидеть весь процесс мотивации, а не только се составляющие.
В связи со сказанным представляется, что мотивацию поведения можно рассматривать как процесс формирования и развития мо-тивообразующих факторов в динамике. Данная точка зрения нашла свое отражение в юридической литературе. Это обусловлено тем. что юридическую науку (криминологию в частности) во многом занимают социальные причины различных явлений. Поэто- в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)
му для определения этих детерминант еле дуст исходить из единства социализации личности, ее потребностей, а также возможного индивидуального преступного поведения.
Опираясь на труды ученых - специалистов в области криминологического учения о личности преступника (I; 5; 6; 10; 17; 21), попытаемся сделать анализ и оценку противоправного поведения сотрудников криминальной милиции.
При том необходимо выяснить мотивы противоправного поведения сотрудников, цели, преследующиеся ими в ходе совершения преступлений, а также влияние внешних факторов, обусловливающих подобное поведение.
Остановимся на таком существен ном аспекте, как классификация мотивов противоправного поведения (4; II; 13) применительно к деятельности сотрудников криминальной милиции. Важность данной классификации обоснована, по крайней мере, двумя факторами: во-первых, возможностью качественного анализа процесса самой мотива ции. во-вторых, необходимостью выработки щек ватных мер предупреждения этого преступного поведения.
Приведем ктаесификапию мотивов преступлении и, следовательно, мотивации, с учетом специфики дедгельности и статуса сотрудников криминальной милиции:
-
а) мотивы противоправного поведения, связанного с исполнением служебных обязанностей: карьеристские, ведомствен но-корпоративные, статусно-исполнительские, слу-жебно-корыстые, идейные. Эти мотивы преступного поведения применимы только к преступлениям против государственной власти;
-
б) мотивы противоправного поведения, не свя занного с исполнением служебных обязанностей.
Возникновение карьеристских мотивов, т.е. потребности продвижения по службе или возможности получения внеочередного специального звания любыми путями происходит вследствие воздействия ряда факторов.
Сотрудник криминальной милиции наделен достаточно обширным комплексом прав и обязанностей для осуществления функций охраны законных прав и интересов личности, общества и государства. Однако его уголовно-процессуальное положение, которое он занимает в ходе раскрытия, расследования преступления, предопределяет наличие прежде всего властных полномочий, где сотрудник криминальной милиции вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия, следственные действия и т.д. В данном случае многие сотрудники, в особенности молодые, испытывают состояние чрезмерной значимости (чаще всего выражено при опросе подозреваемых, свидетелей, потерпевших). Недостаточность профессионализма приводит к тому, что сотрудники криминальной милиции превышают предоставленные им законом полномочия: оказывают противоправное психическое или физическое воздействие на допрашиваемого (путем угроз и причинения телесных повреждений). На вопрос о том, часто ли они прибегают именно к физическому воздействию в отношении подозреваемых, 81,4% респондентов ответили положительно.
Так или иначе, пассивность потерпевшего от противоправных действий сотрудника криминальной милиции или заступничество коллектива и руководства подразделения порождают в правонарушителе мотивы безнаказанности за совершенное деяние. Следует сказать, что безнаказанность в подразделениях криминальной милиции — явление довольно распространенное. Это отмечают 24.5 % экспертов (в качестве экспертов были опрошены начальники служб криминальной милиции, уголовного розыска, оперуполномоченные, сотрудники подразделений собственной безопасности, сотрудники Омского юридического института МВД России), из них 64,1 % указывают, что это обстоятельство влияет на совершение преступлений сотрудниками криминальной милиции.
Таким образом, сознание безнаказанности (значит, в определенной мере — правоты своих действий) побуждает сотрудника действовать вопреки закону, “интересов дела", “повышения уровня раскрываемости”, в угоду коллективу и руководству. Последнее лает основание полагать, что незаконный характер действий здесь способствует формированию убежденности в непогрешимости, якобы высоком уровне мастерства оперативного работника, что вызывает в отношении этого сотрудника похвалу от руководства, предоставление возможности служебного роста и т.п.
Ведомственно-корпоративные moi ивы. Мотивы коллективизма и товарищества необходимы в деятельности любого коллектива. Однако когда они начинают деформироваться, изменяя содержание понятия ‘'коллективизм", то зачастую происходит непоправимое — совершаются правонарушения, в том числе и преступления. В деятельности сотрудников криминальной милиции это прежде всего касается таких обстоятельств, когда на первый план во взаимоотношениях коллег между собой, отношениях “руководитель - подчиненный” выступает так называемая корпоративность. Она может быть выражена, например, в том случае, когда практически весь коллектив данного подразделения интересует процент раскрываемости преступлений, складывающийся из отношения количества действительно раскрытых преступлений к количеству всех зарегистрированных преступлений. Уже на начальной сталии — при приеме заявления -иногда происходит оценка сотрудниками “перспективности” раскрытия самого преступления
Корпоративный характер взаимоотношений способствует созданию атмосферы нетерпимого отношения к тем сотрудникам, которые соблюдают законность, ведь они “портят” показатели работы всего подразделения. Согласно опросу, причиной совершения преступлений сотрудников криминальной милиции в 58,3% являются мотивы ‘улучшения” показателей деятельности
Еще один аспект формирования ведомственно-корпоративных мотивов касается заступничества за сотрудников криминальной милиции, допустивших нарушение законно-с । и Характеризуя данный аспект, хотелось бы остановиться на общем анализе отношений ‘руководитель - подчиненный”, так как эта связь при наличии соответствующих условий приобретает характер либо поддержки и помощи оступившемуся сотруднику, либо полного игнорирования и даже унижения последнего в связи с деянием, которое он совершил.
Как показывают результаты исследования, особого интереса к дальнейшей судьбе рядового сотрудника, совершившего преступление. его коллеги, а тем более руководство нс проявляют: лишь 21,1% осужденных заявили. что коллеги по работе их активно защищали и поддерживали, 19,4% утверждали, что над ними злорадствовали, 8,3% сообщили, что коллеги остались равнодушными.
Что касается руководства органа внутренних дел, где осужденный — бывший сотрудник криминальной милиции работал, то здесь отношения строились несколько иначе: в 11,1% случаев руководство защищало сотрудника, в 19,1 - злорадствовало и в 2.1% - осталось равнодушным. Руководители более высокого ранга только в 2,1% поддерживали сотрудников, а в 44,4% остались равнодушными.
Конечно, нельзя не принимать во внимание субъективизм в оценке осужденными их поддержки со стороны начальства. Однако реальная картина выглядит еще более удручающей, если учитывать качественные характеристики совершенных преступлений. Сопоставление характера общественной опасности содеянного сотрудниками криминальной милиции и практики поддержки их руководством даст основание сделать вывод о том, что чем больше общественная опасность содеянного сотрудником, тем меньше руководство пытается его защищать. Именно в этом и таится опасность -заступничества: сотрудник допускает правонарушения, которые приводят его к преступлению.
Статусно-исполнительские мотивы. Среди выделенных групп мотивов преступлений стагусно-исполнительские мотивы занимают особое место. Эго во многом обусловлено тем, что данная группа объединяет потребности исполнения служебного долга, которое может выражаться в самых различных проявлениях - от безрассудного героизма до малодушия и трусости, от добросовестно продуманного отношения к своим обязанностям до буквального исполнения распоряжения начальника.
Специфика деятельности сотрудников криминальной милиции требует от них разумной отваги, мужества, терпения и профессионального мастерства. Вместе с тем она предусматривает необходимость подчинения приказам руководства. Однако не все распоряжения могут носить законный характер, и в этой связи многие рядовые сотрудники испытывают давление. По нашим данным, этому были подвержены 25,3% сотрудников, а 9,3% осужденных заявили, что совершили преступление вследствие непосредственного указания начальника. Примечательно, что давление зачастую оказывается не столько самим руководителем, сколько опосредованно, через коллег. 'Эго отмстили 32,7% респондентов-осужденных.
Следует сказать, что в угоду своим коллегам или руководил ел ю. стремясь нс обострять взаимоотношения с коллективом и не вступать в конфликте руководителем, большинство рядовых сотрудников идут на совершение правонарушений. Редко кто из опрошенных осужденных имел отношения с руководством и с коллективом примерно одинаковые. Средний показатель по 5-балльной системе среди рядовых сотрудников об их отношениях с коллективом — 4,2 балла, а с руководством — 3,3 балла. Заслуживает внима- ния то. что в уголовном розыске эти показа -гели более полярны, чем в других подразделениях криминальной милиции.
Служебно-корыстные мотивы примечательны потому, что они имеют тенденцию к устойчивости и динамизму. Изучение приговоров, которые были вынесены судами по делам о взяточничестве сотрудников криминальной милиции, свидетельствует об этом. Так, в каждом четвертом случае совершения двух и более преступлений сотрудниками криминальной милиции прослеживается четко выраженная связь преступлений, одно из которых, по крайней мерс, имеет корыстную направленность.
Этот тезис подтверждается результатами опроса осужденных, среди которых 60,4% заявили о том, что в случаях последующего получения взятки сотрудники “возьмут больше *.
Среди сотрудников нередко имеют место факты открытого вымогательства взятки, где потерпевшими чаше всего являются предприниматели или представители сферы торговли.
Невероятно, но факт, что в некоторых подразделениях криминальной милиции существуют лаже негласные “тарифы" взяток на осуществление некоторых действий за работу' над раскрытием преступления, за посредничество, за возможность улучшения правового положения обвиняемого и г.п. Помимо денег, некоторые сотрудники криминальной милиции получали в качестве взятки мебель, спиртные напитки, аудио- и видеотехнику, автомобили.
Следует учитывать, что в современных социально-экономических условиях сотрудники криминальной милиции зачастую подвергаются сильнейшему давлению со стороны мафиозно-коммерческих и иных криминальных структур с целью “вербовки” В ход идут подкуп, уговоры, уцюзы физической расправы с сотрудником и членами его семьи и т.д. По мнению 18,1% респондентов среди осужденных, наибольшее давление оказывалось со стороны криминалитета. Как показывает практика, далеко не все сотрудники в силу различных причин (недостаточная ма-гериальная оснащенность, неустойчивость нравственных убеждении, корысть) могут противостоять такому давлению.
Идейные мотивы. Среди сотрудников криминальной милиции нередко можно услышать тезис о возможности и даже “необходимости" нарушения 'законности в определенных случаях. Так, 38,7% опрошенных осужденных заявили, что без нарушений за конности их деятельность невозможна. Согласно исследованиям из 105 опрошенных слушателей выпускного курса Омского юридического института МВД России - будущих сотрудников криминальной милиции — лишь только 14.3% ответили, что нарушать законность нельзя ни при каких обстоятельствах.
Говоря о мотивах противоправного поведения сотрудников, нельзя не остановиться на механизме самооправдания. Ведь когда речь заходит о самооценке, собственном достоинстве, нередко человек подсознательно включает защитные механизмы (9, 270) рационализации и проекции.
Согласно результатам исследования со-।рудники криминальной милиции часто оправдывают противоправное поведение доводом “так делает большинство”. В этом суждении ешь некоторая доля истины. Попри этом, например, респонденты-осужденные, которым был задан соответствующий вопрос, забывают. что именно они были осуждены за преступления, а не “большинство”.
Мотивы проливоправного повеления, не связанного с исполнением служебных обязанностей сотрудников криминальной милиции. Некоторые особенности (|юрмирова-ния этих мотивов обусловлены, во-первых, спецификой деятельности. Это ненормированный характер работы (многочасовые засады, суточные дежурства), что налагает отпечаток на семейные отношения. Сотрудники криминальной милиции испытывают вину перед близкими за поздние возвращения домой, отсутствие времени на воспитание детей, нехватку средств для нормального существования семьи, бытовые неудобства и т.п. В их сознании начинают формироваться мотивы корысти, реализовав которые со-трудник, по его убеждению, компенсирует социально-бытовые неудобства, нормализует отношения в семье.
Во-вторых, для многих сотрудников характерно однообразное использование свободного от работы время. Это однообразие проявляется, в частности, в употреблении спиртных напитков. Можно согласи!ься с мнением большинства опрошенных (76,7%) о том что спиртное в определенных ситуациях снимает состояние психической напря-)♦ ей Пости после проведения сложной и рискованной операции. I1о здесь речь идет о том. .ииргные напитки являются средством времяпрепровождения; "... в таких случаях мо же г происходить просто снятие влияния внешних для личности регулирующих факторов, нс усвоенных внутренне. Поэтому характеристики человека обнажаются, и он наиболее полно проявляет себя со всеми сформированными у него потребностями, привычками поведения, установками” (8, 63).
В-третьих, основой формирования мотивов противоправного поведения может выступать опасение за жизнь и здоровье родственников, реальность утраты близкого человека. При стечении обстоятельств стремление сотрудника обезопасить себя и близких приводит, например, к незаконному применению оружия. Так, 7,1% опрошенных сотрудников заявили, что причинами совершения преступлений могут выступать мотивы обеспечения безопасности себя и своих родственников. Среди осужденных этот ответ дали 19,2% респондентов.
Желание “воздать по заслугам” побуждает сотрудника усгроить самосуд, нередко со смертельным исходом.
В заключение отметим, что предупреждение мотивообразующих факторов противоправного повеления сотрудников крими-Ю4 Психопедагогика нальной милиции требует детальной разработки. Повышение оплаты труда сотрудникам криминальной милиции как единственная панацея от совершения ими преступлений вряд ли даст положительный результат. Следует задуматься об эффективной системе предупреждения преступлений указанного вида. Комплекс мер правового, организационного. кадрового и социально-психологического характера изначально не должен допускать возникновения и развития мотиваций преступного повеления.