Особенности музейной презентации материальной культуры финно-угров Поволжья I тыс. до н. э. - II тыс. н. э

Автор: Павлова Анжелика Николаевна, Печников Андрей Олегович

Журнал: Финно-угорский мир @csfu-mrsu

Рубрика: Культурология

Статья в выпуске: 1, 2017 года.

Бесплатный доступ

Введение. Период I тыс. до н. э. - начала II тыс. н. э. занимает особое место в истории финно-угорского Поволжья как время формирования основ марийского и мордовского этносов, их материальной и духовной культуры. Целями работы стали изучение и обобщение опыта презентации материальной культуры финно-угров I тыс. до н. э. - начала II тыс. н. э. в музеях Поволжья, что предполагает решение следующих задач: определение особенностей построения археологической части экспозиции музеев, выявление предметов материальной культуры финно-угров I тыс. до н. э. - начала II тыс. н. э. и специфики их экспонирования. Материалы и методы. В ходе исследования использовались как философские, так и общенаучные методы. Результаты исследования и их обсуждение. Материальная культура финно-угров I тыс. до н. э. - II тыс. н. э. представлена в музеях как финно-угорских республик, так и Татарстана и Чувашии. Республиканские музеи ведут большую просветительскую и учебную работу, что определяет построение основной части экспозиций в соответствии с хронологическим принципом, позволяющим последовательно знакомить публику с этапами истории региона, начиная с древнейших времен. Исключением являются тематические выставки, представляющие ту или иную сторону древней культуры финно-угров. Заключение. Музеи располагают разными возможностями экспонирования древних предметов материальной культуры, что определяется размерами помещений, акцентами экспозиций, где археологическим отделам отводится разная роль, а также материальными и техническими ресурсами учреждений.

Еще

Музей, финно-угры, материальная культура, ревитализация, эпоха раннего железа, эпоха средневековья

Короткий адрес: https://sciup.org/14723325

IDR: 14723325

Текст научной статьи Особенности музейной презентации материальной культуры финно-угров Поволжья I тыс. до н. э. - II тыс. н. э

Введение. Период І тыс. до н. э. – начала ІІ тыс. н. э. занимает особое ме с то в ис т ории финно-у г орского Пов о лжья как время формирования основ марийского и мордовского этносов, их материальной и духовной культуры. Целями работы стали изучение и обобщение опыта презентации материальной культуры финно-угров І тыс. до н. э. – начала ІІ тыс. н. э. в музеях Поволжья, что предполагает решение следующих задач: определение особенностей построения археологической части экспозиции музеев, выявление предметов материальной культуры финно-угров І тыс. до н. э. – начала ІІ тыс. н. э. и специфики их экспонирования.

Материалы и методы. В ходе исследования использовались как философские, так и общенаучные методы. Результаты исследования и их обсуждение. Материальная культура финно-угров І тыс. до н. э. – ІІ тыс. н. э . пре д ставлена в музеях как финно-угорских республик, так и Т а тарстана и Чувашии. Респуб л икан с кие музеи ведут большую просветительскую и учебную работу, что определяет построение основной части экспозиций в соответствии с хронологическим принципом, позволяющим последовательно знакомить публику с этапами истории региона, начиная с древнейших времен. Исключением являются тематические выставки, представляющие ту или иную сторону древней культуры финно-угров.

Заключение. Музеи располагают разными возможностями экспонирования древних предметов материальной культуры, что определяется размерами помещений, акцентами экспозиций, где археологическим отделам отводится разная роль, а также материальными и техническими ресурсами учреждений.

Регион Среднего Поволжья обладает древней и богатой историей, страницы которой были созданы многими этносами, включая финно-угров. Достаточно широко известны образцы декоративноприкладного искусства финно-угорского населения Поволжья позднего времени – XIX–XX вв.: вышивка, украшения костюма, посуда и другие бытовые предметы. Материальная культура I тыс. до н. э. – начала II тыс. н. э. в большей степени составляет достояние специалистов, хотя с точки зрения исторических судеб финноугорских народов этот период представляется чрезвычайно актуальным, так как отражает эпоху формирования основ марийского и мордовского этносов, их культурного мира, получивших развитие в последующие периоды.

Изучение экспозиций Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея имени И. Д. Воронина, Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи, Национального музея Республики Марий Эл имени Т. Евсеева, Археологического музея Марийского государственного университета, Национального музея Ре- спублики Татарстан и Чувашского национального музея показывает, что древняя материальная культура финно-угорского населения занимает в них важное место, но цели и задачи каждого музея предполагают особые формы ее представления, фокусируют внимание на тех или иных артефактах. Значительная часть проанализированных экспозиций построена по хронологическому принципу: национальные музеи республик Поволжья призваны отразить основные этапы истории своего региона. Археологические находки, относящиеся к периоду I тыс. до н. э. - начала II тыс. н. э., собраны в отделах древней истории и в зависимости от особенностей организации музейного пространства занимают его большую или меньшую часть. При этом организаторам удается, как правило, не только органично включить эти предметы в общий план экспозиций, но и найти в каждом случае оригинальные художественные решения.

Интересными материалами, характеризующими ранние этапы истории мордовского народа, располагает археологический раздел отдела дореволюционной истории Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея имени И. Д. Воронина. При создании экспозиции сложная задача соединения различных отделов была решена таким образом, что они как бы перетекают один в другой в пространстве, где нет глухих перегородок. Это позволяет познакомиться с основными страницами истории народа, а также с природой региона. Как отметили сотрудники музея, «экспозиция... ориентирована на ознакомительные и учебные экскурсии…» [5, 15 ].

Создатели экспозиции археологического раздела стремились разносторонне продемонстрировать древнюю культуру региона, привлечь внимание посетителей к уникальным предметам. Эпоха I тыс. до н. э. - начала I тыс. н. э. представлена материалами городецкой культуры, население которой принимало участие в этногенезе финно-угров Поволжья. Наряду с орудиями труда и оружием, типичными для городецкого населения, в экс- позиции можно увидеть ложечку, украшенную конской головкой. Конь – один из центральных образов древнего финноугорского искусства [7, 91-103 ]. Таким образом, осуществлена презентация древнего религиозно-мифологического мировоззрения. В части экспозиции, посвященной древнемордовской культуре, выставлены украшения мужского и женского костюма с характерными элементами вооружения, конской сбруи и орудиями труда женщины-литейщицы в соответствии с порядком расположения предметов в захоронении. С художественной точки зрения удалось решить проблему включения археологических предметов в общий строй экспозиции в том числе с помощью оригинального приема воспроизведения силуэтов мужской и женской фигур на войлоке с последующим размещением археологических артефактов. К сожалению, размеры помещения не позволяют показать все многообразие археологических культур, памятники которых были открыты на территории республики.

В значительной степени этот недостаток восполняет экспозиция украшений древнемордовских и рязано-окских племен из Старобадиковского, Журавкинско-го и Шокшинского могильников в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи. Здесь представлены мордовские височные подвески, гривны, ожерелья с коньковыми подвесками, нагрудные бляхи «с крышечкой», ажурные застежки, браслеты. Темный фон витрин выгодно оттеняет бронзовые изделия, отражающие художественный вкус и религиозно-мифологические представления финно-угорского населения региона. В результате они выглядят как драгоценности. Археологические артефакты являются своеобразным прологом к этнографической части экспозиции, а также к разделу, посвященному изобразительному искусству мордовского народа. Несомненно, публика обратит внимание на преемственность образов и эстетики народного искусства, получивших продолжение в творчестве современных модельеров, чьи работы со- седствуют с этнографическими образцами одежды.

Экспозиции двух столичных музеев Мордовии в сфере презентации материальной культуры финно-угорского населения региона I тыс. до н. э. - начала I тыс. н. э. представляются взаимодополняющими. В то же время каждый из них в соответствии с основным направлением деятельности знакомит с определенной стороной древней финно-угорской культуры.

Иной подход использовали сотрудники Национального музея Республики Марий Эл имени Т. Евсеева, которые в 2016 г. организовали выставку, посвященную научному наследию доцента Марийского государственного университета О. В. Данилова и сотрудницы музея Н. А. Большовой. Тема выставки – развитие религиозномифологических представлений финноугорского населения региона - раскрывается через образы водоплавающей птицы, коня и медведя, а также через солярные символы. Каждому из ключевых символов финно-угорского искусства был отведен стенд, отражающий его эволюцию от эпохи камня до XIX-XX вв. в условиях культурных контактов с соседними этносами. Проблема становления религиозно-мифологических представлений марийского народа являлась центральной в исследованиях О. В. Данилова [2]. Н. А. Большова занималась изучением семантики марийской вышивки [1], образы которой можно рассматривать как завершающий этап развития древней символической системы. Закономерным стало сопоставление древнемарийских украшений и вышитых предметов одежды XIX -начала XX в., развивающих единые художественные образы.

Организаторам выставки удалось продемонстрировать взаимосвязь материальной и духовной культуры финно-угров, где предметы не только выполняли утилитарную функцию, но и транслировали религиозно-мифологическую информацию, имевшую огромное значение для сохранения картины мира на протяжении столетий от раннего железного века до современности. Таким образом, посетители выставки откроют для себя новые грани древней материальной культуры финно-угров.

Прекрасной коллекцией предметов ана-ньинской эпохи располагает Археологический музей Марийского государственного университета, оформленный силами студентов археологического кружка исторического отделения вуза под руководством В. С. Патрушева в 1975 г. [10]. В экспозиции музея представлены характерные металлические украшения костюма ана-ньинской эпохи и предметы вооружения, которые по уровню художественного исполнения могут соперничать с артефактами многих республиканских музеев. В Поволжье ананьинское население испытало особенно сильное воздействие со стороны соседних ираноязычных племен, результатом чего стало возникновение в VII-VI вв. до н. э. в рамках ананьинской культурноисторической области акозинской [4, 76– 77 ], или ахмыловской [8], культуры. Экспонируемые материалы иллюстрируют культурные связи финно-угров не только с соседними, но и с весьма отдаленными регионами Северного Кавказа, Скандинавского полуострова и пр. К сожалению, небольшие размеры помещения не позволяют достаточно полно представить те богатейшие коллекции, которыми располагает музей. Являясь прежде всего учебным подразделением университета, он отражает основные этапы археологического изучения края и страницы его истории, что определило характер построения экспозиции. Материальная культура финно-угров VII-VI вв. до н. э. занимает в ней одно из центральных мест благодаря вкладу археологов учреждения и основателя музея В. С. Патрушева в исследование данных памятников.

Значительное число древних финноугорских памятников исследовано на территории Республики Татарстан. В экспозиции регионального национального музея представлены прекрасные образцы предметов материальной культуры финно-угров Поволжья и Приуралья I тыс. до н. э. - начала II тыс. н. э. Это прежде всего предметы ананьинской эпохи, обнаруженные в ходе раскопок Ананьин-ского, Луговского, Тетюшского и других могильников [9, 6-7]. На стендах и в витринах музея размещены орудия труда охотников и рыболовов: костяные наконечники стрел, грузила, поплавки, рыболовные крючки, а также костяные и бронзовые псалии, свидетельствующие о развитии коневодства. Важную часть экспозиции составляют элементы вооружения: кинжалы с орнаментированными рукоятями, бронзовые боевые топоры, выполненные в прикамском варианте звериного стиля, и др. Это дает понимание не только об уровне развития военного искусства, но и о технологиях финно-угорских мастеров, их художественном вкусе, вводит в мир древних мифологических образов. Кроме того, в музее выставлены каменные стелы, которые население ананьинской культуры устанавливало на могилах воинов.

Также на территории республики были исследованы памятники пьяноборской и азелинской культур I тыс. н. э. Артефакты Национального музея Республики Татарстан демонстрируют высокий уровень развития декоративно-прикладного искусства пьяноборского и азелинского населения. Благодаря реконструкции костюмов можно представить внешний облик женщины той эпохи. Наряду с украшениями выставлены бытовые предметы: посуда, орудия труда.

Главной задачей Национального музея Республики Татарстан, как и большинства подобных учреждений, является воссоздание основных этапов истории своего края в связи с просветительским направлением деятельности. Это определило характер построения археологической части экспозиции: предметы отражают историю региона от эпохи камня до средневековья, представляя многообразие археологических культур. Размеры отдела позволяют сделать это максимально наглядно, с использованием реконструкций костюмов, жилищ, макетов поселений. Для учебных целей предназначены специальные тренажеры, дающие возможность проверить знания, которые были получены в результате знакомства с экспозицией.

Историю Чувашского Поволжья от палеолита до раннего средневековья охватывает экспозиция регионального национального музея «Древние обитатели Чувашского края по данным археологии и палеонтологии». Несмотря на небольшую величину помещений археологического отдела, экспозиция отражает основные этапы древней истории. Особый интерес вызывают реконструкции, карты расположения археологических памятников, фотографии раскопок, раскрывающие важнейшие моменты археологического изучения края.

На территории современной Чувашии в I тыс. до н. э. - I тыс. н. э. было распространено финно-угорское население ана-ньинской и городецкой культур. Ее археологическое исследование дает новые материалы для понимания процессов этногенеза древнемарийских и древнемордовских племен [6, 16 ]. В витринах музея выставлены находки из древнемордовского Иваньковского могильника, изучение которого началось еще в 1926 г. [3], и городища Ножа-Вар III-V вв. Внимание посетителей привлекают коллекции женских украшений, и прежде всего подвески-уточки, представляющие одного из центральных персонажей мифологии волжских финнов [7, 78-82 ]. Украшения костюма служат не только важным этноопределяющим признаком, но и показателем высокого уровня развития материальной культуры финно-угров I -начала II тыс. н. э., отражают религиозномифологические представления времени. Таким образом, сравнительно небольшая часть экспозиции раскрывает особенности культуры городецких и древнемордовских племен, памятники которых были обнаружены в данном регионе.

В современных условиях музеи остаются одной из основных площадок презентации материальной культуры финноугорского населения региона I тыс. до н. э. - II тыс. н. э. Это направление деятельности реализуется прежде всего в музеях финно-угорских регионов, но значительное внимание ему уделяют и в других республиках (Татарстан, Чувашия), где финно-угры оставили богатое культур- ное наследие. Республиканские музеи, которые стали объектами исследования, ведут большую просветительскую и учебную работу. Это определяет построение основной части экспозиций по хронологическому принципу, что позволяет последовательно знакомить посетителей с этапами истории территории, начиная с древнейших. Исключением являются тематические выставки, представляющие ту или иную сторону древней культуры финно-угров в соответствии с задачами организаторов, как это описано на примере Национального музея Республики Марий Эл имени Т. Евсеева.

Ряд музеев благодаря достаточно большим площадям и хорошему финансированию сумел ввести элементы реконструкции костюмов, жилищ, поселений, что сделало выставленные материалы более наглядными, например Национальный музей Республики Татарстан. Экспозиция Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи отличается оригинальным художественным решением. Разумеется, учреждения располагают разными возможностями де- монстрации древних предметов материальной культуры, что связано и с размерами помещений, и с акцентами самих экспозиций, когда археологические отделы решают различные задачи.

Реализация названного направления представляется очень важной в условиях современного общества, где процессы глобализации соседствуют с усиливающимися тенденциями этнизации (локализации), предполагающими поиск истоков культуры. Обращение к этническим корням для финно-угорских народов Поволжья является составной частью самоидентификации, сохранения национальнокультурной идентичности. Приобщение различных групп населения к древней культуре финно-угорских народов в рамках музейной работы предполагает поиск новых форм, которые позволили бы донести эту информацию максимально достоверно и в то же время доступно. Не последнюю роль в этом могут сыграть музеи Поволжья, которые располагают богатыми коллекциями артефактов, характеризующих различные этапы истории финноугорских народов региона.

Поступила 18.12.2016

Список литературы Особенности музейной презентации материальной культуры финно-угров Поволжья I тыс. до н. э. - II тыс. н. э

  • Большов С. В., Большова Н. А., Данилов О. В. Древние культовые памятники Марий Эл (по археологическим, этнографическим, фольклорным и историческим источникам): монография. Йошкар-Ола, 2008. 163 с.
  • Данилов О. В. Языческие культы древнего населения Марийского Поволжья. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2016. 326 с.
  • Ефименко П. П. Средневолжская экспедиция 1926-1927 г.//Сообщения Государственной академии истории материальной культуры. Ленинград, 1929. Т. 2. С. 168-174.
  • Марков В. Н. Ананьинская проблема. Некоторые итоги и задачи ее решения//Памятники древней истории Волго-Камья. Казань, 1994. С. 48-88.
  • Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей/под общ. ред. Е. В. Гариной, С. А. Телиной. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2003. 232 с.
  • Мясников Н. С. Этнокультурные процессы в Чувашском Поволжье в I-VIII веках нашей эры в свете археологических данных. Чебоксары, 2013. 72 с. (Научные доклады/Чуваш. гос. ин-т гуманитар. наук; вып. 13).
  • Павлова А. Н. Семантика украшений древне¬марийского костюма: монография. Йошкар-Ола: РИЦ ПГТУ, 2008. 200 с.
  • Патрушев В. С. Марийский край в VII-VI вв. до н. э. (Старший Ахмыловский могильник). Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1984. 230 с.
  • Патрушев В. С. Могильники Волго-Камья раннеананьинского времени. Казань: ООО «Фолиант»; Ин-т истории АН РТ, 2011. 276 с.
  • Патрушева Т. С. Археологическому музею Марийского государственного университета -20 лет//Марийский археографический вестник. Йошкар-Ола, 2009. С. 285-286.
Еще
Статья научная