Особенности организации и управления строительством газопровода Елшанка-Саратов

Автор: Быков Виктор Юрьевич

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Экспертиза

Статья в выпуске: 6, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье на примере строительства газопровода «Елшанка-Саратов» предпринята попытка рассмотреть основные проблемы становления и развития газовой промышленности в годы Великой Отечественной войны в Саратовской обл. Показаны трудности организации строительства газопровода в условиях военного времени и острой нехватки необходимых ресурсов, а также управления им. Показано, что большую роль здесь играл человеческий фактор и специфика организации труда.

Газопровод "елшанка-саратов", топливно-энергетический баланс, строительство, промышленность, газ

Короткий адрес: https://sciup.org/170168427

IDR: 170168427

Текст научной статьи Особенности организации и управления строительством газопровода Елшанка-Саратов

С началом Великой Отечественной войны перед экономикой СССР остро встала проблема обеспечения промышленных предприятий энергоресурсами и топливом. В связи с быстрым наступлением немецких войск и захватом части территории Советского Союза многие промышленные предприятия западных регионов страны были в срочном порядке эвакуированы на восток. Значительная их часть была перенесена в Саратов, промышленность которого, заметно увеличившаяся в масштабах и объемах в первые месяцы войны, постоянно испытывала трудности и не в полном объеме выполняла поставленные государством задачи.

Подобное положение дел вынуждало искать внутренние энергетические резервы области. В годы 3-й пятилетки доля привозного топлива на саратовских предприятиях составляла 70%, в основном это были бакинская нефть и донецкий уголь. Потребление местных видов топлива в Саратовской обл. составляло 21,8% (14,7% – древесное топливо, 1,9% – сланцы, 0,2% – торф, 5% – суррогаты)1. Одной из основных причин невыполнения планов различными отраслями промышленности региона и страны в 1941 г. стало слабое обеспечение местными видами топлива [Кузьмина, Шарошкин 2005: 347].

В таких условиях оказались крайне востребованными все накопленные за предыдущие годы знания о наличии газоносных структур на территории СССР. Газоносность Саратовской обл. в этом отношении была наиболее изученной. Первые исследования здесь проводились еще в 1923 г., и до начала войны на карту были нанесены 24 нефтеносные и газоносные структуры [Быков 2015а: 11]. Можно предположить, что именно в связи с этим в 1941 г. по предложению Государственного Комитета Обороны и лично И.В. Сталина все силы и средства были сосредоточены на разведке газовых месторождений в районе Саратова.

Особенно остро недостаток топлива для промышленности Саратова стал ощущаться с сентября 1942 г., когда станции имели запас топлива на сутки, а иногда – на несколько часов2. Получаемое топливо поступало неравномерно, было некондиционным (например, бурые угли с влажностью до 27% на СарГРЭС и низкокалорийные сланцы с большой влажностью на СарТЭЦ, что затрудняло их сжигание) [Быков 2015б: 13]. Крупному промышленному центру, прифронтовому городу, который обеспечивал Сталинградский фронт ресурсами, угрожала опасность остановки многих производств.

В этих условиях по инициативе Саратовского обкома ВКП(б) был поставлен вопрос о сдаче Елшанского газового месторождения в эксплуатацию и строительстве газопровода Елшанка–Саратов. К 1 ноября 1942 г. Наркомстрой по договору с Наркомнефтью должен был построить магистральный трубопровод от села Елшанка до Саратовской ГРЭС1. Кроме того, Наркомнефти разрешалось вести строительство объекта без утвержденных проектов и смет, финансировать строительство за счет средств госбюджета, которые изначально предназначались для геолого-поисковых работ. Сжатые сроки, пристальное внимание руководства, с одной стороны, и отчасти «либеральный» подход в вопросах утверждения смет и финансирования – с другой, указывают на особую значимость строительства газопровода не только для промышленности Саратова, но и для страны в целом.

Строительство газопровода СНК СССР поручил Наркомстрою СССР, который с 1939 г. руководил всеми крупными стройками. Возглавлял его видный деятель строительной отрасли С.З. Гинзбург. Приказом № 165/М от 8 сентября 1942 г. строительство трассы газопровода было поручено Главприволжстрою, непосредственное же выполнение строительно-монтажных работ было возложено на ОСМУ «Моспромстрой» № 22. Для ускорения работ было решено разграничить трассу на две зоны: северную и южную. Северная зона, находящаяся вне города, была дополнительно разделена на 2 прорабских участка. Руководителем первого участка «загородной» зоны газопровода был назначен директор центрального ремонтно-механического завода треста инженер С.А. Шварц. Руководство вторым участком северной зоны было доверено начальнику одного из строительных управлений треста инженеру П.Б. Львовскому. Южная зона, находящаяся в черте города, как более сложная, с наличием подземных коммуникаций и уличного движения, была разделена на 3 прорабских участка. ОСМУ «Моспромстрой» № 2 приступило к выполнению работ 14 сентября 1942 г., а строительный трест № 6 начал работу 20 сентября 1942 г.3 В начальный период строительства газопровода темпы работ в южной зоне были значительно выше, чем в северной.

Строительство разворачивалось в экстремальных условиях войны. Не хватало труб, техники, рабочих, особенно квалифицированных. Несмотря на постановление СНК СССР от 10 августа 1942 г., облисполком не смог обеспечить стройку рабочими в необходимом количестве – 750 чел. Для обеспечения строительства трубами демонтировали трубопровод Саратовского крекинг-завода, который на тот момент не использовался, что дало около 5 км труб, и недостроенный продуктопровод саратовской нефтебазы, это еще около 8 км труб [Матвейчук, Евдошенко 2011: 546].

Стратегическая важность и сжатые сроки строительства требовали четкого управления. Между тем отсутствовал системный подход в организации как всего строительства, так и работы отдельных участков, бригад. Так, из-за опасений относительно качества сварочных работ в северной зоне качество сварки проверялось под давлением перед опусканием трубопровода в траншею, а в южной зоне такую проверку считали излишней. Если в северной зоне при изоляции труб применяли метод «полотенца», с помощью которого можно было изолировать в день 1850 м трубопровода, то в южной зоне от этого метода отказывались и изо- лировали щетками по 180–200 м в сутки1. В северной зоне было выкопано 2 715 м траншей при плане в 8 000 м, а укладка и изоляция труб не была начата вовсе. В южной зоне дела обстояли лучше: к 1 октября завоз труб был осуществлен на 73%, сварка труб – на 57%, копка траншей – на 93%, изоляция труб – на 43%.

Несмотря на все трудности, на 1 октября 1942 г. было закончено укомплектование участков, имелся проект работ, и строительство в основном (конечно, с большой натяжкой) было обеспечено материалами. Так, например, требовалось до 40–50 автомашин и 800 рабочих, а реально были задействованы 20–25 автомашин и 400–500 рабочих2. Работы по рытью траншеи газопровода были механизированными лишь отчасти. Применение канавокопателей в южной (городской) зоне было затруднительным из-за специфики строительства в черте города. Бесперебойно эксплуатировать технику не удавалось и из-за проблем с транспортировкой, отсутствия запасных частей.

Тем не менее принятые меры по мобилизации всех возможных ресурсов привели к тому, что 8 октября 1942 г. строители северной зоны достигли первого производственного успеха: были сданы первые 500 м трубопровода. Испытания показали отличное качество слесарных и сварочных работ3. По отношению к общему объему работ подвозка труб была выполнена на 88%, копка траншей осуществлена на 80%, сварка труб – на 79% и изоляция – на 35%4. Таких результатов удалось достичь благодаря четкой мобилизации всех ресурсов, прежде всего человеческих, путем активного привлечения к работам городского населения, проведения воскресников. Так, например, 27 сентября 1942 г. состоялся воскресник курсантов пехотного училища, и за один день было выкопано 2 300 м трассы5. Безусловно, это было огромное напряжение, которое саратовцы выдержали.

Уже к 15 октября в северной зоне был сварен и изолирован весь трубопровод, оставалось опустить в траншею всего лишь 290 м труб. В «городской» зоне было сдано лишь 970 м газопровода6. Но в целом были созданы необходимые условия для всего «загородного» участка, которые позволяли закончить все работы в установленные сроки – к 20 октября. Кроме того, были произведены все необходимые работы по подготовке 2 котлов электростанции к работе на газе.

Интересным является тот факт, что до 18 октября 1942 г. все сводки, отчеты и сообщения о строительстве газопровода в средствах массовой информации выходили под «безымянными» заголовками. Как правило, создание газопровода в газетах называли «городской коммунальной стройкой». В репортажах и статьях не употреблялись термины «газ», «газопровод», «Елшанка». Только 18 октября впервые со страниц газет было объявлено, что развернутая стройка в городе – это строительство газопровода от Елшанской скважины к СарГРЭС. Вся деятельность геологоразведчиков, буровиков, строителей в условиях военного времени была строго засекречена.

20 октября 1942 г. были закончены все строительные и монтажные работы, а 21 октября начались работы по присоединению трубопровода к елшанской скважине № 1, производились установка арматуры и гидравлические испытания. Северный участок газопровода был сдан пусковой комиссии 27 октября. Видный ученый и практик Ю.И. Боксерман вспоминает: «Двадцать восьмого октября сорок второго года в котельной городской электростанции отдавались последние распоряжения. В огромном котле разгорался факел, смоченный бен- зином. Кочегар медленно открыл задвижку. Послышался шум, подобный вздоху гигантского кузнечного меха, и жаркие языки газового пламени охватили все пространство топки. Природный газ пришел в Саратов. Во дворе электростанции собрались жители города, строители газопровода, герои открытия и освоения Елшанского месторождения» [Песиков 1996: 26].

Ровно через год после получения первого газа из елшанской скважины по газопроводу были поданы его первые кубометры на Саратовскую ГРЭС, на предприятия, работавшие для Сталинградского фронта. Это явилось вехой в истории энергетики всей страны; Саратовская ГРЭС стала пионером в переходе на газовое топливо.

Природный газ явился не только эффективным, удобным, но и дешевым видом топлива, что позволило в условиях военного времени сэкономить огромные средства и ресурсы. За первые 3 года окупились все затраты, связанные с бурением скважин на Елшанском промысле, сооружением газопровода и его эксплуатацией. В условиях военного времени, не имея специальной строительной базы, труженики Саратова совершили трудовой подвиг, проявили истинный героизм, построив газопровод протяженностью в 16 км всего за 5 недель.

Список литературы Особенности организации и управления строительством газопровода Елшанка-Саратов

  • Быков В.Ю. 2015а. Газовая промышленность Саратовской области в годы Великой Отечественной войны. -«…И помнит мир спасенный…»: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. В 2 ч. Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова. Ч. 1. С. 10-14.
  • Быков В.Ю. 2015б. Из истории становления газовой индустрии страны: газо-провод «Саратов-Москва». -Наука и общество. № 1(20). С. 13-15.
  • Кузьмина Т.Н., Шарошкин Н.А. 2005. Индустриальное развитие Поволжья. 1928-1941 гг.: достижения, издержки, уроки. Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского. 604 с.
  • Матвейчук А.А., Евдошенко Ю.В. 2011. Истоки газовой отрасли России. 1811-1945 гг.: Исторические очерки. М.: ИГ «Граница». 592 с.
  • Песиков Ю.В. 1996. Первооткрыватели, первопроходцы: к 50-летию газопровода Саратов -Москва. Саратов: Слово. 49 с.
Статья научная