Особенности отношения православных жителей Крыма к иноверцам

Автор: Снежко А.Ю.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 3 (7), 2017 года.

Бесплатный доступ

Работа посвящена изучению установок на отношение православных к иноверцам в каждой из наиболее распространённых в Крыму религий, а так же новых религиозных конфессий и усилением роли религиозной принадлежности крымчан.

Социально-психологическая установка, межрелигиозные отношения, христиане, иноверцы, современный крым

Короткий адрес: https://sciup.org/140278034

IDR: 140278034

Текст научной статьи Особенности отношения православных жителей Крыма к иноверцам

Актуальность темы исследования обусловлена социальными изменениями последних лет и связанными с ними изменениями кросс-культурных отношений в Крыму, появлением в Крыму новых религиозных конфессий и усилением роли религиозной принадлежности крымчан.

Основной материал. Современный мир поликонфессионален по своей природе. Тема, связанная с отношением православных жителей Крыма к иноверцам имеет глубокие исторические корни. Она восходит к той эпохе, когда Крым стал главными воротами для проникновения христианства на территорию Руси. С этой земли начиналось созидание святой Руси. Религиозная история Крыма уникальна. Она напоминает многослойный пирог. Менялись царства, народы, культурные сообщества и каждый период имеет свою специфику, свой неповторимый рисунок. На территории Крыма на протяжении нескольких веков исторически сосуществуют все авраамические религии. И представители этих религий постоянно входят между собой в те или иные взаимоотношения. Исторический опыт показал, что все эти взаимоотношения вполне могут быть мирными и плодотворными.

Пероцесс христианизации Крыма начался в античную эпоху и закончился к концу IV века.

Крымские татары (крымцы), как этнос, сформировались в Крыму и являются потомками различных народов, переселявшихся в Крым на протяжении многих столетий. Основные этнические группы, населявшие в разные времена полуостров - это тавры, киммерийцы, скифы, сарматы, аланы, греки, готы, гунны, римляне, протоболгары, хазары, печенеги, половцы, монголо-татары, итальянцы, черкесы, малоазийские турки [4]

Несомненно, что все перечисленные народы в разной мере оказали влияние на формирование современного крымко-татарского населения Крыма. Самые ранние, известные нам из античных источников, житетели Крымского полуострова - тавры и киммерийцы исчезли, как культурные общности, за долго до н.э., растворившись в более многочисленных пришельцах - античных греках и скифах. Хотя физический тип этих народов, несомненно, мог сохранятся ещё длительное время в различных изолированных популяциях, проживавших в горном Крыму.

Из имеющихся археологических материалов с полной уверенностью можно утверждать, что изначальные жители этих мест - тавры были автохтонным населением, реликтом мегалитической эпохи, оставившем характерные памятники (менгиры, кромлехи, дольмены) по всему Средиземноморью. По характеру захоронений, а отчасти и керамики, тавры были близки к населению Западного Кавказа (адыги) , где отмечается наибольшая концентрация мегалитических памятников в пределах бывшего Советского Союза.

Считается что христианство в Крыму проповедовал Андрей Первозванный, и что след от ступни на руинах древнего Херсонеса принадлежит именно ему. Во времена поздней античности и в период великого переселения народов началось постепенное расщепление христианства на несколько ветвей. Так, крымские готы, вторгнувшиеся в степные предгорья полуострова, долгое время исповедовали арианство. Но на юго-западной оконечности полуострова, где средиземноморский климат благоприятствовал сохранению античных традиций под влиянием формирующейся византийской культуры приобрел черты единой этнической общности, известной в последующем как крымские греки, в среде которых постепенно оформлялись именно православные традиции. Главным центром православных традиций Крыма стал типично византийский город Херсонес, в котором уже в IV веке была учреждена Херсонская епархия. В начале IV века появилась православная епархия и на Боспоре. [8]

Крым известен своими богатыми монашескими традициями. В VII веке появляются первые упоминания о жизни монахов в пещерных монастырях горного Крыма. Особенно много их стало когда в самой Византии началось иконоборческое движение (726—834 гг.). В это время в Тавриду хлынул поток иконопочитатели, которых возглавляли преследуемые правительством монахи. Документальное подтверждения этому имеются в «Житии Стефана Сурожского» (VIII в.), который был родом из местности Каппадокия в Малой Азии, а также в рукописи «Житие Стефана Нового» (VIII в.), где говорится, что иноки-иконопочитатели, «жители пещер и гор, шли к святому, ища совета и утешения». Сам Св. Стефан благословил их продолжать свои традиции на самой окраине империи. Стоит отметить что уход монахов в Крымские горы объяснялся и тем что официальные власти самого Херсонеса, равно как и Тавриды в целом, занимали в VIII веке иконоборческую позицию.

Православная Церковь является хранительницей Предания и благодатных даров Древней Церкви, и поэтому главной своей задачей в отношениях с инославием считает постоянное и настойчивое свидетельство, ведущее к раскрытию и принятию истины, выраженной в этом Предании. Как говорится в решении Третьего Предсоборного Всеправославного Совещания (1986): «Православная Церковь в глубоком убеждении и церковном самосознании, что она является носительницей и свидетельницей веры и Предания Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, твердо верит, что она занимает центральное место в деле продвижения к единству христиан в современном мире... Миссией и долгом Православной Церкви является преподание во всей полноте истины, содержащейся в Священном Писании и Священном Предании, которая и сообщает Церкви ее универсальный характер... Эта ответственность Православной Церкви, равно как и ее экуменическая миссия относительно единства Церкви, были выражены Вселенскими Соборами. Они особенно подчеркивали неразрывную связь правой веры с общением в Таинствах. Православная Церковь всегда стремилась привлечь различные христианские Церкви и конфессии к совместному поиску утраченного единства христиан, дабы все пришли к соединению веры...».

Русская Православная Церковь ведет богословский диалог с инославием уже более двух веков. Для этого диалога характерно сочетание догматической принципиальности и братской любви. Указанный принцип сформулирован в «Ответном послании Святейшего Синода Вселенской Патриархии» (1903) применительно к методу богословского диалога с англиканами и старокатоликами: в отношении инославных «должны быть братская готовность помочь им разъяснениями, обычная внимательность к их лучшим желаниям, возможная снисходительность к естественным при вековом разделении недоумениям, но в то же время твердое исповедание истины нашей Вселенской Церкви как единой хранительницы Христова наследия и единого спасительного ковчега Божественной благодати... Задача наша по отношению к ним должна состоять … в том, чтобы, не полагая им лишних преград к единению неуместной нетерпимостью и подозрительностью… раскрыть им нашу веру и неизменное убеждение в том, что только наша восточная православная Церковь, неповрежденно сохранившая всецелый залог Христов, есть в настоящее время Церковь вселенская, и тем на самом деле показать им, что они должны иметь в виду и на что решиться, если действительно верят в спасительность пребывания в Церкви и искренно желают единения с нею...» [6]

Характерной особенностью проводимых Русской Православной Церковью диалогов с инославием является их богословский характер. Задача богословского диалога ― объяснить инославным партнерам экклезиологическое самосознание Православной Церкви, основы ее вероучения, канонического строя и духовной традиции, рассеять недоумения и существующие стереотипы.

Представители Русской Православной Церкви ведут диалоги с инославными на основе верности апостольскому и святоотеческому Преданию Православной Церкви, учению Вселенских и Поместных Соборов. При этом исключаются всякие догматические уступки и компромиссы в вере. Никакие документы и материалы богословских диалогов и переговоров не имеют обязательной силы для Православных Церквей до окончательного утверждения их всей Православной Полнотой.

Выводы. Особенность современной религиозной ситуации заключается в том, что на территории Крыма живут вместе разные национальности и бытовое общение между ними носит неизбежный характер.

Список литературы Особенности отношения православных жителей Крыма к иноверцам

  • Крымска̣̣я ССР (1921-1945). Вопросы и ответы. Симферополь, «Та̣̣врия», 1990, с. 20
  • Судопла̣̣тов П. А̣̣. Ра̣̣зведка̣̣ и Кремль.М.,1996 г., с.339-340
  • Из секретных а̣̣рхивов ЦК КПСС. Ла̣̣комый полуостров. За̣̣писка̣̣ о Крыме / Коммента̣̣рии Козлова̣̣ Сергея и Костырченко Генна̣̣дия//Родина̣̣. - 1991.-№11-12. - С. 16-17
  • От киммерийцев до крымча̣̣ков. На̣̣роды Крыма̣̣ с древнейших времен до конца̣̣ XVIII века̣̣. Симферополь, 2007, с. 232
  • Броневский М. Описа̣̣ние Крыма̣̣ (Tartariae Descriptio) // ЗООИД. - № 6. - Одесса̣̣, 1868. - С. 340, 342-348.
  • Ка̣̣тунин Ю.А̣̣. Из истории христиа̣̣нства̣̣ в Крыму: Та̣̣врическа̣̣я епа̣̣рхия (втора̣̣я половина̣̣ XIX - на̣̣ча̣̣ло XX века̣̣). - Симферополь: Та̣̣врия, 2012- С. 12.
  • Белова̣̣ С.Л. Жемчужина̣̣ пра̣̣восла̣̣вия Крыма̣̣. - С. 61; Ма̣̣ркевич А̣̣.И. Несколько слов о деятельности в Та̣̣вриде Иннокентия А̣̣рхиепископа̣̣ Херсонского и Та̣̣врического. - С. 36
  • Политическое пра̣̣восла̣̣вие: Русские пра̣̣восла̣̣вные на̣̣циона̣̣листы и фунда̣̣мента̣̣листы, 1995-2001 гг. / А̣̣лекса̣̣ндр Верховский. - М.: Центр «Сова̣̣», 2003. - 316 с.
  • О пра̣ва̣х христиа̣н в Крымском ха̣нстве. Ярлык ха̣на̣ Са̣хиб-Гирея крымским христиа̣на̣м (1772 г.) // Крым: проблемы истории. Сборник ста̣тей. М.: Индрик, 2016. С.63-82.
Еще
Статья научная