Особенности погребального обряда мужских, женских и детских захоронений афанасьевской культуры Горного Алтая
Автор: Степанова Н.Ф.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XIV, 2008 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521445
IDR: 14521445
Текст статьи Особенности погребального обряда мужских, женских и детских захоронений афанасьевской культуры Горного Алтая
В настоящее время в Горном Алтае известно 230 объектов афанасьевской культуры. Кроме того, еще более 20 сооружений числятся среди афанасьевских, хотя выделяются среди них по ряду признаков. Определение их культурной принадлежности затруднительно, т.к. они не составляют единой группы, а некоторые захоронения, например, по положению умершего (Ело-1, огр.1 и др.) имеют сходство с афанасьевскими. Имеют необычные черты и некоторые из афанасьевских объектов. Попытки объяснить наличие необычных черт погребального обряда и инвентаря афанасьевской культуры Горного Алтая предпринимались неоднократно, однако вопрос о том, что часть различий могут быть связаны с особенностями обряда погребения мужчин, женщин и детей практически не рассматривался. В данной работе приведены первые итоги анализа признаков погребального обряда и инвентаря погребений мужчин, женщин, детей и подростков. Пол и возраст погребенных учтены и при изучении типов и размеров надмогильных конструкций. Проведен анализ совмещения редких черт на одном объекте. В результате получены данные, которые показывают, что одни необычные признаки погребального обряда характерны только для захоронений женщин и детей, другие - мужчин.
Из 230 объектов погребения содержались в 208. Информация о половозрастных данных имеется по 175 захоронениям [Степанова, 2006]. В них похоронено 211 человек, в т.ч. 57 детей, 21 подросток, 133 взрослых человека. Дети и подростки составляют 37% от общего числа погребенных, мужчины 57%, женщины 43% от количества взрослых, у которых определен пол. Для афанасьевской культуры Горного Алтая характерны одиночные захоронения. Детей и подростков хоронили обычно в индивидуальных могилах по тому же обряду, что и взрослых, в оградах, пристроенных к сооружениям с могилами взрослых и подростков или находившимися в общей цепочке – могильники Сальдяр-1, Кара-Коба-1, Нижний Тюмечин-1 и др. [Ларин, 2005; Посредников, Цыб, 1992; 1994].
Раскопанные афанасьевские надмогильные сооружения имели размеры от 0,8 м до 16 м. Размеры конструкций над погребениями мужчин - 2-15 м (большинство от 3 до 8 м), женщин - 2,5-11 м (чаще от 4 до 7 м), детей - 0,83 м. Крупные ограды (диаметром 8-11 м) встречаются как над мужскими, так и женскими захоронениями. Три объекта диаметром 13–15 м сооруже- ны для мужчин, но в целом по размерам надмогильных конструкций над женскими и мужскими могилами существенных различий нет. В небольших сооружениях погребались не только дети, но и взрослые. К сожалению, по некоторым объектам, выделяющихся размерами, нет половозрастных определений.
В Горном Алтае при большом разнообразии надмогильных конструкций большинство составляют ограды из вертикально поставленных плит. Выяснилось, что 71% женских захоронений, 73% подростков, 87% детей совершено в оградах из вертикально поставленных плит, а мужских только 51%, т.е. мужчин чаще, чем женщин, подростков и детей хоронили в оградах из рваного камня, под насыпями.
Для афанасьевцев характерно положение на спине с согнутыми в коленях ногами. На правом боку погребено около 10% от числа погребенных, положение которых удалось определить. Более половины похороненных на правом боку составляют дети и подростки (7 детей, 4 женщины, 2 подростка, 1 мужчина и предположительно еще 2 женщины).
Для афанасьевской культуры характерна ориентация погребенных головой на ЮЗ, ЮЗЗ и З, но известны и другие варианты. Удалось выявить, что для мужчин характерна ориентация головой на ЮЗ, ЮЗЗ и из необычных вариантов чаще встречается ориентация на СВ. Для женщин преобладает ориентация головой на ЮЗ, остальные варианты отмечены как единичные случаи, для подростков и детей – З, ЮЗЗ, ЮЗ, СЗ, ВСВ и в меньшей степени СВ. В двойных и тройных захоронениях наиболее часто встречается ориентация головой на В, З, ЮЗ и ЮЗЗ. Оказалось, что наиболее неустойчив этот признак в погребениях детей и подростков.
Афанасьевские сосуды подразделяют на остро-, кругло- и плоскодонные, а по форме и пропорциям тулова на вытянутые (яйцевидные) и приземистые шаровидные или сферические. Сосуды с шаровидным туловом найдены менее чем в 15% могил. В основном, они были в могилах женщин, детей и подростков, лишь дважды в мужских и одном предположительно мужском захоронении (в семи случаях определений нет). В женских и детских захоронениях найдены и такие редкие предметы, как курильницы.
Представляет интерес размещение керамики в могилах. Сосуды ставили справа и слева от погребенного, возле головы и в ногах, у плеча и руки, в одной могиле в разных местах, т.е. для керамики нет четко определенного места в могиле. Однако при рассмотрении этого признака в соответствии с полом и возрастом погребенного удалось обнаружить несколько тенденций. В женских погребениях сосуды размещали справа, исключение составляет погребение из Куроты-II, где сосуды были слева и справа от погребенной. В захоронениях мужчин, детей и подростков глиняная посуда может быть справа и слева, но чаще справа. Размещение керамики у головы, ног, рук или плеча встречается приблизительно одинаково. Однако для мужских захоронений более характерно размещение у ног и плеча, женских - у руки, детей и подростков - у головы, ног и рук и реже – плеча.
По частоте встречаемости выделяются погребения с пестами и жезлами (удлиненные гальки длиной 30-35 см) (Курота-2, к.2,3, Первый Меже-лик-1, огр.9, 10, Н.Тюмечин-1, огр.3, 9, Кор-Кобы-1, огр.6, 9, Бертек-33, к.1 и др.). Оказалось, что большинство жезлов найдены в могилах мужчин, располагались они возле головы рядом с сосудом, у ног (параллельно или перпендикулярно скелету) и т.д.
Известно около 40 находок в могилах изделий из металла (меди, мышьяковистой бронзы, метеоритного железа, золота) или окислов меди. Чаще изделия из металла встречаются в погребениях мужчин, реже в детских и захоронениях женщин с ребенком. Заметно реже изделия из металла встречаются в одиночных погребениях женщин и всего в одном захоронении подростка найдены остатки изделия из металла. Предметы из металла предназначались детям с 3 лет и старше. Известно о 6 находках из железа: трижды в погребениях мужчин, дважды женщины и ребенка, и одном в погребении ребенка 6-7 лет. Золотые спиралевидные серьги найдены в погребениях мужчины и женщины с ребенком (Урускин Лог-1, к.2, П.Межелик 1, о.12). Серьги чаще встречаются в захоронениях мужчин, браслеты - в погребениях женщин с ребенком. Только в мужских погребениях пока найдены ножи. Остальные предметы единичны, поэтому говорить о тенденциях невозможно.
Подводя итог, отметим, что по ряду признаков погребального обряда и инвентарю наблюдаются не только различия между погребениями мужчин, женщин и детей, но выделяется группа захоронений женщин и детей, совершенных на правом боку с сосудами шаровидной формы. Ранее проведен анализ встречаемости сосудов с шаровидным туловом с положением погребенных на правом боку и отмечено их совмещение - Первый Ме-желик-1, о.1, Кара-Коба-1, о.8, Сальдяр-1, к.8,9 и др. [Степанова, 2005]. В погребениях женщин и детей найдены курильницы, которые, как и положение на правом боку, традиционно относят к хронологически поздним признакам. По-видимому, совмещение таких редких признаков как положение на правом боку, сосудов с раздутым туловом с захоронениями женщин, детей и подростков свидетельствует об этнографических различиях у афанасьевцев. Их появление может быть связано и с новым населением, и с контактами населения, т.к. большинство афанасьевских женщин, детей и подростков похоронены по традиционному обряду - на спине с согнутыми в коленях ногами, с сосудами вытянутых форм с острым дном.
Выше отмечалось, что имеются и другие признаки, которые более характерны для захоронений мужчин или женщин и детей. Однако устойчивого совмещения этих черт не прослежено. По-видимому, отмеченные особенности имеют разное объяснение, одни из них могут быть связаны с половозрастными различиями (над детскими захоронениями нет крупных сооружений), другие с хронологическими или этнографическими. Разница в размерах надмогильных сооружений может быть связана с положением человека в обществе, но заметных различий для мужских и женских пог- ребений не отмечено. Пока трудно объяснить факт, почему женщин, детей и подростков чаще хоронили в оградах из вертикально поставленных плит, чем мужчин. Крайне важным представляется и наблюдение, что хотя изделия из металла немного чаще находят с мужчинами, но их находят не только в погребения взрослых, но и маленьких детей. Изделий из железа и золота найдено немного, они принадлежали как мужчинам, женщинам, так и детям. Учитывая, что в афанасьевских могилах найдено немного инвентаря, факт, что предметы из металла найдены в погребениях детей свидетельствует о большой роли металла в жизни афанасьевского общества. Дальнейшие исследования особенностей погребального обряда и инвентаря мужских, женских и детских захоронений перспективны и помогут ответить на ряд вопросов, связанных с этой культурой.