Особенности политики модернизации социальной сферы в современном обществе (на примере развития здравоохранения в России и Великобритании)

Автор: Калмыкова Евгения Александровна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Социологические науки

Статья в выпуске: 1, 2014 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена важности изучения в России британского опыта реформирования социальной сферы, в частности модернизации системы здравоохранения. Большое внимание уделяется теоретическим аспектам формирования политики модернизации в сфере охраны здоровья в Великобритании и России.

Модернизация здравоохранения, модернизация социальной сферы, новое государственное управление, коммерциализация, новый профессионализм, социальный маркетинг

Короткий адрес: https://sciup.org/14935748

IDR: 14935748

Текст научной статьи Особенности политики модернизации социальной сферы в современном обществе (на примере развития здравоохранения в России и Великобритании)

В западных странах идет активный поиск ответов на актуальные вопросы модернизации в социальной сфере – эффективности образования, экономии социальной и пенсионной систем, результативности реформ здравоохранения. Не является исключением и Россия, в которой, как и в западных странах, также остро стоят вопросы модернизации образования, здравоохранения, социального и пенсионного обеспечения. Решить их прежними методами – распределительной системой и только с помощью доминирующей роли государства – уже невозможно. Требуется участие многих других, в том числе и неполитических акторов, а также и самих граждан.

Модели социальной политики западноевропейских стран и проблемы их эволюции в ХХ в. достаточно хорошо известны российским исследователям. Однако изучение проблем модернизации социальной сферы в странах ЕС в XXI в. еще только приобретают свою остроту из-за попыток формирования единой общеевропейской социальной модели [1]. Они уже не ограничиваются прежними моделями и теоретическими концепциями, в связи с чем возникает необходимость их научного обоснования в условиях современности.

Следует отметить, что в России еще только начинают появляться исследования, посвященные проблемам модернизации социальной сферы страны, так как процесс модернизации еще только начинается [2]. Однако уже сейчас очевидно, что процесс реформ в социальной сфере нашей страны не ограничивается сугубо российским опытом, происходит активное заимствование теории и практики модернизации социальной сферы современных западных государств. Например, многие концептуальные элементы политики модернизации социальной сферы в России заимствуются из современного опыта социальных реформ в Великобритании, что наиболее очевидно в реформах системы здравоохранения. Это в полной мере относится к концепции нового государственного управления, менеджериализации и коммерциализации, приватизации, доказательной медицины и многих других. Например, активно внедряются в медицинскую практику критерии так называемого «нового профессионализма», которые смещают акцент в обеспечении государственных услуг в сторону покупателя, в то время как государство остается наиболее сильным актором в определении формы и содержания в реализации политики в сфере охраны здоровья населения.

В основе политики модернизации здравоохранения в Великобритании и России лежит малоизученное в нашей стране понятие социального маркетинга, который представляет собой стратегию создания социального блага посредством внедрения в социальную политику, и, в частности, сферу здравоохранения методов коммерческого маркетинга. В отличие от целей традиционного здравоохранения, призванных обслуживать общество, создавая благосостояние народов, социальный маркетинг преследует целью менеджмент моделей поведения и образа жизни, ответственность за которые несет сам человек.

В целом, эти и многие другие нововведения во многом являются камнем преткновения для формирования продуманной и эффективной политики модернизации социальной сферы в нашей стране. Например, современный опыт модернизации британского здравоохранения остается практически малоизученным в России. Многие заимствования достаточно обоснованно воспринимаются как чуждые и малопонятные как российским гражданам, так и многим специалистам, придерживающимся четких и ясных традиционных подходов в предоставлении медицинской помощи населению.

На наш взгляд, в свете активно проводимых реформ в сфере здравоохранения, и, тем более, при формировании политики модернизации системы здравоохранения России необходимо уделить пристальное внимание анализу и обобщению иностранного опыта реформ в социальной сфере. Важно знать как преимущества, так и недостатки тех или иных нововведений, а также обосновать проводимые реформы с учетом условий, сложившихся в нашей стране. Важно, чтобы реформы и нововведения изучались с позиции их динамики и с учетом имеющихся политических, экономических и социальных рисков, представляющих серьезный вызов системе оказания медицинской помощи российскому населению в целом.

В самой Великобритании этим темам посвящены обширная литература, включающая в себя источники, аналитические обзоры, научные статьи и монографии, материалы круглых столов, конференций и симпозиумов. Активно проводятся исследования движущих сил модернизации здравоохранения [3], причинности и обусловленности факторов модернизации здравоохранения в странах ЕС [4], анализируется совокупность проблем, вызовов и угроз [5], активно исследуются направления реформ и стратегия совершенствования Национальной службы здравоохранения (NHS) [6] и многие другие важные аспекты процесса модернизации здравоохранения.

В России пока остаются малоизученными пути, методы, механизмы оптимизации процесса реформ здравоохранения. Неопределенным остается будущее политики модернизации данной службы, поскольку региональные программы здравоохранения еще по-настоящему не раскрыли свой потенциал [7]. Требуется целый комплекс мероприятий по оптимизации политики модернизации в региональной перспективе, прогнозирование рисков и методичное решение возникающих проблем [8]. Опыт модернизации здравоохранения других стран мог бы дать ответы России на важные вопросы, возникающие в процессе реализации в регионах страны, определить направленность реформ, сбалансировать систему здравоохранения и сформировать эффективную стратегию его дальнейшего совершенствования.

Модернизация является процессом сложных комплексных изменений, в основу которого положены принципы постоянного движения вперед. Необходимость изменений во многом диктуется политическими, социально-экономическими и культурными противоречиями, совокупностью острых проблем, решение которых уже невозможно в логике прежних политических подходов. Требуется новое видение, новые подходы, с помощью которых станет возможным подобрать адекватные политические решения целому ряду существующих проблем.

На наш взгляд, формирование эффективной политики модернизации, в частности, в сфере здравоохранения предъявляет новые требования к политическим акторам, которые непосредственно направляют процесс реформ в социальной сфере в России. В связи с процессом комплексной модернизации здравоохранения в Великобритании, существует очевидная возможность использования позитивного опыта и научно-практических выводов для формирования политики модернизации здравоохранения и социальной сферы России.

На данный момент они состоят в следующем:

  • 1.    На сегодняшний день в процессе модернизации здравоохранения России возникает необходимость формирования политических условий введения нового социального контракта, который необходимо заключить государству (в лице определенных политических институтов), бизнесу (представленного широким спектром акторов, заинтересованных в развитии моделей нового социального партнерства) и обществу (на основе широкого участия НПО и институтов гражданского общества).

  • 2.    Политика модернизации социальной сферы России должна четко учитывать разграничение сфер ответственности каждой из задействованных в процессе реформирования политических сторон. При этом важно не только понять, что такие преобразования необходимо делать уже сейчас, но и ответить на вопрос о том, как нужно это сделать, чтобы избежать многих ошибок уже в процессе реализации многообещающих проектов реформ, выступающих в авангарде политики модернизации социальной сферы.

  • 3.    У Правительства России должна быть не просто законодательная база реформ и декларирование отдельных приоритетных направлений деятельности государства, но и конкрет-

  • ный план действий в виде реальной политической стратегии реформирования, описывающей совокупность политических целей, задач, и предполагающих наличие конкретных методов, способов, средств и механизмов их достижения.
  • 4.    Важно, что стратегия модернизации здравоохранения России и социальной сферы должна не просто давать российскому обществу некое представление о новой системе здравоохранения, но и практически (непосредственно в своей деятельности) отражать принципы, институты, процедуры, стандарты функционирования данной сферы, а также четко определять критерии эффективности и способы подотчетности и, прежде всего, общественного контроля.

  • 5.    Реализация политики модернизации здравоохранения России, утвержденной и проводимой в жизнь Правительством РФ, должна предполагать активное участие не только государственных и частных институтов, но и общественно-политических организаций, объединений пациентов и отдельных пациентов в целом.

  • 6.    Система здравоохранения России должна быть основана на принципах демократического управления, то есть, должна быть гибкой и ориентированной на эффективность и достижение конкретного положительного результата, что выгодно отличала бы ее от прежде существовавшей системы.

  • 7.    Важнейшими элементами модернизации социальной сферы России и сферы здравоохранения, в частности, могут стать принципы общественного контроля, лицензирования деятельности провайдеров медицинских услуг, эффективной подотчетности, комплексной ответственности и результативности работы [9].

Поскольку социальная сфера охватывает все те стороны, которые формируют вектор развития страны на долгосрочную перспективу и определяют будущее государства в «мировой системе координат», перспективный опыт модернизации социальной сферы западных стран может предоставить России новые стимулы углубленной интеграции государств евразийского экономического сообщества. Дальнейшее совершенствование механизмов сотрудничества стран геополитического региона ЕврАзЭС осуществимо на условиях тесного взаимодействия в области модернизации социальной сферы. Уже сейчас предметом активных исследований становится возможность формирования единого социального пространства и реализация единообразных стандартов в области социальной политики.

Ссылки:

  • 1.    Люблинский В.В. Трансформация общества и социальная политика в странах Запада: Вторая половина ХХ – начало ХХI в.: моногр. М., 2004. 262 с.; Социальная Европа в XXI веке. Ч. III. Европейская социальная модель в современном мире / под ред. М.В. Каргаловой // Доклад Института Европы РАН № 252. М., 2010. 134 с.; Модернизация России как условие ее успешного развития в XXI веке / отв. ред. А.Н. Аринин. М., 2010. 319 с. и другие.

  • 2.    Дигилина О.Б., Тесленко И.Б. Институциональная среда и институциональные ограничения модернизации российского здравоохранения // Социальные аспекты здоровья населения. 2008. Т. 7. № 3. С. 7–8; Гайдаров Г.М., Алексеева Н.Ю. Модернизация здравоохранения субъекта Российской Федерации как новый этап в повышении доступности и качества медицинской помощи населению // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. 2011. № 1. С. 11–30; Каргалова В.М. Европейский опыт и модернизация социальной сферы России // Мир и политика. 2011. № 1 (52). С. 78–87; Каргалова В.М. Наследие империй и будущее России / под ред.

  • 3.   Speed E., Gabe J. The Health and Social Care Act for England 2012: The extension of ‘new professionalism // Critical

    Social Policy. 2013. 33 (3). P. 565.

  • 4.   Crawshaw P. Public health policy and the behavioural turn: The case of social marketing // Critical Social Policy. 2013.

  • 5.    Clarke J. Reconstructing nation, state and welfare: The transformation of welfare states / ed. by Seeleib-Kaiser M. Welfare State Transformations: Comparative Perspectives. Basingstoke, 2008. P. 197–209; Newman J., Glendinning C., Hughes M. Beyond modernisation? Social care and the transformation of welfare governance // Journal of Social Policy. 2008. Vol. 37. № 4. P. 531–557 and etc.

  • 6.    See, for example, Debate launched for EU workforce for health’s future // Perspectives in Public Health. 2009. Vol. 129. № 2. P. 51, etc.

  • 7.    Debate launched for EU workforce for health’s future // Perspectives in Public Health. 2009. Vol. 129. № 2. P. 51; May V., Mort M., Mair F., Williams T. Factors affecting the adoption of telehealthcare in the United Kingdom: the policy context and the problem of evidence // Health Informatics Journal. 2001. Vol. 7. P. 131–134 and etc.

  • 8.    Modernising Adult Social Care – what’s working // Modernising Adult Social Care Research Initiative. June 2nd, 2007. London, 2007. 126 p.; Newman J., Vidler E. Discriminating customers, responsible patients, empowered users: consumerism and the modernisation of health care // Journal of Social Policy. 2006. Vol. 35. № 2. P. 193–209; Morgan G. Evidence-based health policy: A preliminary systematic review // Health Education Journal. 2010. Vol. 69 (1). P. 43–47 and etc.

  • 9.    Васильев И.В., Калиниченко А.В. К вопросу о правовых предпосылках модернизации здравоохранения РФ // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. 2011. № 1. С. 134–140; Заболев Ю. Модернизация здравоохранения в республике Саха (Якутия) // Социальная политика и социальное партнерство. 2011. № 5. С. 52–54; Мишакин Т.С. Преобразование медицинских учреждений в альтернативные организационно-правовые формы как метод модернизации системы федерального и регионального здравоохранения // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2010. № 4. С. 86–88 и другие.

А.И. Миллера. М., 2008. 528 с. и другие.

33 (4). P. 616.

Статья научная