Особенности портрета «естественного героя» в русской романтической повести ХIХ в

Автор: Жорникова Мария Николаевна

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета @vestnik-bsu

Рубрика: Литературоведение

Статья в выпуске: 5, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются особенности статического портрета и закономерности жестового стиля одного из типов положительного героя романтической повести - «естественного героя». Закономерности выявлены путем сопоставления персонажей романтической повести, где разрабатывается позднеромантическая тема унижения человека. Данный тип интересен тем, что отображает в портретном описании признаки «маленького человека», который наделен жизнью души и сердца, но неопытен в делах света. Жестовый стиль естественного героя воплощает идеал поведения, свободного от искусственности, но исполненного одухотворенности. Неопытность в делах света авторы передают жестами, выражающими робость и нерешительность, а также дрожью в интонации и молчанием как невозможностью произнести слово. Визуальные характеристики героя передают состояние задумчивости и момент «выпадения» героя в состоянии сильного душевного потрясения. Естественный герой импульсивен и эмоционален, о чем свидетельствуют порывистые жесты и слезы. Также он наделен нереализованной потенцией ответного действия, угадываемой в жесте нарушающего приличия взгляда со значением обладания; в типичном для естественного героя жесте превосходства и отстранения - «сложение рук на груди», а также в мимическом жесте «побледнеть».

Еще

Романтизм, русская романтическая повесть, портрет романтического героя, естественный герой, статический портрет, жестовый портрет

Короткий адрес: https://sciup.org/148183417

IDR: 148183417   |   DOI: 10.18101/1994-0866-2016-5-121-126

Список литературы Особенности портрета «естественного героя» в русской романтической повести ХIХ в

  • Башкеева В.В. От живописного портрета к литературному: Русская поэзия и проза конца XVIII -первой трети XIX в. Улан-Удэ, 1999. 270 с.
  • Башкеева В.В., Жорникова М.Н. Разгадать человека: особенности портретирования в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»//Вестник Бурятского государственного университета. 2012. Спецвып. А. С. 181-184.
  • Белкина М.А. «Светская повесть» 30-х годов и «Княгиня Литовская» Лермонтова//Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова: исследования и материалы. М., 1941. С. 516-551 . URL: http://feb-web.ru/feb/lermont/critics/jt/jt1-516-.htm
  • Войт В. Новый Леандр//Библиотека для чтения. СПб.: Изд-во А. Смирдина, 1841. Т. 49. С. 86-140.
  • Ган Е.А. Суд света//Дача на Петергофской дороге: проза русских писательниц первой половины XIX века/сост., вступ. ст., примеч. В.В. Учeнова. М.: Современник, 1986. С. 147-212.
  • Гаэтанов Н. Бивак под Гатчиной//Сын Отечества. 1837. № 6. С. 147-191; № 7. С. 285-338.
  • Меглецкий Н. Странный случай//Сын Отечества. 1837. № 10. С. 133-157.
  • Минин П. Любовь//Сын Отечества и северный архив. 1835. № 31. С. 199-219.
  • Одоевский В.Ф. Свидетель//Сын Отечества и северный архив. 1839. Т. 7, ч. 1. С. 77-90.
  • Панаев И.И. Сегодня и завтра//Первое полн. собр. соч.: в 6 т. СПб., 18881889. Т. 1. С. 108-152.
  • Панаев И.И. Спальня светской женщины//Панаев И.И. Первое полн. собр. соч.: в 6 т. СПб., 1888-1889. Т. 1. С. 1-46.
  • Рахманный А. (Н.Н. Веревкин). Кокетка//Библиотека для чтения. СПб.: Изд-во А. Смирдина, 1836. Т. 18. С.159-207.
  • Рахманный А. (Н.Н. Веревкин). Один из двух//Библиотека для чтения. Пб.: Изд-во А. Смирдина, 1836. Т. 19. С. 103-151.
  • Ростопчина Е.П. Поединок//Русская романтическая новелла/сост., подг. текста, вступ. ст. и примеч. А. Немзера. М.: Художественная литература, 1989. С. 735 (Классики и современники. Русская классическая литература).
  • Ростопчина Е.П. Чины и деньги. М.: Директ-Медиа, 2015. 73 с. . URL: http://www.directmedia.ru/book_385782_chinyi_i_dengi
  • Соллогуб В.А. Большой свет//Избранная проза/сост. В.А. Мильчина. М.: Правда, 1983. С. 86-162.
  • Троицкий В.Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20-30-х годов XIX В.М.: Наука, 1985. 299 с.
Еще
Статья научная