Особенности повествовательной структуры в романе Е.Г. Водолазкина «Брисбен»
Автор: Гримова Ольга Александровна
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Русская литература
Статья в выпуске: 4 (55), 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается организация повествовательной структуры в романе Е.Г. Водолазкина «Брисбен». Текст анализируется как сложноорганизованный нелинейный нарратив, конструируемый с опорой на актуальный для средневековой литературы «принцип абстрагирования», описанный Д.С. Лихачевым. Следуя выводам ученого, мы видим суть названного принципа в стремлении увидеть конкретное, частное, вещественное как «производные» вневременного, вечного, невещественного. В романе есть фрагменты - фразы, ситуации, микросюжеты, - которые являются своего рода «эйдетическими» единицами, концентрирующими в себе как бы «программу», согласно которой будет развиваться сюжет. По аналогичному принципу строится и уровень презентации наррации. Читатель видит происходящее не только глазами Глеба, события даны не только в его кругозоре - точка зрения протагониста «корректируется» точкой зрения аукториального нарратора, как бы обобщающего видение героя-рассказчика. В статье рассматривается текстомоделирующий понтенциал основной идеи романа - идеи о возможности прочтения жизненного текста как музыкального. Так один из законов конструирования музыкального произведения - полифония - становится основным принципом порождения произведения о музыканте. Значимая для романа концепция преодоления времени реализуется посредством соотношения актуального и контрфактуального сюжетов. Первый повествует о настоящем и прошлом, второй - о будущем, что свидетельствует о его позиционировании как иллюзорного, не заслуживающего тех надежд, которые на него возлагаются. В целом же, поэтику «Брисбена» определяет очень высокая степень присутствия «нероманных» элементов («готовый» герой, «монологическое» слово, «принцип абстрагирования»).
Повествовательная структура, современный роман, е.г. водолазкин, принцип абстрагирования, нарратор, контрфактуальный сюжет
Короткий адрес: https://sciup.org/149127273
IDR: 149127273 | DOI: 10.24411/2072-9316-2020-00105
Список литературы Особенности повествовательной структуры в романе Е.Г. Водолазкина «Брисбен»
- Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
- Водолазкин Е.Г. Брисбен: роман. М., 2019.
- Глуховский Д.А. Текст: роман. М., 2020.
- Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.
- Тюпа В.И. Введение в сравнительную нарратологию. М., 2016.
- Ryan M.-L. From possible worlds to storyworlds: on the worldness of narrative representation // Possible worlds theory and contemporary narratology. Lincoln; London. 2019. P. 32-74.