Особенности преломления готической традиции в рассказах Амброза Бирса

Автор: Новак К.В.

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Зарубежные литературы

Статья в выпуске: 1 (68), 2024 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается зрелое творчество американского писателя Амброза Бирса (1842-1914?). Целью работы является выявление особенностей преломления готической традиции в рассказах писателя, созданных им в конце XIX в. Исследование осуществляется на материале коротких рассказов, вошедших во вторую часть сборника «Рассказы о военных и штатских» («Tales of Soldiers and Civilians», 1891), а также в сборник «Может ли это быть?» («Can Such Things Be?», 1893). Устанавливается, что писатель обращается к традиционным для готической литературы идеям, однако совершает попытку переосмыслить многие из них. Наибольший интерес Бирса вызывает несокрушимая граница, разделяющая человеческое сознание и окружающий его мир. Писатель сосредоточен на самом факте ограниченности возможностей человеческого восприятия, нежели на механизмах работы сознания или психики, при этом страх, возникающий у героев рассказов, становится свидетельством столкновения человека с подлинной реальностью. Бирс утверждает, что человек, несмотря на свою рациональность и научные знания, не способен понять окружающий его мир. Кроме того, утверждая повсеместное присутствие мистического в мире, писатель в целом полемизирует с самой идеей черты, разделяющей мир живых и мир мертвых, мир естественный и сверхъестественный. В прозе Бирса фиксируется взгляд на человека конца XIX века, характерными чертами которого, с точки зрения писателя, являются скептицизм, самоуверенность и природная склонность совершать зло. Одной из особенностей готики Бирса является то, что источником зла в прозе писателя выступают не сверхъестественные силы, а человеческая природа. Делается вывод о том, что Бирс не стремился использовать весь набор готических элементов; писатель прибегнул ко многим известным приемам, подчиняя их своим задачам, что обнаруживается на разных уровнях организации текста. Бирс, не стремившийся следовать канону, использовал многие готические элементы, сочетая их с элементами реалистической поэтики, чтобы выразить свое видение мира и человека в нем.

Еще

Амброз бирс, американская готика, литература сша конца xix в, короткий рассказ

Короткий адрес: https://sciup.org/149145255

IDR: 149145255   |   DOI: 10.54770/20729316-2024-1-310

Список литературы Особенности преломления готической традиции в рассказах Амброза Бирса

  • Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. С. 11–193.
  • Бирс А. Заколоченное окно. Рассказы и миниатюры / под ред. С.В. Марченко. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1989. 272 с.
  • Васильева Э.В. Особенности хронотопа в новоанглийской готике: «Дом о семи фронтонах» Н. Готорна и «Призрак дома на холме» Ш. Джексон // Вестник Костромского государственного университета. 2020. № 1. Т. 26. С. 87–92.
  • Горошкова Р.Р. О «неготической готичности» в поэтике рождественских повестей 1840-х годов Ч. Диккенса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. 2013. № 4. С. 3–10.
  • Елистратова А.А. Предисловие // Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей: роман. М.: Художественная литература, 1989. С. 3–20.
  • Ефимов А.С. Русский антинигилистический роман 1860–1870 гг. и «готический сюжет» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. № 2. Т. 11. C. 18–25.
  • Жирмунский В.М., Сигал Н.А. У истоков европейского романтизма // Уолпол. Казот. Бекфорд. Фантастические повести / отв. ред. В.М. Жирмунский. Л.: Наука, 1967. С. 249–284.
  • Заломкина Г.В. Подходы к пониманию готического мифа // Вестник Самарского государственного университета. 2010. № 5(79). С. 178–184.
  • Скотт В. Миссис Анна Радклиф // Радклиф А. Итальянец, или Исповедальня кающихся, облаченных в черное. M.: Ладомир, Наука, 2000. С. 341–368.
  • Танасейчук А.Б. Восприятие творчества Амброза Бирса в России // Вестник Мордовского университета. 2003. № 3–4. С. 88–94.
  • Тураев C.B. От Просвещения к романтизму. M.: Наука, 1983. 255 с.
  • Тюпа В.И. Анализ художественного текста. 3-е изд. М.: Академия, 2009. 336 с.
  • Bierce A. Can Such Things Be? New York: Boni & Liveright, 1918. 427 p.
  • Karl F.R. A Reader’s Guide to the Development of the English Novel in the 18th Century. London: Thames and Hudson, 1975. 360 p.
  • Morris R., Jr. Ambrose Bierce: Alone in Bad Company. Oxford: Oxford University Press, 1998. 306 p.
  • Pattee F. A History of American Literature since 1870. New York: The Century CO., 1915. 449 p.
  • Radcliffe A. On the Supernatural in Poetry // New Monthly Magazine. 1826. № 1. P. 145–152.
  • Sage V. Empire Gothic: Explanation and Epiphany in Conan Doyle, Kipling and Chesterton // Creepers: British Horror & Fantasy in the Twentieth Century / ed. By C. Bloom. London: Pluto Press, 1993. P. 3–23.
  • The Cambridge Companion to Gothic Fiction / ed. by J.E. Hogle. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 327 p.
  • Woodworth S. The American Ways of Life, North and South // Cultures in Conflict: The American Civil War. Westport: Greenwood Press, 2000. P. 21–45.
Еще
Статья научная