ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ОБЫСКА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены особенности производства обыска при расследовании преступлений экстремистской направленности и террористического характера, анализируются основные группы искомых предметов при производстве обыска при расследовании экстремизма, места сокрытия предметов и тактические особенности производства обыска при расследовании криминального экстремизма. Проводится исследование основных проблем производства обыска с учетом современных тенденций развития экстремистских преступлений.

Преступление экстремизма, расследование криминального экстремизма, производство обыска, искомые предметы, места сокрытия вещественных доказательств

Короткий адрес: https://sciup.org/14126747

IDR: 14126747

Текст статьи ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ОБЫСКА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Процессуальный порядок проведения обыска регламентируется статьей 182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации1. С точки зрения криминалистики, производство обыска при расследовании преступлений экстремистской направленности — это важнейшее следственное действие, позволяющее отыскать в местах хранения вещественные и электронные доказательства, устанавливающие причастность лица к совершенному им экстремистскому преступлению. Для комплексного изучения тактики производства обыска при расследовании преступлений экстремистской направленности необходимо определить особенности перечня предметов и документов, которые необходимо отыскать, выявить круг мест, в которых допустимо проводить обыск по исследуемой группе преступлений, а также проанализировать проблемы и особенности тактики производства обыска при расследовании экстремизма.

Основная часть

Перечень искомых доказательств при производстве обыска по делам об экстремизме, исходя из свойств исследуемой группы преступлений, остается внушительным. Как справедливо отмечает И. В. Александров, в ходе обыска по анализируемой группе преступлений могут быть обнаружены и иметь значения для расследования уголовного дела: различные виды оружия (холодное, огнестрельное), самодельные взрывные устройства и их следы; планы зданий и карты местности с определенными записями и без таковых; рукописные и нерукописные записи и литературные материалы, имеющие маркеры экстремистского или террористического характера.

Кроме того, А. Потёмкин несколько расширяет перечень искомых в ходе производства обыска по делам об экстремизме доказательств и относит к ним финансовую и бухгалтерскую документацию, которая может отображать сведения о финансировании деятельности экстремиста или группы экстремистов извне этой группы; также вместе с литературой экстремистского содержания изъятию подлежит и копировально-множительная техника, с помощью которой изготавливалась экстремистская литература.

Анализируя приведенные выше группы искомых предметов необходимо отметить, что наличие в месте проведения обыска огнестрельного оружия и взрывных устройств свойственно только для экстремизма, который перешел или находится на стадии перехода в свою крайнюю форму — терроризм, следовательно, в описании таких вещественных доказательств для всей группы исследуемых преступлений нет необходимости. Кроме того, перечни, приведенные в науке криминалистике, необходимо совершенствовать с учетом современных тенденций развития экстремизма. Так, например, в ходе обыска может изыматься различная религиозная литература, без явных признаков экстремистской, поскольку в своем содержании может иметь таковые и точно отождествить её с радикальной сможет только эксперт; кроме того, исходя из перехода экстремизма в сеть «Интернет», в ходе обыска подлежит изъятию не только печатная документация и мобильные носители информации (CD-диски, USB-накопители), но и электронная техника, с помощью которой можно выйти в сеть «Интернет», поскольку она может содержать цифровые следы совершения экстремистских преступлений (история браузера, кэш системы, файлы «Cookies»).

Если говорить о месте проведения обыска при расследовании преступлений экстремистской направленности, стоит сказать, что в настоящее время в науке устоялся перечень мест, в которых необходимо проводить обыск при расследовании экстремизма. Так, например, Т. А. Аристархова выделяет 4 группы мест проведения обыска при расследовании экстремистских преступлений: место жительства подозреваемого и его близких (родственников и друзей), место работы подозреваемого, места предполагаемых тайников подозреваемого (склады, офисы и иные коммерческие помещения); помещения организаций, используемых для производства экстремистских материалов (одежда, символика, литература и другие материалы) — типографии, полиграфии и другие схожие помещения.

Данный перечень также может быть подвергнут критике в рамках данного исследования и актуализирован под современные тенденции экстремизма. Так, поскольку экстремизм приобретает групповой молодежный сетевой характер, обыску также могут подлежать и места сбора молодых людей, если в отношении хотя бы двух из которых есть подозрения в совершении ими экстремистских преступлений, а также в данном месте есть доступ в сеть «Интернет» или возможность размножения экстремистских материалов или возможность анонимного сбора таких лиц, например, компьютерные клубы, заброшенные неохраняемые здания в черте города, подвалы жилых домов, в которые есть свободный доступ хотя бы одного члена экстремистской группы, а также иные подобные помещения.

Исследуя особенности и проблемы тактических приёмов производства обыска при расследовании криминального экстремизма, следует отметить те из них, наличие которых обуславливается современными тенденциями преступлений экстремистской направленности:

  • 1.    Привлечение специалиста к производству обыска — преступления экстремизма в большинстве своём требуют от следователя знаний и умений в совершенно различных сферах жизнедеятельности, например, в технике, оружии, взрывных устройствах, медицине, религии, политике и других сферах. От следователя

  • 2.    Проведение групповых обысков — в современных реалиях при совершении преступлений экстремистской направленности, так или иначе прослеживается множественность лиц, совершающих преступления в различных формах соучастия. Следовательно, если на стадии подготовки к проведению обыска, следователь обладает информацией о нескольких лицах, которые совершили конкретное преступление экстремистской направленности, то необходимо тактически подготовить проведение обыска в нескольких местах. Такое требование обусловлено тем, что иные лица, причастные к преступлению экстремистской направленности, при появлении информации об обыске в жилище у одного подозреваемого или в одном из мест, которое причастно к совершению преступлений экстремистской направленности, могут уничтожить следы экстремистской деятельности, содержащиеся в иных местах.

  • 3.    При производстве обыска при расследовании экстремистских преступлений, совершенных с использованием сети «Интернет» или иных электронных средств, следователю необходимо концентрировать внимание именно на электронных средствах. При изъятии ноутбуков, телефонов,

  • 4.    Кроме того, при производстве обыска в ходе расследования криминального экстремизма следователю необходимо уделять особое внимание документам (рукописному и электронному тексту). Экстремистская литература, в особенности религиозная, имеет специфическую структуру, содержание, которой, на первый взгляд, может не иметь радикальных и экстремистских оттенков, но при

ни законодательно, ни по службе не требуется знаний во всех сферах сразу, но для объективного и всестороннего, а также максимально результативного обыска необходимо знание в приведенных выше сферах. С целью охвата большинства предметов и документов, отыскиваемых в ходе обыска, и правильной их идентификации следователю перед производством обыска необходимо определить круг знаний, по которым необходимо привлекать специалиста в тот или иной момент. Например, если производится обыск в компьютерном клубе, где собиралась и вела деятельность группа экстремистов, то необходимо привлечение специалиста в области компьютерной техники; если производится обыск в жилище лица, которого подозревают в совершении террористического акта, то необходимо привлечение специалиста в области взрывных устройств и так далее.

компьютеров, имеющих доступ в сеть «Интернет», найденных при производстве обыска, следователю необходимо проверить информацию, которая содержится на электронном устройстве и по возможности скопировать эту информацию, например, с использованием съемных накопителей или при помощи фотографирования. Данная особенность вызвана спецификой работы с сетевой информацией, поскольку лицо сможет удаленно получить доступ к этой информации и совершить её уничтожение. Также при усмотрении в части компьютерной информации признаков экстремистской информации, следователю необходимо изъять электронное средство полностью для последующего изучения этого средства экспертом при производстве экспертизы.

производстве экспертиз таких материалов эксперт признаки выявить может, и документ станет значимым для дальнейшего расследования.

Следователь, опираясь на собственный служебный и жизненный опыт, должен сформировать маркеры экстремистской литературы и, при обнаружении хотя бы одного из них, изъять источник такой информации полностью для производства экспертизы.

Заключение

Таким образом, в современной криминалистической литературе существует устойчивая позиция относительно тактики производства обыска при расследовании преступлений экстремистской направленности, но данная позиция отстает от современных тенденций развития экстремизма и нуждается в уточнении и доработке, в первую очередь связанной со спецификой совершения экстремистских преступлений с использованием сети «Интернет» и компьютерной техники, а также с учетом омоложения экстремизма и увеличения количества преступлений экстремистской направленности, совершенных лицами в соучастии.

Статья