Особенности работы с хоровой музыкой русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова

Бесплатный доступ

Начав композиторское творчество с симфоний и оркестровки оперы А.С. Даргомыжского «Каменный гость» (1869) и завершив его написанием оперы «Золотой петушок» (1907), гениальный русский композитор Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908) стал одним из ключевых фигур русской классической музыки, хронологически соединяющий эпоху М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского с музыкой XX века - А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова, И.Ф. Стравинского и др. Композиторское творчество Римского-Корсакова обширно и представлено множеством самых разнообразных жанров: от симфонии и оперы до вокальных миниатюр, обработок народных песен и хоров (в том числе и a capella на религиозные тексты). Особое место в творчестве композитора занимала народно-песенная культура, которую он переосмысливал и обрабатывал в соответствии со своим видением и восприятием природы древнейших традиционно-обрядовых песен и наигрышей. Народная музыка звучит во многих его произведениях оперы, симфонических произведениях, хорах и др. В связи с этим остро стоит вопрос о правильной интерпретации хоровой музыки русского композитора, который хорошо знал народную песенную и инструментальную культуру, будучи не только исследователем, но и в некоторой степени собирателем песен.

Еще

Хоровая музыка, обработки народных песен, творчество н.а. римского-корсакова, природа интонирования народно-песенной культуры, музыкальный код

Короткий адрес: https://sciup.org/170207540

IDR: 170207540   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2024-9-4-141-144

Текст научной статьи Особенности работы с хоровой музыкой русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова

Классик русской композиторской школы, стоявший в основе формирования национальной композиторской школы и творческого содружества русских композиторов «Могучая кучка» в конце 1850 – начале 1860-х гг., стал достоянием русской музыкальной школы как выдающийся композитор, педагог, музыкальный критик, общественный деятель и т.д. Н.А. Римский-Корсаков не только сочинял и преподавал музыку, но и многое сделал для пропаганды русского музыкального искусства, увековечив произведения своих друзей, скончавшихся раньше него и оставив незавершенными многие свои фундаментальные произведения, а некоторые даже полностью оркестровал («Борис Годунов» и «Хованщина» М.П. Мусоргского, «Князь Игорь » А.П. Бородина и др.). Профессионалам и любителям музыки хорошо известны 15 опер композитора, преимущественно на сюжеты, почерпнутые из русской мифологии и легенд. Также он написал симфонические сюиты («Анчар», созданную в период с 1868 по 1891 годы, «Шехерезада» 1888 г., «Испанское каприччио» 1897 г. и др.), сказки, увертюры, камерную инструментальную и вокальную музыку и т.п.

В период наиболее мощного расцвета русской классической музыки многие композиторы пробовали свои силы в хоровом искусстве, как необходимость погружения в глубинные истоки родной музыкальной культуры, насчитывающей несколько веков своего развития. В процессе эволюционного развития русское хоровое пение, «зародившись на самой заре человеческой культуры» [10], оформилось в самостоятельный вид искусства, в основе которого сохранилась верность традиции и мировоззренческие ценности прошлых поколений. Римский-Корсаков также пробовал свои творческие силы в области хоровой музыки и оставил нам наследие в виде нескольких хоров с оркестром и a capella, а также «Всенощную», созданную совместно с коллективом авторов из Придворной капеллы: С.А. Смирновым, Азеевым, Копыловым и Сырбуловым [6].

В хоровой музыке Римского-Корсакова с большой силой проявилась его тяга к народно-певческой организации формы с ладогармоническими особенностями, тяготеющими к архаике – бесполутоновые (ангемитонные) кварто-терцовые трихорды и т.д. Хоровой музыке композитора свойственна специфическая черта, обусловленная удивительными песенными свойствами русского фольклора с их поли-ладовостью, особым акцентированием опорных тонов. Эти особенности с еще большей самобытностью перенял от своего учителя выдающийся ученик Римского-Корсакова – И.Ф. Стравинский (18821971).

При работе с хоровой музыкой Римского-Корсакова необходимо руководствоваться важнейшей деталью: основу его хоров составили романсовый и песенный жанры. Как отмечают некоторые исследователи, в этих произведениях с большой силой проявились полифонические навыки композитора, основанные как на западноевропейской контрапунктической технике, так и (в первую очередь) на подголосочной полифонии, свойственной русской протяжной песенной природе. Хоровые сочинения и обработки народных песен Н.А. Римского-Корсакова на сегодняшний день мало изучены и представляют значительный исследовательский интерес, так как органическая основа его хоров в некоторой степени схожа с хоровой музыкой его московских коллег – П.И. Чайковского (1840-1893) и С.И. Танеева (1856-1915), которые обращались к другому источнику русской хоровой музыки – знаменному распеву (др.-рус. «знамя» – знак). Знаменный распев, в отличие от песни, представляет собой монодию, исполнявшуюся в унисон, и, по историческим свидетельствам, имел иную певческую природу, так как был привезен в страну из Византии после крещения Руси. Постепенно, к XVI веку «иностранная» форма монодийного распева обрастает полифоническими подголосками, свойственными природе рус- ской народной практике многоголосного пения. Знаменный распев привлекает своей особенной ладовой организацией многих русских композиторов, которые гармонизуют их, адаптируя к западноевропейскому виду. Одним из первых знаменный распев гармонизовал А.Д. Кастальский, далее интерес к нему проявили М.А. Балакирев, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Смоленский, С.И. Танеев, M.M. Ипполитов-Иванов, А.Т. Гречанинов, С.В. Рахманинов П.Г.Чесноков, А.В. Никольский, Н.Я. Мясковский и другие композиторы [9].

У Римского-Корсакова хоры принимают несколько иной музыкальный образ, основанный на песенной природе. Сразу после первых профессиональных фольклорно-этнографических экспедиций своих коллег, в частности М. Балакирева, композитор гармонизует множество народных песен, которые легли в основу его сборников обработок русских народных песен [11]. Поэтому доминирующее место в музыкальном мелосе хоровой музыки композитора занимают напевы его обработок народных тем 70-80-х годов XIX века, являющиеся естественным продолжением его работы над песенными собраниями. «В отличие от инструментальной музыки, здесь полифоническая техника почти сразу «входит в плоть и кровь» и очень скоро происходит встреча и слияние двух основных стилистических потоков, питавших эволюцию творчества Римского-Корсакова в десятилетие 70-х: контрапунктической школы западноевропейских мастеров и народной песенности» [2].

Таким образом, формирование стиля хоров Римского-Корсакова развивалось параллельно с его увлечением русской народной песней. Одним из его ранних хоровых сочинений 70-х годов стали «Вариации и фугетта для женского хора на тему песни «Надоели ночи», ор. 14, представляющие собой осмысленную работу подголосочной полифонии, свойственной народному типу многоголосия. Далее, в трех тетрадях народных песен для разных хоровых составов, ор. 15, и двух хорах с оркестром: «Стих об Алексее Божием человеке» и подблюдной «Слава», музы- кальный стиль композитора предвосхитил авангардную музыку XX века. На основе этих хоров были созданы «Подблюдные песни» И. Стравинского, кантата «Александр Невский» С.Прокофьева и другие произведения.

Особенностью работы с хоровой музыкой Римского-Корсакова является обязательное знание жанров русской народной песенной культуры, со свойственной ей манерой исполнения:

  • -    криково-заклинательной, характерной для календарно-обрядовых песен (например, хор «Прощай, Масленица» из оперы «Снегурочка»);

  • -    лирического высказывания в форме жалей – для протяжных песен;

  • -    эпически-повествовательных сказительских жанров – высших достижений композиторской интерпретации народнопесенного творчества.

Также важным является анализ принципа формообразования в хоровых произведениях композитора, который, следуя народной песне, опирался на взаимодействие периодичности и вариантности. В природе знаменного распева наблюдается сходство в логической цепочке построения музыкально-поэтической строфы, тяготеющей к интонационной периодичности и близости мелодических оборотов по краям, тогда как средние разделы строки сосредоточивают вариантные структуры. Та- ким образом, возникает сопоставление фаз мелодического движения в строке и мелодической повторности, каждая из которых образует сквозную интонационную линию в сопряжении строк.

Хоровое наследие Н.А. Римского-Корсакова представляет собой внушительное собрание сочинений – 45 хоров с оркестром и a capella (23 из них опубликованы посмертно), в которых автор использовал приемы, сложившиеся у него при обработке народных песен в духе работы кучкистов. «Верная оценка сделанного Римским-Корсаковым для русской духовной музыки была дана уже после смерти композитора, в годы возрождения отечественного творчества в этой области, расцвета «нового направления», «московской школы Синодального училища». Деятели из этой среды именно Римского-Корсакова считали своим предтечей (вместе с Чайковским), а его сочинения – ранними вестниками обновления. Им было близко смелое обращение композитора к «народному стилю» в обработках древних распевов, но также – его пристальное внимание к законам этих роспевов, их структурным и ладовым особенностям, их словесному тексту, месту в обряде, широкое применение им приемов клиросной практики (пение с «запевами», с канонархом, антифонное и т.д.), дающее неисчерпаемые возможности для «хоровой инструментовки»» [2].

Список литературы Особенности работы с хоровой музыкой русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова

  • Асафьев Б.В. О хоровом искусстве: сборник статей / Сост., комм. А. Павлова-Арбенина. - Л.: «Музыка», 1980. - 216 с.
  • Рахманова М.П. Николай Андреевич Римский-Корсаков. / Российская академия музыки им. Гнесиных; Государственный институт искусствознания. - М., 1995. - 240 с.
  • Рахманова М.П. Музыка // Русская художественная культура второй половины XIX века: Картина мира. - М.: «Наука», 1991. - С. 45-92.
  • Римский-Корсаков Н.А. 40 народных песен» (собранных Т. Филипповым). - СПб., 1882.
  • Римский-Корсаков Н.А. 100 русских народных песен» (1877) / Ред. М. Иорданского. - М.: «Музыка», 1951. - 184 с.
  • Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни (1844-1906): с иллюстрациями в тексте и на отдельных листах / Прим. Н.А. Римского-Корсакова. - М.: Гос. Изд-во «Музыкальный сектор», 1926. - 480 с. Глава XIX.
  • Римский-Корсаков Н.А. Романсы / Ред. М.О. Штейнберг, А.Н. Римского-Корсаков. -М.: «Музгис», 1946. - 503 с. (Н.А. Римский-Корсаков. Полное собрание сочинений, т. 45).
  • Соловцов А.А. Жизнь и творчество Н.А. Римского-Корсакова. - М.: «Музыка», 1964. - 688 с.
  • Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. - М.: «Музыка», 1965. - 216 с.
  • Шарипова А.Р. Сущность русского хорового пения как феномена культуры // Вестник ВятГУ (Культурология). - 2010. - № 4. - С. 112-115.
  • 45 русских народных песен (из сборника Н.А. Римского-Корсакова), положенных на 3 однородных голоса и приспособленных для учебных заведений В.А. Бирюковым. -СПб.: «Бессель», 1882. - 49 с.
Еще
Статья научная