Особенности рациона питания населения японских островов периода дзёмон (по материалам археологических памятников)

Бесплатный доступ

Статья посвящена изучению рациона питания населения Японских островов в период дзёмон, стратегий существования, источников и способов добывания пищи, что позволяет пролить свет на детали образа жизни, основ культуры и строения общества неолитической эпохи. В статье рассматриваются характерные особенности рациона питания на разных этапах существования культуры. Анализируются основные источники пищи неолитического населения Японских островов: морские животные, рыба, млекопитающие, птицы и т.д. Выделяются некоторые региональные особенности рациона питания древнейших обитателей Японских островов. Представлены данные исследований археологических памятников, таких как раковинные кучи, пещеры, поселения, особенно в заболоченной местности, позволяющие делать выводы о пищевых ресурсах и рационе питания древнейших жителей Японских островов: материалы раскопок демонстрируют наличие более шестидесяти видов животных, более трехсот пятидесяти видов моллюсков, около тридцати пяти видов птиц и пятидесяти пяти видов растений. Подчеркивается важная роль, которую для людей, особенно в среднем дзёмоне, играли дельфиновые. Изучение характера поселений периода дзёмон говорит в пользу перехода к постоянным, а не сезонным местам обитания и в целом к оседлости. Увеличение количества потребляемых в пищу видов животных позволяло не слишком кардинально влиять на их численность, сохраняя природный баланс. Делается вывод о том, что использование разнообразных пищевых ресурсов позволяло достигать стабильности в получении пищи, даже несмотря на сезонную доступность растений или животных. Кроме того, тесная связь неолитического населения Японских островов с природными условиями давала возможность поддерживать стабильное существование общества.

Еще

Дзёмон, японские острова, неолит, пищевые ресурсы, рацион питания

Короткий адрес: https://sciup.org/14522258

IDR: 14522258

Текст научной статьи Особенности рациона питания населения японских островов периода дзёмон (по материалам археологических памятников)

Понимание стратегий существования, источников и способов добывания пищи людей дзёмон позволяет пролить свет на детали образа жизни, основ культуры и строения общества неолитической эпохи. В течение периода дзёмон (13600–900 гг. до н.э.) [Kobayashi, 2004, p. 5] население Японских островов сохраняло традиции рыболовства, собирательства и охоты, применяя некоторые способы консервации и хранения пищи. Основными источниками пищи были рыба и орехи, в изобилии доступные в определенные периоды времени. Некоторые продукты, особенно рыба и мясо, являются скоропортящимися, поэтому для их более длительного хранения применялись такие способы, как копчение, засолка и содержание в специальных ямах [Такада, 2005, с. 45]. Систематическое применение подобных способов сохранения продуктов позволяло людям дзёмон жить в больших и достаточно постоянных поселениях.

Исследование таких археологических памятников, как раковинные кучи, пещеры, поселения, особенно в заболоченной местности, позволяет делать выводы о пищевых ресурсах и рационе питания древнейших жителей Японских островов. Материалы раскопок демонстрируют наличие более 60 видов животных, более 350 видов моллюсков, ок. 35 видов птиц, 55 видов растений [Watanabe, 1986, p. 175]. Наибольшую сложность представляет определение состава растительной пищи, поскольку это скоропортящиеся продукты и археологический контекст позволяет делать определенные выводы только в редких случаях.

При изучении поселений среднего дзёмона (3500–2500 гг. до н.э.) (например, Осава, преф. Ниигата) была обнаружена пыльца ямса, ликориса лучистого и других растений, употреблявшихся в пищу в этот период [Kobayashi, 2004, p. 74]. Способы употребления растений можно только предполагать. В начале прошлого века М. Сираи был подготовлен подробный обзор диких растений Японии и вариантов их использования в пищу. Автор анализирует более 500 видов растений, включая 65 видов грибов, и рассматривает способы поедания почек, листьев, стеблей, корней [Сираи, 1903, с. 134–147]. Вероятно, такие же способы употребления растений в пищу были доступны и людям периода дзёмон.

Перечень животных, костные останки которых обнаруживаются при изучении поселений и раковинных куч, показывает, что люди пытались максимально использовать пищевые ресурсы: енот, волк, медведь, дикий кабан, белка-летяга, горностай, куница, крыса, заяц. Материалы раковинных куч содержат также кости обезьян, что скорее нетипично для охотников и собирателей

[Watanabe, 1986, p. 177]. Употребление обезьян в пищу остается на сегодняшний день вопросом без ответа. Вкусовые предпочтения древних японцев формировались с течением времени, поэтому можно предполагать, что не все из 60 видов животных употреблялись в пищу постоянно или регулярно. Вполне возможно, что некоторые из них не соответствовали вкусам людей и быстро исчезали из рациона. Кроме того, существовали географические различия в использовании пищевых ресурсов. Например, медведи были более распространены в горных районах, на о-ве Хоккайдо олени эдзо встречаются чаще, чем дикие кабаны, что и определяло особенности питания.

Дзёмонские охотники в поисках крупной добычи могли оказываться достаточно далеко от поселений, так как эти животные старались избегать мест обитания человека. Это увеличивало территорию вероятной охоты. Можно было передвигаться вслед за добычей, перемещая и жилища, или расширять количество потребляемых видов животных, оставаясь жить на прежнем месте. Постоянный характер поселений периода дзёмон говорит в пользу выбора второго варианта действий. Увеличение количества потребляемых видов животных позволяло не слишком кардинально влиять на их численность, сохраняя природный баланс.

Используя в пищу разнообразные виды растений и животных, древнейшие жители Японских островов также употребляли в пищу более 70 видов рыб и других обитателей моря. Важную роль, особенно в среднем дзёмоне, играли дельфиновые. При раскопках поселения Маваки (преф. Исикава), расположенного на северном побережье п-ова Ното, неожиданно было обнаружено большое количество костей дельфиновых [Kobayashi, 2004, p. 77]. Зубатые киты, которые приближаются к островам в период с апреля по ноябрь, по всей видимости, становились добычей морских охотников. Кости китов обнаруживаются при исследовании археологических памятников периода дзёмон на территории всего Японского архипелага. Охота на крупных морских животных требовала определенных технологических изменений в изготовлении и использовании орудий. Такими орудиями могли быть гарпуны, опыт их применения при охоте на китов известен у современных айнов [Mori, Ishino, Kobayashi, 1994]. В процессе раскопок обнаруживается большое количество предметов, изготовленных из китовой кости, включая сосуды-чаши из позвонков кита, найденные в раковинной куче Окура Минами (преф. Чиба). Эти чаши могли использоваться в качестве неких прообразов гончарных кругов при изготовлении керамических сосудов. Собственно гончарный круг стал известен в Японии с появлением культуры яёй на рубеже эр [Такада, 2005, с. 63]. При изучении археологических объектов, расположенных на тихоокеанском побережье, обнаруживаются также кости различных морских животных, часто морских львов.

Обнаружение на поселениях и в раковинных кучах костей рыб, обитающих не в прибрежных водах, свидетельствует о том, что люди дзёмон могли выходить достаточно далеко в открытое море, добывая отдельные виды рыб, такие как тунец или бонито. При раскопках раковинных куч в районе Токийского залива было найдено большое количество костей иглобрюхих рыб, которые являются ядовитыми [Kobayashi, 2004, p. 78]. По всей видимости, древнейшие жители Японских островов ценили вкусовые качества рыб данных пород и владели способами их приготовления, удаляющими опасные вещества. В отличие от жителей прибрежных территорий в глубине островов люди дзёмон часто употребляли в пищу лосося и сладкую речную рыбу аю [Watanabe, 1986, p. 172], что можно наблюдать и в современной Японии.

Существует предположение, что в период дзё-мон активно употреблялись в пищу водоросли, которые являются важной составляющей японской диеты более поздней традиции. Следы водорослей вакамэ предположительно обнаружены в некоторых сосудах финального дзёмона в Камэгаока, но исследование еще не завершено, и точных данных пока нет [Дзёмондзин-но сёкубуцуриёи, 2014, p. 136]. Возможно, свидетельством использования водорослей может служить нахождение в раковинных кучах мелких раковин моллюсков в больших количествах. Мелкие моллюски вряд ли могли использоваться в качестве пищи, но они обычно живут на морских водорослях, чем и может объясняться их обнаружение на археологических объектах.

Птичьи кости обнаруживаются при изучении археологических объектов значительно реже и в небольших количествах. Самые распространенные – это кости фазана, гуся, утки. Встречаются также кости лебедя, орла, альбатроса, ястреба, воробья и др. Птичьи кости достаточно часто использовали в качестве материала для изготовления игл, булавок и бусин. Известно, что в период дзёмон на территории Японских островов были распространены несколько видов журавлей, но кости журавлей встречаются крайне редко. Возможно, журавли занимали особое положение и не употреблялись в пищу.

Использование разнообразных пищевых ресурсов позволяло достигать стабильности в получении пищи, несмотря на сезонную доступность растений или животных. Даже если наступал период, не отличавшийся изобилием пищи, у людей дзёмон была уверенность в его временном характере. Тесная связь неолитического населения Японских островов с природными условиями давала возможность поддерживать стабильное существование общества.

Список литературы Особенности рациона питания населения японских островов периода дзёмон (по материалам археологических памятников)

  • Дзёмондзин-но сёкубуцуриёи. New Perspectives on the Plant Use of Jomon People/Kudo Yuichiro and The National Museum of Japanese History. -Tokyo: Shinsensha, 2014. -224 p.
  • Сираи М. Сэйкацусёкубуцую. -Токио: Судзанбо, 1903. -186 с. (на япон. яз.).
  • Такада Я. Дзёмон-но иэ то мура-но фукуэй. Госёно исэки. -Токио: Коданся, 2005. -96 с. (на япон. яз.).
  • Kobayashi T. Jomon Reflections. Forager Life and Culture in the Prehistoric Japanese Archipelago. -Oxford: Oxbow Books, 2004. -240 p.
  • Mori K., Ishino H., Kobayashi T. The rich legacy of the Jomon period//Japan Echo. -1994. -Vol. XXI, No. 2. -p. 76-83.
  • Watanabe H. Community Habitation and Food Gathering in Prehistoric Japan. An Ethnographic Interpretation of the Archeological Evidence//Windows on Japanese Past: Studies in Archeology and Prehistory. -Michigan, 1986. -358 p.
Статья научная