Особенности развития отечественного государства и права в период новой экономической политики
Автор: Бурданов В.В.
Журнал: Вестник Академии права и управления @vestnik-apu
Рубрика: История государства и права
Статья в выпуске: 1 (38), 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье проанализирована правовая природа новой экономической политики и нормативно-право- вые основы реализации ее принципов. Главное внимание автор обращает на нормативные правовые акты, посвященные развитию экономики в период нэпа. В статье показана тесная взаимосвязь права с экономикой. Сделан вывод о том, что новая экономическая политика представляла собой вынужденно проводимый курс.
Нэп, право, декрет, кооперация, новая экономическая политика, кодификация
Короткий адрес: https://sciup.org/14120044
IDR: 14120044
Текст научной статьи Особенности развития отечественного государства и права в период новой экономической политики
И зучение советского периода истории отечественного государства и права представляет в современных условиях большой теоретический и практический интерес, может снабдить исследователя прекрасным материалом для использования в процессе теоретического обоснования модернизации правовой и экономической систем нашего общества.
Одним из самых интересных этапов в развитии советского государства и права является период новой экономической политики. Важность его научного исследования можно обосновать следующими аргументами:
• сегодня Россия нуждается в модернизационном рывке, в перестройке экономики на рельсы инновационного развития1. В этом отношении опыт нэпа, связанный с развитием ряда рыночных принципов управления народным хозяйством, может пригодиться; • заслуживает внимания опыт правового регулирования прав собственности и ее разнообразных форм, характерный для нэпа; • сегодня явно недостаточно внимания уделяется развитию кооперации, а между тем в нашей истории есть примеры ее подлинного расцвета, и нэп представляет собой прекрасный пример в этом отношении2; • в современных условиях государство обращает особое внимание на развитие гражданского общества, формирование его институтов3, и опыт нэпа, для которого была характерна активизация усилий по развитию общественных связей, заслуживает внимания4; • представляет интерес опыт защиты и реализации экономических прав граждан в условиях новой экономической политики5.
Научный анализ главных особенностей правового развития России в период новой экономической политики наглядно показывает тесную взаимосвязь права с экономикой. Принимавшиеся в данный период нормативные акты,направленные на формирование правовой системы молодого советского государства, были детерминированы экономическими факторами и их динамикой, но разрабатывались и принимались с учетом политической ситуации.
Если первый период существования советской власти (1917–1921) был связан с военными действиями, с гражданской войной и иностранной интервенцией, то с 1921 г. ему на смену пришел период мирного строительства, который потребовал иной, более гибкой экономической политики и, как следствие, принятия целого ряда новых нормативных актов6.
В связи с необходимостью отказа от чрезвычайных мер периода «военного коммунизма» в 1921 г. на Х съезде РКП(б) было принято решение о переходе к новой экономической политике – нэпу. Этот переход начался с замены продразверстки продовольственным налогом, что позволило крестьянам свободно распоряжаться излишками продукции своего хозяйства и продавать их на рынке.
Продналог был введен Декретом ВЦИК от 21.03.1921 «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом». Продразверстка отменялась.
Декрет установил, что этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема по мере того, как восстановление транспорта и промышленности позволит советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты.
Налог взимался в виде процентов или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов с учетом объема урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем.
Декрет постановил, что налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога. Старательные хозяева – крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйства в целом, получали, согласно декрету, льготы по выполнению натурального налога.
Важное значение имел п. 8 Декрета, в котором говорилось, что все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у землевладельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть использованы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фа- брично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. Обмен допускался в пределах местного хозяйственного оборота, как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах.
Как справедливо отмечает О.Д. Максимова, переход к нэпу был резкой сменой курса, поэтому многие, в том числе большевики, не понимали сути новой политики7. Для разъяснения новой политики Советского государства была специально организована X Всероссийская чрезвычайная партийная конференция, которая проходила 26–27 мая 1921 г. На X конференции Ленин дал членам партии разъяснения по новой экономической политике. Он утверждал, что важнейшей задачей советской власти являлось восстановление крупной промышленности, но без достаточного продовольственного фонда сделать это невозможно.
Одним из основных мероприятий первого периода нэпа, ознаменовавших резкую смену внутриполитического курса, стала попытка организации товарообмена.
Декрет Совета Народных Комиссаров «Об обмене» был издан 24.05. 1921. Этим Декретом были разрешены покупка и сбыт остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства, а также предметов кустарной и мелкой промышленности. Согласно Декрету легализованный обмен, покупка и продажа товаров гражданами, а также кооперативными, потребительскими, сельскохозяйственными и кустарными объединениями могли осуществляться на рынках, базарах, с лотков, ларей и в закрытых помещениях.
В целях проведения данного нормативного акта в жизнь 19.07.1921 была принята Инструкция о порядке открытия и производства всякой торговли и правила надзора за ней. Она же ввела разрешительный порядок для открытия торговых заведений. В соответствии с Инструкцией всем гражданам в возрасте не моложе 16 лет позволялось осуществлять торговлю продуктами питания, предметами кустарного или фабрично-заводского производства. При этом реализация продукции, изготавливаемой из сырья или материалов, предоставляемых государством на особых договорных условиях, являлась изъятием из этого правила. До весны 1922 г. не допускалась частная торговля такими товарами, как соль, птица, кожсырье, пушнина, животные и растительные волокна, лес и лесные материалы и др. Но уже к середине 1922 г. ассортимент частной торговли ничем не отличался от государствен-ной8. В целом попытка организации товарообмена не стала успешной, она вынужденно привела к укреплению позиций свободой торговли, ее закономерному расширению.
Важное место в планах реализации новой экономической политики занимала кооперация, в первую очередь потребительская. Декрет о потребительской кооперации от 07.04.1921 установил, что все граждане объединяются в потребительские общества. Потребительским обществам было предоставлено право обмена и скупки излишков сельскохозяйственного производства, а равно кустарных и ремесленных изделий и сбыт их. При этом кооперативным организациям предоставлялось право закупать у самостоятельных сельских и городских производителей, крестьян, кустарей, ремесленников и кооперативов произведения их хозяйства, заключая с каждым производителем, группами производителей или кооперативами всякого рода договоры, не противоречащие советскому законодательству. Тем самым правительство возлагало на потребительскую кооперацию обязанности по проведению торгово-закупочных операций, по установлению «смычки» города и деревни.
Потребительские общества получили право организовывать предприятия по добыче и обработке продуктов, а также устраивать огороды, молочные фермы и другие предприятия подобного рода, выполнять поручения в области снабжения, заготовок и распределения, даваемые добровольными потребительскими объединениями, учреждениями и отдельными лицами.
Согласно декрету на потребительские общества государством возлагались следующие обязанности:
-
а) выполнение обязательных заданий продовольственных органов в области заготовок и обмена изделий фабрично-заводской и кустарной промышленности на продукты сельского хозяйства;
-
б) распределение в стране всех предметов продовольствия и широкого потребления, заготовленных государством и полученных с национализированных фабрик и заводов, концессионных предприятий и вывезенных из-за границы.
Никакие предметы продовольствия и широкого потребления, предоставляемые населению государством, не могли распределяться среди населения иначе, как через посредство потребительской кооперации. Таким образом, государство не допускало на этом этапе введения полостью свободного рынка, рассчитывая на кооперацию как посредника и регулятора.
Помимо этого, в условиях нэпа потребительская кооперация стала аппаратом по распределению ограниченных ресурсов среди населения.
Декрет «Об обмене» от 24.05.1921 разрешил свободный обмен, покупку и продажу остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства. Право обмена, покупки и сбыта распространялось также на изделия и предметы кустарной и мелкой промышленности. Обмен, покупка и продажа разрешалась отдельным гражданам, а также кооперативным, потребительским, сельскохозяйственным и кустарным объединениям и могла производиться как на рынках и базарах, так и в других местах, с лотков, ларей и в закрытых торговых помещениях.
Постепенно с началом новой экономической политики товарно-денежные отношения были распространены на все отрасли народного хозяйства. На производстве вводился хозрасчет, разрешалась свободная торговля, допускались иностранные концессии. Отменялись постоянные сверхурочные работы. Все это повышало роль правовых механизмов, способных обеспечить развитие гражданского оборота9.
Помимо потребительской кооперации, о которой говорилось выше, поощрялось развитие и иных видов кооперации. В частности, Декрет «О промысловой кооперации» от 07.07.1921 установил, что трудящимся кустарных и иных промыслов в целях занятия однородным производством предоставляется право образовывать промысловые кооперативные товарищества или артели для ведения совместного производства, равно как для организации труда своих членов, для снабжения их требующимися производственными материалами, инструментами и предметами оборудования для обработки и сбыта продуктов труда своих членов, а также для других мероприятий, направленных на увеличение количества и улучшение качества производимых ими продуктов. При этом общее число членов промыслового кооперативного товарищества не может быть менее пяти.
Промысловые кооперативы, согласно Декрету, пользуются правами юридических лиц и в качестве таковых могут заключать допускаемые действующими узаконениями договоры и принимать на себя обязательства, предъявлять иски и отвечать по искам в Народном Суде, приобретать в пределах действующих узаконений материалы, сырье, инструменты и пред- меты оборудования, нанимать немуниципализированные помещения и занимать таковые по ордеру в муниципализированных строениях, открывать мастерские и иные хозяйственные предприятия как для производства, так и для сбыта своих изделий.
Организация промысловых кооперативов объявлялась «делом государственно-необходимым», и всем органам государственной власти предлагалось «оказывать содействие кустарям в деле их кооперирования».
16.08.1921 был принят Декрет «О сельскохозяйственной кооперации». Данный декрет предоставил трудящимся деревни право образовывать сельскохозяйственные кооперативные товарищества или артели как для совместного ведения сельскохозяйственного производства, так и для организации труда своих членов, снабжения их необходимыми сельскому хозяйству орудиями, семенами, удобрениями и др. средствами производства, а также для переработки и сбыта продуктов земледельческого производства и, наконец, для других мероприятий, направленных на увеличение количества и улучшение качества производимых их членами сельскохозяйственных продуктов.
Организация сельскохозяйственных кооперативов объявлялась в декрете делом «государственно необходимым», и всем органам государственной власти предлагалось оказывать содействие земледельцам в «деле кооперирования».
В октябре 1921 г. был учрежден Государственный банк РСФСР, чтобы способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных на установление правильного денежного обращения. На Государственный Банк возлагалось также производство кассовых операций по исполнению росписи государственных доходов и расходов10.
Таким образом, новая экономическая политика означала частичный отказ от чрезвычайных командно-административных мер регулирования экономики в пользу внедрения элементов рыночных отношений11.
23–28 декабря 1921 г. состоялся IX Всероссийский съезд Советов. Основной доклад на съезде Советов, так же как и на XI партконференции, был сделан Л.Б. Каменевым. Он провозгласил, что «нэп есть политика построения коммунистического хозяйства в стране, где большинство населения принадлежит крестьянству»12. Главный тезис выступления Каменева – повернуться лицом к крестьянству, заключить с ним прочный союз.
В марте 1922 г. состоялся XI съезда РКП(б), главным докладчиком на этом съезде был В.И. Ленин. По поводу новой экономической политики Ленин заявил, что задача нэпа – это установление смычки между новой экономикой, которую начали строить большевики, и крестьянской экономикой, в условиях которой живут миллионы крестьян.
Стабилизация политической жизни в период нэпа позволила приступить к масштабным кодификационным работам. Кодексы были призваны обобщить уже накопившийся правовой материал, восполнить пробелы в законодательстве, обеспечить единство законов для всего государства. В итоге в 1922–1923 гг. были приняты семь кодексов: Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский, Гражданско-процессуальный, Земельный, Лесной и Кодекс законов о труде. В 1924 г. был принят Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, а в 1926 г. – Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР.
Таким образом, новая экономическая политика как период в истории отечественного государства и права характеризуется следующими особенностями:
-
• новая экономическая политика представляла собой вынужденно проводимый госу дарством курс. В этом качестве она оформилась постепенно в течение 1921–1922 гг., что нашло отражение как в постановлениях высших советских органов и резолюциях партийных съездов, так и в принятых в данный период нормативных актах;
-
• отказ от чрезвычайного законодательства периода «военного коммунизма» в период нэпа позволил проводить более гибкую политику, причем как в экономике, так и в иных сферах государственной и общественной жизни;
-
• отказ от чрезвычайных мер позволил начать работы по развитию права как регулято ра новых общественных отношений.В период нэпа была проведена масштабная работа по кодификации советского законодательства, что сыграло важную роль в становлении новой системы права.
Список литературы Особенности развития отечественного государства и права в период новой экономической политики
- Гаврилова Н.Ю. Формирование законодательной базы торгового предпринимательства при переходе к НЭПу (1921-1922 гг.) // История государства и права. 2012. № 1.
- Максимова О.Д. Законодательная деятельность Всероссийских съездов Советов, ВЦИК и Президиума ВЦИК в период перехода к новой экономической политике (1921-1922 гг.) // История государства и права. 2010. № 20.
- Пашенцев Д.А. Банковское право: учебное пособие. М.: Юркомпани, 2010. - 383 стр.
- Пашенцев Д.А. История государства и права России. М.: Эксмо, 2004.
- Пашенцев Д.А. Модернизация и право в современной России // Евразийский юридический журнал. 2010. № 30.