Особенности реализации магистерских программ в России и за рубежом
Автор: Ихсанова Т.П.
Журнал: Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права @vestnik-ael
Рубрика: Проблемы развития образовательной сферы
Статья в выпуске: 3, 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены особенности реализации магистерских программ в России и за рубежом, проанализированы проблемы, связанные с реализацией этих программ, выделены преимущества использования международных магистерских программ.
Студенты, преимущества, обучение, дополнительные возможности, углубленное изучение предметов, возможность обучения за рубежом, результаты
Короткий адрес: https://sciup.org/14319447
IDR: 14319447
Текст научной статьи Особенности реализации магистерских программ в России и за рубежом
Реалии современной экономики обусловливают необходимость участия в воспроизводственном процессе всесторонне развитых, грамотных, эрудированных специалистов, вооружённых современными знаниями, способных применять на практике последние достижения науки и техники. Используемая в настоящее время система трёхуровневого высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) более четко разграничивает объёмы информации, которую получают лица, обучающиеся на соответствующей ступени развития. Обучение по программе бакалавриата позволяет студентам получить необходимый объем информации для успешной работы по окончании вуза в соответствующих организациях в качестве специалистов и продвигаться по служебной лестнице по мере накопления узконаправленных знаний и опыта.
Обучение в магистратуре позволяет магистрантам расширить объём знаний по избранным специальностям за счёт углублённого изучения теоретических постулатов и наработанного российского и зарубежного опыта специалистов в соответствующей области знаний, но, в отличие от аспирантуры, обучение ещё не предполагает сосредоточения исключительно на научноисследовательской деятельности.
Начать обучение в магистратуре можно сразу после получения диплома бакалавра параллельно с осуществлением производственной деятельности. В этом случае получаемые в процессе обучения дополнительные знания сразу можно пытаться использовать в практической деятельности и добиваться максимальных результатов в своём труде. Можно начать обучение в магистратуре, приобретя определённый опыт практической деятельности и поняв, что для достижения лучших результатов нужны дополнительные знания, применение которых позволит дать дополнительный импульс производству и обеспечит максимизацию результирующих показателей. Деление высшего профессионального образования на уровни позволяет студенту задуматься о целесообразности продолжения обучения по программе с углублённой специализацией или откорректировать свой первоначальный выбор.
Новым направлением развития магистерских программ в вузах является организация обучения в рамках международных магистерских программ. Эта форма обучения имеет ряд преимуществ по сравнению с существующими национальными магистерскими программами обучения. К таким преимуществам, на наш взгляд, можно отнести:
– возможность получения двойного диплома;
– углублённое изучение достижений науки и практики в других странах;
– обучение в иностранных вузах-партнёрах;
– обучение в международных группах;
– прохождение практики в иностранных организациях и получение практических навыков работы в соответствующей сфере деятельности;
– возможность использования информационных источников других стран;
– возможность углублённого изучения иностранного языка;
– возможность приобщения к культурным ценностям других стран.
Существование магистерских программ является непременным условием вхождения России в международное образовательное пространство. Однако обучение по магистерским программам в разных странах существенно отличается. Почему лучшие выпускники российских вузов продолжают уезжать за границу, чтобы получить качественное образование по магистерским программам? Попытаемся сравнить российскую и зарубежные системы обучения в магистратуре.
Мы так долго считали, что наша система образования самая лучшая, что даже сегодня не сомневаемся в том, что принципы, на которых она построена, правильные, а все проблемы образования связываем с системным недостатком ресурсного обеспечения. То, что мы можем наблюдать в других странах (иные принципы построения и функционирования образовательного рынка), кажется нам странным, но, мы не связываем их с качеством и результативностью обучения и не торопимся менять принципы работы собственной системы обучения.
Первый принцип – максимизация объемов самостоятельной работы магистрантов и уменьшение объёмов аудиторных занятий с преподавателем. Для достижения этого принципа необходимо обеспечение магистрантов учебниками, учебными пособиями, а также текстами лекций и методическими указаниями по изучению по всем обучаемым дисциплинам. Подготовка этих первичных источников информации должна являться обязанностью всех преподавателей, осуществляющих процесс обучения магистрантов. Кроме того, следует максимально обеспечить доступность магистрантов к источникам перечисленной информации как в электронной, так и в бумажной форме. Магистранты в обязательном порядке должны ознакомиться с информацией, которая будет рассматриваться на лекции, а на лекции выяснять только те моменты, которые остались непонятными. В такой ситуации нет необходимости записывания лекций и, следовательно, выделения значительного времени на проведение лекционных и практических занятий. Данный подход к обучению не только магистрантов, но и студентов давно внедрен и успешно осуществляется в вузах развитых стран и приносит ощутимые результаты.
Второй принцип – изменение подхода к подбору кадров, осуществляющих обучение магистрантов. Для российских вузов характерна ситуация, когда основную часть молодых преподавателей составляют бывшие студенты этих вузов, приглашаемые на работу заведующим кафедрой. Принимаемые таким образом сотрудники не выходят на рынок труда и не участвуют во внешнем конкурсе, проходя лишь конкурс внутри вуза, как правило, формальный. Согласно общероссийским данным, абсолютное большинство преподавателей вуза являются его выпускниками. В университеты западных стран редко берут на работу людей, только что получивших в этом университете образование. Если преподаватель хочет все-таки получить там работу, он должен сначала поработать в другом университете. Следовательно, приход на работу практически всегда осуществляется через внешний рынок труда, на котором действуют определенные механизмы внешней оценки и контроля качества претендентов. При этом складываются единые академические представления о вузовских ценностях, критериях качества преподавания и научной работы, общие стандарты дидактических единиц дисциплин.
В российских университетах эти конкурентные механизмы не работают. Кроме того, при таком принципе подбора кадров есть и другие негативные последствия. У выпускников, которые остаются работать в вузе, фактически нет выхода на рынок труда, следовательно, нет доступа к механизмам внешней экспертной оценки полученного ими образования, соответственно они не знают требований к выпуску конкурентоспособных специалистов для производственной и академической сфер. При этом молодые преподаватели в большинстве случаев занимают подчиненное положение по отношению к старшим коллегам – своим же бывшим преподавателям. Внутривузовские научные исследования становятся доминирующими. В результате библиографические списки большинства диссертационных работ в значительной степени состоят из ссылок на работы научного руководителя, его коллег и соавторов, а изучение иностранной литературы считается излишеством.
Следует отметить, что такая политика является зачастую вынужденной: в условиях, когда зарплаты преподавателей в вузе, как правило, не могут конкурировать с заработками за его пределами, удержать выпускника в вузе после его окончания гораздо проще, чем привлечь специалиста, уже имеющего опыт практической деятельности и достойную зарплату. Привлечь такого специалиста можно на условиях совместительства, обеспечив ему поддержку методическими материалами и удобным графиком работы.
Третий принцип – четкое разделение программ обучения бакалавров и магистрантов. В США, например, программы обучения магистрантов четко отделены от программ обучения бакалавров. Студенты сначала заканчивают одну ступень обучения, а затем (во многих случаях спустя некоторое время) поступают на следующую. Многие, если не абсолютное большинство, при этом выбирают программу в другом университете, исходя из рейтингов вузов. При этом создается механизм соперничества университетов за лучших магистрантов. Конкуренция за магистрантов – один из ключевых факторов развития учебных программ, поскольку на их участии строится реализация подавляющего числа научных исследований, в которых они работают в качестве ассистентов исследователей. В России же студенты учатся в магистратуре, как правило, в том же университете, где они заканчивают бакалавриат, при этом для большинства студентов-юношей это только возможность не потерять отсрочку от службы в армии. Обычно для своих выпускников вуз обеспечивает льготные условия поступления и обучения. Таким образом, вторая ступень обучения фактически является продолжением первой, и дисциплины магистратуры часто дублируют дисциплины бакалавриата. В такой ситуации отсутствует стремление вузов обеспечить стимулы к здоровой конкуренции и повысить качество образовательных программ магистрантов. Магистерские программы, оказываются жестко привязанными к выпускающим кафедрам.
Четвертый принцип: магистранты в России практически не получают возможности выбора содержания обучения. Они к моменту поступления обязаны выбрать профиль обучения, а содержание образовательных программ определяют кафедры, но если они «привязаны» к конкретным дисциплинам и не имеют возможности «голосовать ногами», то у преподавателей нет необходимости совершенствовать содержание и форму своих учебных курсов.
В американских вузах магистранты в основном выбирают изучаемые дисциплины сами, формируя из них свою программу обучения, – это одно из ключевых отличий российской и американской систем высшего образования. Означает ли это, что они будут в большей степени концентрироваться на выбранных дисциплинах или выбирать их, руководствуясь принципом минимизации усилий? Принято считать, что возможность выбора стимулирует усилия. При этом важен еще и вопрос о том, какие именно усилия требуются от студентов в процессе обучения. В российской системе образования от студентов традиционно требуется перерабатывать и усваивать огромные объемы информации, и освоение предшествующих курсов является необходимым условием изучения материала следующих курсов. Напротив, в американской системе жестко дозируются объемы той информации, которую нужно освоить.
В нашей системе образования закрепление обязательного содержания образовательных программ при практически полном отсутствии межуниверситетского рынка преподавателей компенсируется жесткой системой государственных образовательных стандартов. Именно образовательные стандарты, а не конкуренция между курсами за внимание магистрантов, характерная для американской системы, позволяют удерживать образовательные услуги в пределах приемлемого качества. Но у этой системы есть и оборотная сторона: медленное внедрение нового учебного материала и длительное использование устаревшей информации. При этом сохраняется большое число неконкурентоспособных дисциплин.
Пятый принцип – разделение функций преподавателей.
В США в последние годы во многих вузах не все преподаватели занимаются исследованиями. Часть преподавателей, которых принимают на работу именно для преподавания, по этим критериям и оценивают. Происходит разделение преподавательских и исследовательских функций. Те, кто приходит на преподавательские должности, только преподают, но в их обязанности не входит проведение исследований, их не оценивают по этому критерию. В таких вузах используются критерии оценки именно преподавательской деятельности и поощряется именно качественное преподавание. Дру- гая часть преподавателей занимается в основном научными исследованиями, их оценивают по результатам этой работы, а преподавание для них является возможной дополнительной функцией. На наш взгляд, целесообразно и в российских вузах признать, что у нас плохо с научными исследованиями в некоторых областях науки, а не имитировать научную деятельность, производя множество статей в журналах и сборниках, которые остаются невостребованными. Большие объемы учебной нагрузки и выполнение методической и воспитательной работы не оставляют времени на проведение качественных научных исследований. На наш взгляд, следует использовать изложенный подход и к преподавателям, которые только преподают, не требуя от них ежегодных отчетов о научной деятельности.
Использование рассмотренного положительного опыта западных стран по управлению образовательным процессом может способствовать совершенствованию управленческой деятельности в вузах и повышению качества осуществления международных магистерских программ в российских вузах.
Список литературы Особенности реализации магистерских программ в России и за рубежом
- Беляков С. А. Экспорт образовательных услуг. Анализ управленческих решений/С. А. Беляков, Т. Л. Клячко, Е. А. Полушкина, Г. А. Краснова, Н. В. Сюлькова. М.: РАНХиГС, 2015. 124 с.
- Овчарова Л. Н. Социальная политика: долгосрочные тенденции и изменения последних лет: доклад на 16-й апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества/Л. Н. Овчарова, Л. И. Якобсон, Я. И. Кузьминов. М., 2015.
- Галкин В. В. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия/В. В. Галкин, Д. С. Зуева, А. Е. Волков, А. А. Климов, Д. С. Конанчук, П. Б. Мрдуляш. М.: РАНХиГС, 2015. 104 с.
- Юдкевич М., Кузьминов Я. Университеты в России и Америке: различия академических конвенций/М. Юдкевич, Я. Кузьминов//Вопросы образования. 2014. № 4. С. 141-158.
- Современная образовательная среда и инновационное развитие компаний в экономике знаний. М.: РАНХиГС, 2014. Кн. 1. 544 с.