Особенности социально-педагогической системы защиты прав детей в Соединенных Штатах Америки
Автор: Медведев Михаил Викторович
Журнал: Поволжский педагогический поиск @journal-ppp-ulspu
Рубрика: Психология и педагогика
Статья в выпуске: 3 (5), 2013 года.
Бесплатный доступ
В статье раскрываются отдельные особенности социально-педагогической системы США, основы законодательства и суть некоторых социальных институтов, деятельность которых направлена на защиту прав детей.
Социально-педагогическая система, сша, защита прав детей
Короткий адрес: https://sciup.org/14219299
IDR: 14219299
Текст научной статьи Особенности социально-педагогической системы защиты прав детей в Соединенных Штатах Америки
Поволжский педагогический поиск (научный журнал). № 3(5). 2013
Соединенные Штаты Америки являются государством, чья политика, как внутренняя, так и внешняя, является предметом пристального наблюдения для многих других стран. Накопленный опыт проведения в жизнь идей, затрагивающих права человека в США как одном из развитых в экономическом, социальном и правовом плане государств, должен являться (и является) основанием для его критического осмысления с целью изучения возможности внедрения в других странах.
Среди прочего внимания заслуживает рассмотрение особенностей социально-педагогической системы защиты прав детей в Соединенных Штатах Америки, под которой понимается комплекс взаимосвязанных и образующих целостное единство социально-педагогических процессов, технологий и методов воздействия на ребенка с целью обеспечения его физической и психической безопасности, осуществления правовой защиты, усвоения им социально одобряемых норм и правил поведения, которые оказываются педагогическими, экономическими, юридическими и другими общественными и государственными институтами. Эта система объединяет в себе, с одной стороны, социальный аспект, включающий в себя отдельные вопросы, связанные с функционированием государственных органов, общественных объединений, занимающихся защитой прав несовершеннолетних, анализ действующих в этой сфере основных нормативноправовых актов и самое главное – особенности правоприменения; а с другой стороны – педагогический аспект – процесс взаимодействия взаимосвязанных педагогических компонентов, объединенных единой целью развития личности ребенка и защиты его от вредных внешних воздействий окружающей среды, что включает в себя как профилактические, так и реабилитационные мероприятия, обеспечивающие физическую, психическую безопасность детей. Педагогическая защита может проявляться в непосредственном вмешательстве специалистов (например, социальных работников и педагогов) в ситуацию, складывающуюся с ребенком и создающую угрозу нарушения его прав, либо без такого вмешательства, опосредованно (например, через общение с семьей, ближайшим окружением ребенка).
Вопросами, связанными с особенностями процессов педагогического воздействия на детей, занимались Б. Л. Вульфсон, А. Н. Джу-ринский, Е. Н. Коновалова, Ю. Л. Кузнецова, З. А. Малькова, З. Г. Нигматов, Т. М. Трегубова, Т. Ф. Яркина и др. При этом многие из них особо рассматривали систему, сложившуюся в Соединенных Штатах Америки.
Основной закон, на котором строится вся система законодательства в США, – Конституция Соединенных Штатов Америки. Составной частью данного документа является Билль о правах (это первые десять поправок к Конституции, которые определяют отдельные личные права всех граждан США, в том числе и несовершеннолетних).
Следует отметить, что собственно система защиты прав несовершеннолетних сложилась в США далеко не сразу. Как указывает Л. М. Васинцева, «…лишь в середине в XIX в. в этой стране и в ряде других стран стали появляться законы и создаваться специальные учреждения, где стояла задача элементарной защиты детей и подростков на разных стадиях осуществления правосудия» [1, с. 542]. Л. М. Ва-синцева констатирует также, что «…США – историческая родина ювенальных судов, где в 1899 г. в штате Иллинойс были созданы первые специализированные судебные органы по делам несовершеннолетних. Неформальный контакт судьи с несовершеннолетним стал важнейшей частью процедуры, поскольку необходимо было добиться осознанного включения ребенка в реабилитационные программы. Кроме того, сами воспитательные учреждения в период действия первых ювенальных судов находились под патронажем благотворительных организаций» [1, с. 543]. Таким образом, уже на рубеже XIX–XX вв. в Соединенных Штатах Америки сложилась своя, особая система защиты прав несовершеннолетних, предполагавшая тесное партнерство государства – в лице специализированных ювенальных судов, и общества – в лице различных общественных организаций. Это взаимодействие является актуальным и в настоящее время, так как преследует цели создания наиболее прозрачных для всего общества и отдельных граждан механизмов защиты прав ребенка.
Накопленный за столетнюю историю опыт государственно-частного взаимодействия в сфере защиты прав детей, основанный в том числе и на развитой нормативно-правовой базе, является очень ценным и подлежит внимательному изучению, тем более что его практическое применение на протяжении столь длительного времени как раз и свидетельствует о высокой эффективности и целесообразности. При этом особой функцией в работе специализированных органов по делам несовершеннолетних в США (позволившей выделить их в отдельную ветвь в системе органов государственной власти) уже в позапрошлом веке являлось именно педагогическое воздействие (прежде всего путем непосредственного общения), направленное на активизацию положительного потенциала ребенка. Тем самым судебная система Соединенных Штатов Америки уже в начале ХХ в. помимо своей основной функции отправления правосудия занималась вопросами воспитательного воздействия на сознание детей с целью формирования у них социально одобряемых морально-нравственных установок и осуществления защиты их прав.
Осознание важности и полезности воспитательного воздействия на сознание детей (его приоритета над карательными средствами, которые более характерны для принудительного исправления взрослых людей) является важным достижением американской системы и определяет ее гуманный подход к решению проблем защиты и восстановления прав детей, представляющих ребенка как сознательного, самостоятельного и равноправного участника воспитательного процесса.
Еще одной особенностью, характеризующей социально-педагогическую систему защиты прав детей, является комплексный характер воздействия на ребенка. «Главными организационными условиями, способствующими эффективности интеграции воспитательных сил школы США с семьями учащихся и местной общиной, помимо исторической обусловленности их взаимодействия, являются проводимая в США государственная политика в области образования. Ее определяющими приоритетами являются: привлечение семьи и общины к участию в педагогическом процессе местной школы, создание социально-экономической стабильности общин, учет демографических характеристик учеников и их родителей (пол, раса/этнос, социально-эконо- мический статус, уровень образования), типа школы (государственная, частная, «уставная» и т. д.) и ступени обучения (начальная, средняя или старшая школа), психологическая готовность учителей, родителей и лидеров общин к интеграции воспитательных сил среды» [4]. Как видно из вышесказанного, в процесс оказания педагогического воздействия включено сразу несколько субъектов, относящихся к ближайшему окружению ребенка. При этом особое внимание уделяется индивидуальным характеристикам детей, что является дополнительным фактором успешности оказываемых социально-педагогических воздействий.
Особо важным для системы защиты прав детей является и то, с какого именно момента ребенок становится объектом охраны со стороны государства. «В США защита прав ребенка начинается еще до рождения: 21.10.2003 г. Сенат США утвердил запрет на так называемый “частичный аборт” на поздних сроках беременности» [2, с. 15]. Данное обстоятельство является очень существенным не только с точки зрения юридической практики, но и с точки зрения морально-нравственного подхода к пониманию ценности и важности охраны права на жизнь еще не родившегося ребенка и особой социальной значимости будущего материнства.
Существенное влияние на систему законодательства Соединенных Штатов Америки и, следовательно, на выстроенную систему органов государственной власти оказывают территориальное деление этой страны на штаты (отдельные административно-территориальные единицы федеративного государства) и объем переданных этим штатам полномочий, который является достаточно существенным. Применительно к отношениям, затрагивающим вопросы защиты прав детей, это касается, например, возраста наступления совершеннолетия и, как следствие, смены юридической роли, которую играет в обществе человек. В Соединенных Штатах Америки можно выделить две категории совершеннолетия: это собственно совершеннолетие и полное совершеннолетие. «Совершеннолетие для граждан большинства штатов наступает в 18 лет. С этого возраста они пользуются большинством своих гражданских прав и как взрослые отвечают за свои поступки. А полное совершеннолетие наступает в 21 год» [3].
Следующей особенностью системы защиты прав детей в США следует признать относительную дистанцированность от принятия на себя обязательств в рамках различных международных договоров. Здесь речь идет прежде всего о нежелании ратифицировать Конвенцию о правах ребенка. Данные действия нельзя расценивать однозначно. С одной стороны, любой
Поволжский педагогический поиск (научный журнал). № 3(5). 2013
Поволжский педагогический поиск (научный журнал). № 3(5). 2013
международный договор создает дополнительные механизмы, способы и гарантии (в данном случае – защиты прав детей), а с другой – накладывает на государство определенные обязательства, несоблюдение которых может вызывать критику и применение санкций.
Что касается Соединенных Штатов Америки, чьи традиции защиты прав детей имеют глубокие корни и хороший практический результат, то их действия скорее говорят: во-первых, о нежелании лишний раз связывать себя дополнительными обязанностями на межгосударственном уровне, а во-вторых, о нежелании изменять и подстраивать свою уже сложившуюся систему защиты прав детей под международные стандарты. В связи с этим представляется, что США, которые относятся к числу развитых стран, чьей важнейшей задачей является забота о будущих поколениях, не преследуют своими действиями цели игнорирования прав детей и лишения их установленных в международных документах гарантий. Государство в данном случае может иметь свой особый взгляд на вопросы защиты прав детей, отличающийся от отдельных положений Конвенции о правах ребенка.
Безусловно, все вышесказанное не в полной мере отражает уникальность системы социально-педагогической защиты прав детей в США. Кроме того, указанные элементы могут быть характерны и для других стран. Между тем именно в Соединенных Штатах Америки многие особенности проявляются довольно ярко. Несмотря на относительно молодой для государства возраст, в США успели закрепиться и сформироваться определенные тенденции и принципы в системе социально-педагогической защиты прав детей. Прежде всего это разнообразие локальных правовых систем на уровне отдельных административно-территориальных единиц (штатов), что позволяет

Socio-pedagogical System of Children Rights’ Protection in the USA
учитывать численный, национальный, религиозный состав населения, экономические возможности отдельных семей и штата и его населения в целом; развитие системы ювенальных судов (при этом государственный механизм защиты прав детей теснейшим образом взаимодействует с общественными институтами – общественными организациями и, что очень важно, наделен дополнительными механизмами педагогического воздействия на сознание ребенка с целью актуализации его собственного потенциала); охрана права на жизнь еще не родившегося ребенка; комплексный характер педагогических воздействий социальных институтов, наиболее близких ребенку (семья, община, школа). Использование зарубежного опыта, с учетом сложившихся местных традиций, при применении методов сравнительного анализа может помочь другим странам (в том числе и России) при решении вопроса усовершенствования существующих механизмов защиты прав детей.
-
1. Васинцева Л. М. Исторический путь ювенальной юстиции // Вестн. МГТУ. 2006. Т. 9, № 4. С. 541–546.
-
2. Исмуханова Г. Обзор международного опыта по профилактике насилия и жестокого обращения в отношении детей и семей в рамках программы «Равенство перед законом: доступ к правосудию в Центральной Азии»: Алматы, 2013. 39 с. URL : www.bala-kkk.kz/sites/default/ files/upload/files/обзор международного опыта. pdf (дата обращения: 09.01.2013).
-
3. Лемуткина М. Совершеннолетие в США. URL : http://www.gazeta.ru/2006/10/19/oa_220886 . shtml (дата обращения: 09.01.2013).
-
4. Фахрутдинов Р. Р. Интеграция воспитательных сил школы, семьи и общины в США : дис....канд. пед. наук. Казань, 2008. 193 с.
Список литературы Особенности социально-педагогической системы защиты прав детей в Соединенных Штатах Америки
- Васинцева Л.М. Исторический путь ювенальной юстиции//Вестн. МГТУ 2006. Т. 9, № 4. С. 541-546.
- Исмуханова Г. Обзор международного опыта по профилактике насилия и жестокого обращения в отношении детей и семей в рамках программы «Равенство перед законом: доступ к правосудию в Центральной Азии»: Алматы, 2013. 39 с. URL: www.bala-kkk.kz/sites/default/files/upload/files/обзор_международного_опыта.pdf (дата обращения: 09.01.2013).
- Лемуткина М. Совершеннолетие в США. URL: http://www.gazeta.ru/2006/10/19/oa_220886.shtml (дата обращения: 09.01.2013).
- Фахрутдинов Р.Р. Интеграция воспитательных сил школы, семьи и общины в США: дис.. канд. пед. наук. Казань, 2008. 193 с.