Особенности социального положения технической ителлигенции в советском обществе

Автор: Бублицкий Д.В.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 11 (99), 2024 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу социального положения инженерно-технической интеллигенции в СССР. Рассматриваются её образовательная структура, профессиональные идентичности, а также региональные и исторические особенности. Установлено, что несмотря на высокий престиж, данная социальная группа сталкивалась с проблемами бюрократизации и ограниченными возможностями карьерного роста в зависимости от региона.

Инженеры, техническая интеллигенция, образование в ссср, социальный состав, научно-технический прогресс, индустриализация

Короткий адрес: https://sciup.org/140307967

IDR: 140307967

Текст научной статьи Особенности социального положения технической ителлигенции в советском обществе

В социально-экономическом устройстве Советского Союза инженерно-техническая интеллигенция занимала важное место на протяжении большей части его истории. Именно она была ответственна за процесс индустриализации и научно-технический прогресс государства, позволив достигнуть СССР строения гидроэлектростанций, атомных реакторов и даже освоения космоса. Всё это обеспечивало данной социальной группе высокий престиж – инженеров рассматривали не просто как профессионалов, но как символ успеха советской системы и её пути модернизации.

Однако, это не делало положение инженерно-технической интеллигенции идеальным. Высокий спрос на такого рода специалистов не отменял глубокую бюрократизацию профессии и её нелегкий баланс рутинного и творческого труда [9]. Исследование социального состава данной группы включает анализ специфики вызовов, с которыми она сталкивалась, её образовательных траекторий и поиск конкретных факторов, которые придавали этому положению престиж.

Социальный состав и образовательная структура инженерной интеллигенции

В советском обществе инженерно-техническая интеллигенция составляла собой социально-профессиональную группу, которая делилась по уровню специальной подготовки и отвечала за процесс индустриализации в стране. Это разделение и формировало профессиональные идентичности, составлявшие группу.

М.В. Цюхай выделял три основные категории инженерно-технической интеллигенции по их уровню специальной подготовки: дипломированных инженеров, дипломированных техников и так называемых «практиков» [16]. Инженеры получали высшее образование в политехнических вузах страны и отраслевых институтах. Они были передовой верхушкой и одновременно составляли ядро всей группы. Техники оканчивали техникумы, получая среднее специальное образование. Практики же зачастую и вовсе не получали профильное образование, но продолжали заниматься техническим трудом, основываясь на своём опыте работы и навыках.

Социальная структура группы не могла быть не связана с образовательной политикой государства, которая напрямую влияла на формирование её состава. Великая Отечественная война привела к высокому спросу на широкий спектр технических профессий, чем спровоцировала расширение социальной базы этой группы [4]. Происходила массовая подготовка инженерно-технических кадров, которым предстояло выступать конструкторами, технологами, механиками, электриками и организаторами производства, восстанавливая страну. Обеспечено расширение было в том числе за счет массового вовлечения в процессы тех самых практиков, что в конечном счёте глобально привело к снижению общего уровня квалификации.

Обучение дипломированных инженеров в тот период осуществлялось в отраслевых университетах привычными методами: очное в технических вузах, вечернее и заочное обучение. Специалистов среднего звена подготавливали в техникумах. Но классическое образование также сочеталось с практическим обучением прямо на производстве.

Интеграция обучающихся в производственный процесс была одним из ключевых элементов образовательной стратегии того времени [10, 3].

Существовали целые комбинированные программы, совмещающие обучение и практику на производствах. Это не только помогало подготавливать специалистов с помощью приобретения ценного опыта, но и разгружало образовательные учреждения, забирая у них часть ответственности. Также практика реализовывалась с помощью организации исследовательской работы в самих вузах, им предоставлялась возможность участвовать в деятельности отдельных предприятий и НИИ.

Р.В. Хохлов на заседании Генеральной ассамблеи Международной ассоциации университетов в 1975 г. представил свой доклад, который определил концептуальные подходы к функционированию высшего технического образования: «Жизнью выработано три формы связи высшего образования с наукой и передовым производством: 1-я форма – это высокая организация научных исследований в самом вузе; 2-я форма – основная работа студентов старших курсов и аспирантов непосредственно на предприятиях и в НИИ, где сосредоточены профилирующие кафедры, которые и ведут подготовку по специальностям; 3-я форма – промежуточная между первыми двумя формами. Она предполагает тесное взаимодействие в подготовке студентов старших курсов между научным, промышленным учреждением и вузом» [2].

Кто мог пойти получать такое образование? С течением времени это менялось. Сразу после прихода советской власти, в первые десятилетия на инженеров обучали выходцев из рабочих и крестьян, строго соответственно идеологии и классовой политике государства [13]. М. С. Короткова отмечает, что «задача создания “социалистической” интеллигенции решалась форсированными способами: детей рабочих, крестьян принимали на первых порах в вузы без проверки их знаний на вступительных экзаменах…» [12]. Далее эти рамки размывались, и к 60-м годам образовательная система развилась до того уровня, что обеспечивала профессиональную мобильность и доступ к инженерным профессиям для различных социальных групп.

Социальная роль и статус инженерно-технической интеллигенции

В конце концов инженерно-техническая интеллигенция и правда занимала центральные позиции в экономической и социальной системах Советского Союза. Они занимались обеспечением государственной модернизации, что неизбежно придавало престижный статус их ремеслу. Но представители этой группы всё ещё сталкивались с социальными проблемами, которые менялись от десятилетия к десятилетию.

Профессия инженера воспринималась в обществе престижной с самого начала, на протяжении всего советского периода. Среди молодежи перспектива стать инженером казалась одной из самых привлекательных, а высокий статус профессии закрепляли мировые успехи страны в этой области: масштабные энергетические проекты и полёт в космос. Образ инженеров как светлого лица социалистического строя активно продвигался в средствах массовой информации.

Отдельно можно выделить образ инженера, сформированный в советском культурном пространстве. Исследование Н. В. Костенко и В. Л. Оссовского доказало центральную роль образа инженера на советских киноэкранах [14]. Такие герои представляли образ идеального гражданина, задавая высокие стандарты профессиональной самоотдачи. Подобные образы придавали профессии значимости и формировали её положительный облик в рамках общественного мнения, мотивируя всё новых людей ступать на путь науки.

Однако такое светлое восприятие образа инженера не всегда соответствовало реальному положению инженерно-технической интеллигенции. В условиях плановой экономики уравнительность всех доходов инженеров разного уровня убивала стимулы развития в профессии и душила перспективы карьерного роста [8].

Молодые люди, закончившие вузы, сталкивались с несоответствием реальности с их ожиданиями [6]. Система планового хозяйства с её ограничениями затрудняла профессиональную реализацию новых специалистов, часто сводя их труд к рутинным задачам, что приводило к их неудовлетворённости в профессии. Особенно сложно было на первых стопах на низовых должностях. Молодые специалисты сталкивались с нехваткой наставничества, тяжёлой адаптацией к производственным условиям, немотивированным рабочим коллективом и ограниченными возможностями для профессионального роста [7].

Тем не менее, техническая интеллигенция всё-таки оставалась ключевым элементом во внедрении науки в производство, что было главной задачей для двигателя социалистической экономики. Именно инженеры приводили теоретические научные исследования к практике, реализовывали их в промышленности, что делало эту группу незаменимым ресурсом для государства, чтобы реализовывать их стратегические проекты [11].

Научно-техническая революция привела к тому, что нагрузка на инженеров стала даже более увеличенной, чем можно было подумать [1]. Помимо их основной научной деятельности нередко на их плечи взваливали обязанности по управлению коллективами. То есть они получали в дополнение к своим техническим обязанностям административную работу, требовавшую отдельных навыков управления и организации. В таких условиях инженер становился многозадачным профессионалом, сочетающим разные виды деятельности.

Социальная роль и статус в советском обществе определялись вкладом данной социально-профессиональной группы в развитие страны. Техническая интеллигенция была двигателем экономического и научного развития страны, обеспечивала модернизацию социалистического общества и привносила инновации в советский строй, что придавало ей престижный статус [15]. Но не всегда социальный статус выливается в высокий уровень жизни, и инженеры столкнулись с множеством проблем, которые создавали препятствия для профессионального развития специалистов.

Региональные особенности социальных ролей технической интеллигенции

Развитие группы инженерно-технической интеллигенции в СССР сильно зависело от региональной специфики, которая нередко приводила к многообразию выполняемых ею социальных ролей. Происходило это в первую очередь из-за обилия индустриальных и удалённых регионов, создававших уникальные условия для социального становления этой группы.

Каждый регион диктовал свои условия. Например, инженеры в закрытых военных городах пользовались отдельными привилегиями. Мало того, что они, в отличие от многих своих коллег из “центральных” регионов, были вольны выбирать проекты, отдавая предпочтение более интересным с профессиональной точки зрения, так ещё и процедура получения жилья для них была значительно ускорена. В сравнении с военными нуждами, сельскохозяйственная отрасль до сих пор могла предложить лишь ограниченные карьерные перспективы.

В отдалённых промышленных центрах, например, в Магадане и северных регионах, инженерно-техническая интеллигенция находила себя в положении местного социального лидера [5]. Они работали на благополучие своего региона, организовывая производство в условиях дефицита ресурсов и кадров, параллельно поддерживая работоспособность социальной инфраструктуры.

Техническое образование тоже нередко имело значительные различия в подходе в зависимости от региона. После окончания Великой Отечественной войны новые образовательные учреждения ориентировались не на общепринятые нормы, а на конкретные промышленные нужды своих регионов. Это приводило к созданию узкоспециализированных программ подготовки специалистов. Они могли отличаться от “образцовых” учебных планов в ведущих вузах Москвы и Питера, но работали на местное благополучие и обеспечивало СССР кадрами, которые могли оставаться дефицитными в других регионах.

Инженерно-техническая интеллигенция стала связующим звеном между локальными реалиями отдалённых регионов СССР и общегосударственными задачами модернизации. Взваливая на себя дополнительные социальные роли, разрабатывая новые образовательные методы, они выступали “локомотивом” развития своих регионов, и за это получали привилегированный статус.

Заключение

Инженерно-техническая интеллигенция в Советском Союзе работала на сохранение баланса между высокими общественными ожиданиями и далёкими от идеала условиями труда. Все достижения, ставшие символами успеха социалистической системы, будь то индустриализация, полёт в космос или передовое научное развитие, были обеспечены их деятельностью. А все проблемы этой системы отразились уже на их реальном положении. Несмотря на высокий престиж в обществе, на деле инженеры могли имели разные привилегии в зависимости от исторического этапа развития советского общества.

Проведенный историко-социологический анализ социальнопрофессиональной группы инженеров позволяет сделать вывод, что СССР справился с массовой подготовкой специалистов, строивших все технические отрасли практически с нуля, но повсеместная образовательная стандартизация могла приводить к профессиональной изоляции специфических региональных специалистов. В большинстве случаев, именно там инженеры получали тот самый привилегированный статус, который декларировался в остальном обществе. Однако несмотря на все проблемы, молодежь продолжала стремиться стать инженерами.

Техническое образование оставалось одним из самых эффективных социальных лифтов. Труд инженеров всегда находился на стыке науки, производства и социальных процессов, и это сделало их не просто носителями знаний, но и важнейшим элементом устойчивого развития общества, ключевыми фигурами в развитии народного хозяйства СССР.

Список литературы Особенности социального положения технической ителлигенции в советском обществе

  • Абрамов Р. Н., Советская инженерно-техническая интеллигенция 196080-х гг.: в поиске границ коллективного сознания // Вестник Института социологии. 2017. № 1. Том 8. С. 114-130.
  • Арьянов А. Д., Высшее техническое образование в России (1960-1990): к историографии проблемы // Вестник ВСГУТУ. 2014. № 2. С. 153-159.
  • Боровков А.И., Романов П.И., Рудской А.И., Анализ отечественного опыта развития инженерного образования // Высшее образование в России. 2018. № 1. С. 151-162.
  • Гусарова М.Н., Исторический опыт формирования инженерно-технической интеллигенции в советской высшей технической школе в 1950 -1980-е гг. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. № 1 (72). Выпуск 13.
  • Гусарова М.Н., Исторический опыт формирования инженерно-технической интеллигенции в отечественной высшей школе в 30-40-е гг. ХХ в. // Власть. 2010. № 4. С. 169-173.
  • Ермилова А.В., Проблемы самоидентификации инженерно -технической интеллигенции: социологический анализ // Вестник Костромского государственного университета. 2010. № 4. Том 16. С. 313-317.
  • Ермушин М.В., Инженерно-техническая интеллигенция и рабочие в годы нэпа: проблема взаимоотношений // Интеллигенция и мир. 2011. № 1. С. 68 -81.
  • Ермушин М.В., Формирование системы оплаты труда инженерно-технической интеллигенции в первой половине 20 -х годов XX века // Интеллигенция и мир. 2014. № 3. С. 20-32.
  • Ермушин М.В., Инженерно-техническая интеллигенция и профсоюзы в годы новой экономической политики, 2012 // Интеллигенция и мир. 2012. № 1. С. 40-54.
  • Захаровский Л.В., Советская система профтехобразования и процесс мобилизационной модернизации в СССР // Научный диалог. 2015. № 5 (41). С. 48—76.
  • Иванов Б.И., Технические науки в Академии наук СССР в 30-60-е годы XX века // Социология науки и технологий. 2016. Том 7. № 1. С. 46-62.
  • Короткова М.С., Советская студенческая интеллигенция и общественный договор: проблемы принятия и участия (1917-1929 гг.) // Вестник РГГУ Серия "Философия. Социология. Искусствоведение". 2024. № 3. С. 35-46.
  • Кузницына С.Л., Проблема становления индустриально-технического образования в СССР в первой половине XX века (очерк истории) // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2014. № 4. С. 62-69.
  • Н. В. Костенко, В. Л. Оссовский, Ценности профессиональной деятельности (опыт социологического исследования кино) // Наукова думка. 1986. № 3. С. 151.
  • Сломинская Е.В., Значение и роль научно-технической интеллигенции в техническом и социокультурном развитии российского общества // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2010. № 1. С. 124-128.
  • Цюхай М.В., Инженерно-технические работники как объект исследования в советской социологии // Социологический альманах. 2017. С. 149-159.
Еще
Статья научная