Особенности строения внутриносовых структур при различных формах полости носа по данным компьютерной томографии
Автор: Неронов Роман Витальевич, Гайворонский Алексей Иванович, Гайворонский Иван Васильевич, Ничипорук Геннадий Иванович
Журнал: Морфологические ведомости @morpholetter
Рубрика: Оригинальные исследования
Статья в выпуске: 2 т.30, 2022 года.
Бесплатный доступ
Компьютерная томография черепа имеет неоспоримые преимущества перед классическими краниометрическими исследованиями. С ее помощью можно проводить достоверную оценку топографо-анатомических отношений внутриносовых структур, что особенно важно в выборе тактики и объема оперативного вмешательства при ряде заболеваний верхних дыхательных путей, а также компьютерном моделировании различных состояний в ринологии. Для их успешного осуществления важное значение имеет точное знание морфометрических показателей полости носа и внутриносовых структур. Цель исследования - по данным компьютерной томографии установить морфометрические параметры полости носа и внутриносовых структур, определить основные особенности их строения при узкой (лепто-), средней (мезо-) и широкой (платикавитальной) ее формах. Произведена морфометрическая оценка компьютерных томограмм головы 200 мужчин и 198 женщин, на которых оценивали форму полости носа, топографо-анатомические и морфометрические характеристики внутриносовых структур. Компьютерная томография проводилась на спиральном компьютерном томографе. Исследования выполнялись в аксиальной плоскости сканирования с толщиной срезов 0,625 мм и таким же интервалом между ними. Выявлены типовые отличия размеров полости носа и внутриносовых структур, а также ряда параметров, характеризующих их топографо-анатомические соотношения и угловые характеристики при разных формах полости носа. Как в мужской, так и женской группах для широкой формы полости носа в отличие от узкой характерно снижение высоты полости носа в передних и задних отделах, короткая средняя носовая раковина, больший угол наклона основной пластинки и больший угол наклона ее свободного конца, широкий передний конец средней носовой раковины, узкий средний носовой ход, больший угол наклона ската. У лиц с мезокавитальной формой описанные краниометрические признаки имеют промежуточные значения. Показано, что полость носа у женщин отличается наибольшим количеством краниометрических признаков имеющих высокую степень вариабельности. Выявленные особенности строения внутриносовых структур необходимо учитывать при выполнении ринохирургических и нейрохирургических вмешательств.
Лицевой череп, полость носа, носовые структуры, краниометрия, компьютерная томография
Короткий адрес: https://sciup.org/143178907
IDR: 143178907 | DOI: 10.20340/mv-mn.2022.30(2).607
Текст научной статьи Особенности строения внутриносовых структур при различных формах полости носа по данным компьютерной томографии
Известно, что для описания формы мозгового и лицевого черепа в краниологии достаточно часто используют метод индексов (указателей). С этой целью применяют соотношение стандартных размеров черепа – поперечно-продольных, высотно-продольных, высотно-поперечных [3]. В научных исследованиях последних лет, посвященных изучению краниометрических характеристик полости носа, наиболее популярным было распределение черепов по форме мозгового черепа – поперечно-продольному указателю (отношение поперечного к продольному диаметру), по форме лицевого черепа – верхнему лицевому указателю (отношение верхней высоты лица к скуловому диаметру) и по форме наружного носа – носовому указателю (отношение ширины грушевидного отверстия к высоте носа) [4-13]. Более целесообразным и информативным как с морфологической, так и с клинической точек зрения при изучении топографо-анатомических отношений внутрино-совых структур и носоглотки, как представляется авторам настоящего исследования, является распределение исследуемых объектов по предлагаемому авторскому указателю полости носа, по которому не косвенно, а непосредственно можно оценивать истинные ее размеры. По этому указателю выделено три формы полости носа: лепто-, мезо- и платикавитарная [14]. Следует отметить, что только топографоанатомические отношения внутриносовых структур и форма носоглотки определяют индивидуальные качественные характеристики носового дыхания (аэродинамику), оказывая влияние на физиологические и репаративные процессы слизистой оболочки полости носа, околоносовых пазух, а также органов дыхательной системы в целом [15-17]. На современном этапе развития медицины все большую роль играет компьютерное моделирование различных состояний, в том числе и в ринологии. Для успешного его осуществления важное значение имеет точное знание морфометрических показателей целого ряда внутри-носовых структур при различных формах полости носа [18-20].
Цель исследования – по данным компьютерной томографии изучить морфометрические параметры полости носа и внутриносовых структур, определить основные особенности их строения при леп-то-, мезо- и платикавитарной ее формах.
Материалы и методы исследования. Материалом исследования явились графические результаты компьютернотомографических исследований полости носа и околоносовых пазух, выполненные по клиническим показаниям 200 мужчинам и 198 женщинам 1 и 2 периодов зрелого возраста (от 22 до 60 лет) по периодизации, принятой на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (1965). Компьютерная томография проводилась на мультислайсовом 4-х детекторном спиральном компьютерном томографе Light Speed Plus производства компании General Electric в медицинском центре АО «Современные медицинские технологии» (Сантк-Петербург). Исследования выполнялись в аксиальной плоскости сканирования с толщиной срезов 0,625 мм и интервалом 0,625 мм, напряжением 80 kV, силой тока 150 mA. На рабочей станции, входящей в комплектацию томографа, осуществлялась реконструкция изображений в венечной и сагиттальной плоскостях сканирования. Все пациенты подписывали добровольное информированное согласие на участие в исследовании. Для объективной оценки формы полости носа применялся разработанный ранее указатель по- лости носа, который определяется как отношение ширины полости носа (расстояние между решетчатыми отростками нижних носовых раковин) к высоте (расстояние от дна до крыши полости носа), измеряемые в венечной плоскости перпендикулярной дну полости носа и проходящей через решетчатые отростки нижних носовых раковин. Измерения высоты и ширины полости носа на этих уровнях выполнялись с использованием мульти-планарной реконструкции (рис. 1). Для лептокавитарной формы полости носа индекс составляет меньше 49,9, мезокави-тарной - от 50,0 до 56,5, и платикавитар-ной - более 56,6.

Рис. 1. Определение размеров полости носа на компьютерной томограмме. Обозначения: 1 - ширина полости носа; 2 - высота полости носа. Описание размеров приведено в тексте
В ходе выполнения исследования изучены 34 параметра, характеризующие особенности строения полости носа и внутриносовых структур в соответствии с предложенным краниометрическим протоколом. В настоящей публикации приведены только 11 параметров, наиболее значимых в клинической практике и оказывающих влияние на распределение воздушных потоков в полости носа. Определялись следующие параметры размеров полости носа: ВПНп - высота полости носа передняя (перпендикуляр, опущенный от лобно-решетчатого шва к плоскости дна полости носа), ВПНз - высота полости носа задняя (перпендикуляр, опущенный от клиновидно-решетчатого шва к плоскости дна полости носа), ВХ - высота хоан; размеры внутриносовых структур: ДСНР -длина средней носовой раковины по линии прикрепления, ДННР - длина нижней носовой раковины по линии прикрепления, ШПКСНР - ширина переднего конца средней носовой раковины; размеры, характеризующие топографоанатомические соотношения внутриносо-вых структур: ШСНХп - ширина среднего носового хода передняя; угловые характеристики полости носа, относительно ее дна: УНС - угол наклона ската, УННК -угол наклона носовых костей, УНОПСНР -угол наклона основной пластинки средней носовой раковины, УНСКСНР - угол наклона свободного края средней носовой раковины.
Эмпирические распределения изучаемых количественных признаков, характеризующих особенности строения полости носа и внутриносовых структур проверены на согласие с законом нормального распределения по критерию Шапиро-Уилка, в результате получено отсутствие статистически значимого различия (p>0,05) для всех переменных. Для описания числовых характеристик количественных признаков использованы среднее арифметическое значение и среднеквадратическая ошибка среднего значения. В целях удобства восприятия при описании различий показателей в группах применены относительные величины наглядности. Оценку значимости различий изучаемых количественных признаков в группах проводили с использованием t-критерия Стьюдента. Нулевую гипотезу отвергали при уровне значимости менее 5% (p<0,05). Для характеристики вариабельности количественных признаков в исследовании использовали коэффициент вариации (CV%).
Результаты исследования и обсуждение. В связи с отсутствием статистически значимых различий по большинству исследуемых параметров между средними значениями правой и левой сторон полости носа (р>0,05), оценка типовой изменчивости производилась по данным измерений левой стороны. Объекты с явлениями асимметрии были ис- ключены из исследования. При оценке изменчивости внутриносовых структур в группах у мужчин и женщин показано, что статистически значимые (р<0,05) типовые различия выражены при крайних формах полости носа – лепто- и платика-витарной по всем признакам, кроме длины нижней носовой раковины по линии прикрепления. Также выявлены единичные типовые отличия между мезокави-тарной и крайними формами (табл. 1).
При анализе таблицы установлено, что наиболее выраженные типовые отличия наблюдаются в угловых краниометрических параметрах полости носа, представленных в программе исследования. Угол наклона носовых костей для лептокавитар-ной формы составлял 22,3±0,59° у мужчин и 23,2±1,34° у женщин, для платикавитар-ной – 48,1±0,67° и 47,3±1,15°, соответственно. Эти различия средних величин лепто-и платикавитарной форм составляют бо- лее чем 100%. Также для платикавитарной формы характерны: больший угол наклона ската в 40,8±0,89° у мужчин и в 37,6±1,26 мм у женщин (для лептокавитарной 33,5±0,94° и 34,2±1,12°, соответственно); больший угол наклона основной пластинки средней носовой раковины 38,5±0,52° у мужчин и 36,7±0,93° у женщин (для лепто-кавитарной 31,2±0,43° и 28,3±0,97°, соответственно); больший угол наклона свободного края средней носовой раковины 36,9±0,52° у мужчин и 35,2±0,95° у женщин (для лептокавитарной 28,2±0,68° и 27,8±0,88°, соответственно). Эти различия средних величин между лепто- и платика-витарной формами составляли от 21% до 31%. Кроме того, следует отметить наличие единичных типовых отличий угловых параметров полости носа между мезо- и платикавитарной и между лепто- и мезо-кавитарной формами.
Таблица 1
Параметры полости носа и внутриносовых структур при различной форме полости носа у мужчин и женщин
Параметр |
Пол |
Форма полости носа |
|||||
Лептокавитарная Мужчины n=70 Женщины n=67 |
Мезокавитарная Мужчины n=70 Женщины n=71 |
Платикавитарная Мужчины n=60 Женщины n=60 |
|||||
M±m, мм |
V, % |
M±m, мм |
V, % |
M±m, мм |
V, % |
||
ВПНп |
м |
48,5±0,95■ |
10 |
46,3±0,53 |
10 |
44,1±0,46 |
9 |
ж |
47,8±0,58■ |
10 |
45,3±0,54 |
10 |
41,7±0,49 |
10 |
|
ВПНз |
м |
46,5±0,58■ |
9 |
45,2±0,55 |
10 |
43,8±0,47 |
8 |
ж |
44,9±0,47■ |
10 |
44,6±0,52 |
10 |
41,9±0,52 |
10 |
|
ВХ |
м |
26,0±0,48■ |
15 |
25,2±0,45 |
15 |
24,1±0,39 |
13 |
ж |
24,9±0,56■ |
19 |
24,7±0,48 |
16 |
23,2±0,52 |
18 |
|
ДСНР |
м |
43,9±0,68■ |
13 |
39,3±0,65 |
14 |
39,0±0,77 |
12 |
ж |
40,3±0,74■ |
15 |
39,6±0,77 |
16 |
37,9±0,54 |
15 |
|
ДННР |
м |
51,5±0,68 |
11 |
51,9±0,71 |
11 |
55,6±0,79 |
11 |
ж |
51,1±0,69 |
11 |
51,4±0,93 |
15 |
52,6±0,72 |
11 |
|
ШПКСНР |
м |
3,7±0,27■ |
61 |
4,2±0,26 |
52 |
4,9±0,39 |
62 |
ж |
3,9±0,35■ |
74 |
4,5±0,43 |
79 |
5,6±0,44 |
63 |
|
ШСНХн |
м |
5,7±0,35■ |
34 |
4,8±0,28 |
49 |
4,6±0,39 |
46 |
ж |
5,6±0,23■ |
51 |
5,3±0,38 |
59 |
4,7±0,27 |
66 |
|
УНС |
м |
33,5±0,94■ |
26 |
37,3±0,98 |
22 |
40,8±0,89▲ |
26 |
ж |
34,2±1,12■ |
27 |
34,8±1,02 |
24 |
37,6±1,26 |
27 |
|
УННК |
м |
22,3±0,59■ |
20 |
35,5±0,48• |
11 |
48,1±0,67▲ |
11 |
ж |
23,2±1,34■ |
24 |
34,5±1,38• |
33 |
47,3±1,15▲ |
20 |
|
УНОПСНР |
м |
31,2±0,43■ |
12 |
36,1±0,60• |
14 |
38,5±0,52 |
11 |
ж |
28,3±0,97■ |
28 |
34,5±0,86• |
21 |
36,7±0,93 |
20 |
|
УНСКСНР |
м |
28,2±0,68■ |
20 |
35,0±0,51• |
12 |
36,9±0,52 |
11 |
ж |
27,8±0,88■ |
23 |
33,9±0,98• |
24 |
35,2±0,95 |
22 |
Список литературы Особенности строения внутриносовых структур при различных формах полости носа по данным компьютерной томографии
- Aleshkina OYu, Kuchmin VN, Mareev OV, Mareev GO. Vozrastno-polovaya izmenchivost’ ob’ema i ploshchadi lobnoy pazukhi po dannym kompyuternoy kraniometrii. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Meditsinskie nauki. 2018;4(48):5-11. In Russian
- Mareev OV, Nikolenko VN, Aleshkina OYu i dr. Kompyuternaya kraniometriya s pomoshch’uy sovremennykh tekhnology v meditsinskoy kraniologii. Morfologicheskie vedomosti. 2015;1:49-54. In Russian
- Speransky VS. Оsnovy meditsinskoy kraniologii. Moskva: Меditsina, 1988.- 288s. In Russian
- Alieva SA, Shadlinsky VB, Movsumov NT. Polovye osobennosti assimetrii kraniometricheskikh pokazateley pri razlichnykh formakh litsevogo cherepa. Morfologicheskie vedomosti. 2019;27(4):9-15. In Russian
- Efimov EYu, Krayushkin АI, Еfimov YuV, Fedorov SV. Variativnost’ lineynykh parametrov litsevoy chasti cherepa v savisimosti ot ego tipa. Morfologicheskie vedomosti. 2019;27(2):24-27. In Russian
- Khrappo NS, Ivanova VD, Tarasova NV, Cherkashin SS. Kraniometriya, rentgenometriya i kefalometriya v rinologii: uchebnoe posobie dlya vrachey. Samara: SamGMY, 2001.- 30s. In Russian
- Gaivoronskaya MG, Gaivoronsky IV, Semyonova АА. Morfometricheskie paramery nyobno-alveolarnogo kompleksa u vzroslykh lyudey s razlichnoy formoy mozgovogo i litsevogo cherepa. Morfologiya. 2015;148 (5):82-87. In Russian
- Ikramov VB, Vovk YuN. Izmenchivost’ i profil’naya kraniometriya litsevogo cherepa u lyudei zrelogo vozrasta. Tavrichesky medico-biologichesky vestnik. 2013;16(1-2):61-63. In Russian
- Miroshnichenko DA, Chilingaridi SN. Evolyutsia metodov izucheniya anatomicheskikh obrazovany polosti nosa i okolonosovykh pazukh. Vestnik soveta molodykh uchenykh i specialistov Chelyabinskoy oblasti. 2016;3(4):13-16. In Russian
- Pavlov AV, Vinogradov АА, Аndreeva IV i dr. Osobennosti stroeniya sinus frontalis v zavisimosti ot formy nadglaznichnogo kraya lobnoy kosti. Zhurnal mediko-biologicheskikh issledovany. 2017;5(1):72-77. In Russian
- Alrumaih RA, Ashoor MM, Al-Khater KM, Al-Jubran SA, Obidan AA. Radiological sinonasal anatomy: exploring the saudi population. Saudi Med J. 2016;37(5):521-526
- Evteev AA, Grosheva AN. Nasal cavity and maxillary sinuses form variation among modern humans of asian descent. Am J of Phys Anthropol. 2019;169(3):513-525
- Shrestha R, Manandhar B, Upadhyay HP, Madhikarmi NL. Mean nasal index of dental students of a dental college in Nepal. JNMA.2019; 57(216):88-91
- Gaivoronsky IV, Neronov RV, Gaivoronsky AI. Forma polosti nosa kak pokazatel’ osobennostey stroeniya vnutrinosovykh struktur i nosoglotki. Morfologiya. 2016;150(6):44-50. In Russian
- Orel AN, Zavaly МА. Оsobennosti posleoperatsionnogo vedeniya patsientov, perenesshikh khirurgicheskuyu korrektsiyu struktur polosti nosa. Prakticheskaya meditsina. 2018;5:68-71. In Russian
- Issakhov A, Abylkassymova A. Numerical study of identification of the main characteristics of air transport in the human nasal cavity. Intern. J. of Bioland. Biomedic. Engineer. 2017;11:80-87
- Moshkin MP, Petrovski DV, Akulov AE et al. Nasal aerodynamics protects brain and lung from inhaled dust in subterranean diggers. Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences. 2014;281(1792). https://doi.org/10.1098/rspb.2014.0919
- Krasnozhen VN, Shcherbakov DA, Saushin II i dr. Vychislitel’naya aerodinamica polosti nosa i verkhnechelyustnoy pazukhi. Fol. otorhinolaryngol et patholog. respirator. 2017;23 (3):73-79. In Russian
- Luk’yanov GN, Voronin АА, Rassadina АА. Мodelirovanie konvektivnykh potokov v kanalakh ne-regularnoy formy na primere polosti nosa i okolonosovykh pazukh cheloveka. Zhurnal tekhnicheskoy fiziki. 2017;87(3):462-467. In Russian
- Shсherbakov DA, Kryukov AI, Popov IB i dr. Rol’ vychislitelnoy aerodinamiki polosti nosa v diagnostike iskrivleniya nosovoy peregorodki. Rossiyskaya otorinolaringologiya. 2019;18(4-101):82-88. In Russian