Особенности территориальной и социальной мобильности на Севере: сравнение городских форм расселения (на примере городов Республики Саха (Якутия))
Автор: Винокурова Д.М.
Журнал: Региональные проблемы @regionalnye-problemy
Статья в выпуске: 3 т.18, 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье сравниваются особенности процессов урбанизации на Севере на примере первичных данных по трем городам Республики Саха (Якутия). Северные промышленные города формировались по унифицированной схеме городской организации - «жить там, где работаешь». Притом, в таких городах компактно проживало приезжее население, которое было массово привлечено в промышленное производство без участия представителей местного сообщества. Костяк городской интеллигенции состоял из представителей инженерно-технических профессий. Для подобных типов городов было характерно точечно-капсульное развитие, без проникновения городских отношений в сельскую местность. Они не достигли в советский период стадии хранителя и транслятора городской культуры местному населению. В постсоветский период, с одной стороны, массовый отток приезжей части населения из республики показал их слабую «приживаемость» на Севере, с другой - наблюдается рост активности представителей местного сообщества в процессах урбанизации, при этом не только в направлении «село-город», но «город-город». Причем большая часть местных потоков миграции устремилось в г. Якутск не только потому, что это центр региона, большинство представителей местного сообщества воспринимает его как «производителя» и транслятора городской культуры. В процессах урбанизации, по полученным данным, в последние десятилетия женщины принимают участие почти в равной доле с мужчинами, так же как и в социальной мобильности.
Городские и сельские миграционные потоки, урбанизация севера, приживаемость приезжего населения, привлечение в промышленное производство, факторы феминизации миграционных перемещений, смена специальности мигрантов
Короткий адрес: https://sciup.org/14328916
IDR: 14328916
Текст научной статьи Особенности территориальной и социальной мобильности на Севере: сравнение городских форм расселения (на примере городов Республики Саха (Якутия))
производство; факторы феминизации миграционных
Известно, что формирование городских поселений происходит при индустриализации территории и административным решением, для Якутии характерны оба пути, более подробно рассмотрим первый. В статье методом сравнения с г. Якутском ‒ центром региона ‒ будут выявлены особенности распространения городского образа жизни в регионе и степень вовлеченности населения в промышленное производство. Для этого рассмотрим расселение приезжей части населения в промышленных районах.
Промышленное освоение Якутии, начиная с советского периода, было основано на массовом привлечении мигрантов из прилегающих территорий, а также европейской части России, Украины, Белоруссии и др. Более подробно со структурой миграционного оборота республики можно ознакомиться по монографии С.А. Сукневой и Т.С. Мостаховой «Демографическое развитие региона: оценка, прогноз, политика» [2, с. 21]. Мест- ное население, таким образом, не было массово привлечено в промышленное производство, продолжая заниматься сельским хозяйством. Одновременно представители подрастающего поколения приобщались к овладению специальностями массовых профессий: образования, здравоохранения и др. Еще одной особенностью стало то, что представители местного населения принимали участие в процессах урбанизации через систему образования, т.е. после получения специального образования.
Притом, городские поселения республики формировались вблизи мест освоения месторождений, начиная буквально с палаточных городков, бараков, малозаселенных деревень, поэтому шло одновременно строительство как производственной, так и городской инфраструктуры, жилищное строительство и т.п. Как было выше отмечено, формирование городских форм жизненного уклада в республике началось интенсивно в советский период без массового участия представителей местного населения. В результате для промышленных городов было характерно точечно-капсульное развитие, т.е. без проникновения городских отношений в сельскую местность, где проживала доминирующая часть местного населения. Конечно, северные города формировались не без влияния общегосударственного «технократического» подхода унифицированной схемы городской организации ‒ «жить там, где работаешь». Подобным образом произошла «запланированная» перекачка государством рабочих рук, специалистов из других регионов СССР в индустриальные районы республики. Таким образом, в указанный период произошел, с одной стороны, рост численности, изменивший социально-этническое соотношение населения республики в пользу прибывающих русских, с другой – общественное разделение труда, сформировавшее компактные модели расселения представителей двух доминирующих этносов: русских и саха (якутов).
Еще одной особенностью процесса урбанизации Севера было то, что костяк промышленной городской интеллигенции состоял из представителей инженерно-технических профессий, которые, как было отмечено выше, были массово привлечены в добывающую отрасль производства, строительство и др. Причем, приезжее население, сохраняя свое жилье в местах исхода, могло в любое время вернуться обратно «домой» на запад. Такое положение, с одной стороны, стимулировало достаточно высокий миграционный обмен, с другой – слабую приживаемость приезжего населения на Севере.
Итак, промышленные города республики начали интенсивно развиваться в послевоенный период 50-60-х гг. ХХ в. без концентрации масс местного сельского населения, т.е. первичной фазы урбанизации, в отличие от г. Якутска, развитие которого имеет более глубокие исторические связи с разнообразными общесоциальными процессами. С 1632 г. «Якутск постепенно развивался как типичный военно-административный и торговый центр Восточной Сибири» [4]. Так, на ранних этапах его формирования как центра региона складывалось ремесленничество, находилось складское хозяйство, другие государственные агентства, концентрировались купцы, торговые люди, которые сильнее зависели от близости к данным услугам, составляя основу градообразо-вания. Кроме того, большую роль играл рост населения, которое нуждалось в присутствии капитала в виде рабочих мест, инвестиций, городской инфраструктуры, жилья и т.п.
Так, г. Якутск, если не прибегать к иерархическому подходу, достиг еще до ХХ в. стадии хранителя и транслятора культуры, «производящего» и распространяющего стереотипы городской жизни на весь регион. К примеру, в якутском языке закрепилось понятие «город», связанное именно с Якутском, и в повседневной речи даже нет необходимости упоминать его название, достаточно сказать «поехал/приехал из города». Поэтому вполне объяснимо, что представители местного сообщества стремились переехать туда и стать горожанами. Этот процесс усилился, конечно, с началом индустриализации территории Якутии. Однако после распада СССР г. Якутск переживает одновременно «строительный бум» и процесс ру-рализации, что может стать предметом специального исследования.
Следует отметить еще два момента. Во-первых, учителя и медицинские работники в послевоенные годы после получения специальности направлялись по распределению в разные районы Якутии, это были в основном девушки матримониального возраста, которые могли создать семьи с представителями местного сообщества, что зачастую и происходило. Во-вторых, государственная политика СССР была направлена на увеличение численности малозаселенной территории северного региона не только в городах, но и в сельской местности. Однако попытки заселить представителей приезжего населения в сельскую местность не увенчались успехом, в том числе, очевидно, из-за суровых климатических условий, в которых требуются как большие трудозатраты, так и материальные. Более подробно можно узнать о трудовом потенциале села, ознакомившись с монографией экономиста Н.Н. Тихонова [3]. Более того, после распада СССР в 1990-х гг. произошел массовый отток приезжих, проживавших в городах, что активизировало внутрирегиональную миграцию сельского населения. Массовое прибытие сельчан объясняется не только заполнением вакансий в городах, но и приобретением жилья на вторичном рынке, продолжением образования и др.
Далее в анализе используются данные проведенных автором исследований на темы: «Территориальная мобильность при индустриализации как контекст мигрантской коммуникативной среды» и «Этнические мигрантские и старожильческие сообщества: процессы инклюзии и социальные сети», проведенных в рамках приоритетных направлений 9.6. и Х.100 Программ 9.6.1. и Х.100.4 Сибирского отделения РАН, Блока III – «Республика Саха (Якутия) в начале XXI века: этносоциальные трансформации в условиях ин-
Распределение ответов респондентов на вопрос «Являетесь ли Вы уроженцем того места, где сейчас живете», по признаку пола, %
Таблица 1
Приведенные в табл. 1 данные по трем городам подтверждают бытующее мнение, что мужчины более мобильны, чем женщины, т.е. среди не уроженцев в целом они доминируют. Однако каждый город имеет свои особенности. Так, если рассматривать их в отдельности, то не уроженцев в г. Мирном больше, как мужчин (61,1%), так и женщин (53,1%), чем в Якутске и Ленске. Это можно объяснить не только прибытием работников в алмазодобывающую отрасль в вахтовом режиме, и и тех, кто продолжает свое образование в мирнинском филиале Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова из прилегающих районов республики.
В г. Якутске «осевших» женщин больше почти на 10%, чем мужчин, и почти на столько же больше среди не уроженцев мужчин. Как было выявлено в ходе анкетирования из беседы с респондентами-женщинами, их привлекает урбанизированный образ жизни, прежде всего, из-за комфорта бытовых условий в благоустроенных квартирах, возможности продолжения образова- ния детей и т.п.; тогда как для их супругов более привлекателен сельский образ жизни, возможность иметь свой двор, т.е. дополнительное открытое пространство в домохозяйстве, близость к природе, охота, рыбалка и т.п.
Обращает на себя внимание почти равномерное распределение уроженцев/не уроженцев г. Ленска среди как мужчин, так и женщин, хотя мужчин-уроженцев на 11,5% больше, чем мужчин ‒ не уроженцев, так же, как среди проигнорировавших данный вопрос респондентов–мужчин больше в 2,6 раза, чем женщин. Как следует из данных табл. 3, пик прибытия попавших в выборку респондентов, как мужчин, так и женщин, отмечался в 1980-е гг. в г. Ленске, входящем в зону алмазно-промышленного комплекса [5]. Так же отмечается «оживление» прибытия мужчин в 2000-е гг., когда после большого оттока в 1990-е гг. миграционные потоки начали постепенно менять свое направление в сторону промышленных городов республики.
Данные табл. 2 показывают, что респонденты саха прибывают в города не только из сельской местности, но и из городов республики. В г. Мирный прибывают русские и представители иных национальностей в основном из городских поселений, так же, как и в г. Якутск, тогда как в г. Ленск прибыли не только саха из сельской местности и городов Республики Саха (Якутия) (РС (Я)), русские из городов РФ, но и представители иных национальностей преимущественно из сельской местности СНГ. Таким образом, можно утверждать, что контингент мигрантов, прибывающих в гг. Мирный, Ленск и Якутск, в основном пополняется за счет жителей городов.
Из данных табл. 3 видно, что по мере развития городской инфраструктуры в сравниваемых городах растет миграционная активность женщин, однако она несколько снижается в 2000–2010-х гг., особенно в промышленных – Мирном и Ленске, что, очевидно, отчасти объясняется созданием се-
Таблица 2
Ответы респондентов на вопрос, откуда они прибыли, по их этнической принадлежности, %
Среди контингента респондентов, прибывших в гг. Мирный и Якутск, начиная с 1990-х гг., также много представителей местного сообщества, наряду с саха и другими этносами. Однако этот процесс начался в г. Ленске на десятилетие раньше, т.е. в 1980-е гг. Можно отметить, что в этот период в г. Якутск наблюдается чуть более активное прибытие русских, тогда как в г. Мирный ‒ представителей иных национальностей и русских.
Сложилось мнение, что мигранты часто связывают смену постоянного места жительства со многими переменами, в том числе и своего профессионального занятия, возможно, и стиля жизни, и т.п. Впервые в регионе собраны первичные данные о смене специальности респондентами в трех городах региона (табл. 5). Притом опосредованно эти мнения респондентов могут показать уровень доступности разнообразия профессиональной сферы в том или ином городе республики.
Если связать социальную мобильность с занятостью в сфере общественного труда и оценить мнение респондентов о смене специальности, то можно наблюдать следующую ситуацию. Так, в гг. Якутске и Ленске почти в равной доле сменили свою специальность опрошенные мужчины боль-
Таблица 3
Время прибытия в города опрошенных респондентов, по признаку пола, %
Города Годы |
Якутск |
Мирный |
Ленск |
|||
мужской |
женский |
мужской |
женский |
мужской |
женский |
|
1950-е гг. и ранее |
1,1 |
3,7 |
0,9 |
1,7 |
1,1 |
3,8 |
1960-е гг. |
6,6 |
10,2 |
10,6 |
8,5 |
9,5 |
4,7 |
1970-е гг. |
9,3 |
14,4 |
10,6 |
17,5 |
12,6 |
16,1 |
1980-е гг. |
20,3 |
18,5 |
18,6 |
21,5 |
25,3 |
28,3 |
1990-е гг. |
18,7 |
19,9 |
25,7 |
16,9 |
18,9 |
17,0 |
2000-2010-е гг. |
29,2 |
21,7 |
26,5 |
19,8 |
22,1 |
6,5 |
Нет ответа |
14,8 |
11,6 |
7,1 |
14,1 |
10,5 |
23,6 |
ИТОГО |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Таблица 4
Время прибытия в города опрошенных мигрантов, по этнической принадлежности, %
Далее можно наблюдать, как объясняют респонденты смену своей специальности (см. табл. 6). В целом в трех сравниваемых городах наибольший процент ответивших мужчин и женщин выбрали вариант ответа «на новом месте захотелось попробовать что-то новое». Если рассматривать города в отдельности, то в г. Якутске большая часть опрошенных мужчин «захотела попробовать что-то новое на новом месте» (13,2%) и чуть меньше респондентов-женщин предпочли такое объяснение (10,6%). Притом, эти показатели чуть выше показателей других городов, кроме Ленска, где женщины-респонденты почти в три раза чаще, чем мужчины предпочли попробовать на новом месте «что-то новое». Хотя, если суммировать два варианта ответов мужчин-ленчан «об освоении чего-то нового», большого различия с женской половиной не наблюдается (8,4 и 12,2% соответственно).
Если суммировать ответы опрошенных мужчин и женщин в г. Мирном, то можно говорить об отсутствии различий в вариантах ответов «об освоении чего-то нового» по признаку пола, чего нельзя сказать о респондентах в г. Якутске, где ответившие мужчины выбрали такое объяснение на 6,4% больше, чем женщины. В целом по городам следует отметить, что достаточно большая доля респондентов проигнорировала данный вопрос.
Итак, подводя итог анализу, можно сделать предварительные выводы:
-
- Северные промышленные города формировались под прямым влиянием общегосударственного «технократического» подхода: «жить там, где работаешь». Кроме того, длительность пребывания там зависела от продолжительности трудовой деятельности на Севере. Слабую приживаемость приезжей части населения показал его массовый отток после распада СССР;
-
- Точечно-капсульное развитие промышленных городов региона, костяк интеллигенции которых состоял из представителей инженерно-технических профессий, не привело к проникновению городских форм жизненного уклада в среду местного сообщества;
Таблица 5
Пришлось ли изменить специальность в течение последних 4–5 лет респондентам, распределенным по признаку пола, %
Изменил специальность в течение последних 4-5 лет |
Якутск |
Мирный |
Ленск |
|||
мужской |
женский |
мужской |
женский |
мужской |
женский |
|
Да |
26,4 |
19,4 |
29,6 |
28,2 |
25,0 |
17,0 |
Нет |
59,9 |
66,7 |
70,4 |
71,8 |
70,8 |
70,8 |
Нет ответа |
13,7 |
13,9 |
- |
- |
4,2 |
12,2 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Таблица 6
Причина, по которой изменили специальность респонденты, распределенные по признаку пола, %
Изменил специальность по причине |
Якутск |
Мирный |
Ленск |
|||
мужской |
женский |
мужской |
женский |
мужской |
женский |
|
По своей специальности не смог найти работу |
7,7 |
6,5 |
4,4 |
6,8 |
13,5 |
5,7 |
Что-то не получилось, моя специальность изначально мне не нравилась |
2,7 |
3,7 |
3,5 |
4,0 |
4,2 |
6,6 |
На новом месте захотелось попробовать что-то новое |
13,2 |
10,6 |
9,7 |
7,9 |
4,2 |
11,3 |
Попробую освоить новое, если не получится, буду искать работу по своей специальности |
6,6 |
2,8 |
3,5 |
5,6 |
4,2 |
0,9 |
Работаю по своей специальности |
35,2 |
25,5 |
50,4 |
33,9 |
43,8 |
34,0 |
Нет ответа |
34,6 |
50,9 |
28,3 |
41,8 |
30,2 |
41,5 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
-
- В трех сравниваемых городах среди попавших в выборку респондентов уроженцев в г. Якутске оказалось больше на 32%, чем не уроженцев; в г. Ленске – больше на 7%, а в г. Мирном не уроженцев больше на 18,6%. Значит, более интенсивной территориальной мобильностью населения отличается последний город, где, с одной стороны, в добывающей отрасли промышленного производства существует вахтовый режим работы, с другой – неблагоприятные экологические условия;
-
- В целом больше участвуют в миграционных процессах мужчины, однако в последние десятилетия участие женщин становится более активным, особенно это наблюдается в г. Якутске как исконном трансляторе городской культуры для местного сообщества и центре региона;
-
- По этническому составу прибывший контингент опрошенных горожан отличается разнообразием, но можно утверждать, что среди них саха прибывают в подавляющем большинстве из сельской местности, однако есть и те, кто переезжает из городов. Значит, для представителей местного сообщества миграционные направления приняли направление не только «село–город», но и «город– город»;
-
- Впервые в регионе собраны первичные данные о смене специальности респондентов в трех городах, которые в какой-то мере связаны с социальной мобильностью; в «освоении чего-то нового» гендерные различия не выявлены. Хотя следует отметить, что достаточно большая доля респондентов проигнорировала данный вопрос.
Список литературы Особенности территориальной и социальной мобильности на Севере: сравнение городских форм расселения (на примере городов Республики Саха (Якутия))
- Кузнецов И.М., Мукомель В.И. Адаптационные возможности и сетевые связи мигрантских этнических меньшинств. М.: Институт социологии, 2005. 50 с.
- Сукнева С.А., Мостахова Т.С. Демографическое развитие региона: оценка, прогноз, политика. Новосибирск: Наука, 2002. С. 21.
- Тихонов Н.Н. Северное село. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1996. С. 51-71.
- От Мухтуи к Ленску/Официальный сайт администрации муниципального образования «город Ленск». URL: http://gorodlensk.ru/o-gorode/532-geog raficheskaya-i-istoricheskaya-spravka (дата обращения: 13.06.2015).
- История основания и развития города Якутска/Город Якутск. URL: http://www.sakha.gov.ru/node/4132 (дата обращения: 13.06.2015).