Особенности влияния виртуального пространства на современную молодежь
Автор: Юлия Владимировна Мигунова
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 11, 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье исследуется проблема влияния виртуального пространства на сознание и об-раз жизни современной молодежи. Теоретическая значимость работы прослеживается в описании подходов к пониманию сущности, особенностей развития и проявления электронной культуры, степени ее воздействия на сознание молодых людей. Виртуальное пространство представляет собой сконструированную с помощью информационных технологий реальность, обусловленную разнообразием форм взаимодействий пользователей посредством Интернета. Оно детерминировано информационно-коммуникационными практиками и развлекательным контентом, является одним из важнейших элементов новой информационной культуры, складывающейся в последние десятилетия. Определены положительные и отрицательные стороны интернет-взаимодействий, характеризующие состояние здоровья, психологические особенности развития личности молодого человека. Эмпирический аспект представлен статистическим анализом данных Росстата, результатами социологических исследований, отражающих нарастающую динамику вовлечения молодежи в виртуальное пространство
Виртуальное пространство, сеть Интернет, молодежь, ценности, электронная культура, интернет-взаимодействие, цифровой гедонизм, интернет-зависимость
Короткий адрес: https://sciup.org/149136509
IDR: 149136509 | DOI: 10.24158/tipor.2021.11.6
Текст научной статьи Особенности влияния виртуального пространства на современную молодежь
Институт социально-экономических исследований – обособленное структурное подразделение Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Уфа, Россия, ,
of the Ufa Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences, Ufa, Russia, ,
В последние годы отмечается активное развитие информационно-коммуникационных, электронных, цифровых, сетевых технологий. Они проникают во все сферы общественной жизни, принципиально изменяя не только способы коммуникации, но и ценностные ориентации, поведенческие практики человека, особым образом воздействуя на общественное сознание. По данным Росстата за 2019 г., 76,9 % домохозяйств России имели доступ к сети Интернет, в 2018-м – 76,6, 2015 г. – 72,1 %. Нарастающая динамика показателя демонстрирует тенденцию увеличения числа пользователей Мировой сети в России1.
Виртуальное пространство Интернета, во многом представленное разнообразием информационно-коммуникационных практик и развлекательным контентом, служит одним из важнейших элементов новой информационной культуры, складывающейся в последние десятилетия. Интернет, в частности социальные сети, становится значимым актором, оказывающим на социализацию молодежи серьезное влияние, по силе воздействия превосходя такие институты, как семья, образование, государство (Фетисова, 2017). В этом смысле глубокая интеграция молодого поколения в виртуальное пространство в лучшем случае может быть связана с поиском своего места в жизни, нередко в этом проявляется так называемый социальный эскапизм молодежи.
В рамках исследования возникает необходимость изучения особенностей влияния виртуального пространства Интернета на современное молодое поколение, оценки возможных позитивных и негативных последствий данного процесса. С этой целью следует обратиться к истокам анализа проблемы взаимодействия человека и информационных технологий. Виртуальное пространство представляет собой некую реальность, тесно связанную с духовным измерением индивида. Это специфическое пространство – отдельный мир со своим языком, разнообразными формами взаимодействий пользователей, не ограниченное географическими рамками, существующее вне времени. В американской социологии оно трактуется как последняя стадия развития социального пространства. Последнее утрачивает общественно-политический характер, трансформируясь в сторону развлечений, игр, ни к чему не обязывающего общения, переходя таким образом в виртуальное (Касьянов, 2018). В этом смысле Интернет не только является неотъемлемой его частью, без него виртуального пространства не существовало бы. Сеть выступает как система, на основе которой формируется и динамично развивается само виртуальное пространство.
В данном случае виртуальное пространство Интернета понимается как важный элемент электронной культуры. Последняя представляет собой сферу деятельности человека, связанную с появлением цифровых объектов и феноменов, созданных с помощью информационных технологий (Баева, 2018). Специалисты выделяют несколько подходов к пониманию сущности, особенностей развития и проявления электронной культуры, степени ее воздействия на сознание молодого человека.
С точки зрения культурно-архивного подхода виртуальное пространство современной электронной культуры служит своеобразным продолжением традиционной неэлектронной культуры. Сторонники данной концепции акцентируют внимание на таких функциях информационнокоммуникационных средств, как копирование, архивирование и передача информации о культурных артефактах. Иными словами, культурное наследие, как и достижения массовой культуры, могут быть переданы и сохранены в цифровом виде. В рамках этой теории возможности информационных технологий воспринимаются как способ сбережения и популяризации традиционной культуры. В таком случае возрастает доступность восприятия, понимания образцов культурного наследия. Здесь проявляются социализирующая, воспитательная функции электронной культуры, открывающей перед молодыми людьми возможность приобщиться к высоким достижениям человечества (Giannachi, 2016).
С позиции медиалингвистического подхода культура, в основе которой лежит текст, слово, в традиционном понимании уступает место электронной, визуальной культуре средств массме-диа. Сквозь призму данной концепции виртуальное пространство воспринимается как возможность постоянной коммуникации, порождающей потоки информации, зачастую противоречивой и недостоверной, способной самым непредсказуемым образом воздействовать на сознание молодежи (McLuhan, Powers, 1989).
Сторонники экзистенциально-аксиологического подхода трактуют виртуальное пространство, а следовательно, и электронную культуру в целом, как форму цифрового бытия личности. Оно выступает способом преодоления ограниченности человеческого существования. Погружа- ясь в виртуальное пространство, человек обретает новые формы свободы, ощущение безграничности бытия; визуализация образов, компьютерная графика, анимация и другие возможности интернет-технологий придают яркость и остроту испытываемым эмоциям (Баева, 2018). В то же время цифровое бытие индивида может служить фактором нарушения его связи с окружающим миром, что проявляется в эскапизме, отождествлении себя с персонажами виртуального мира, героями компьютерных игр, социальных сетей и т. д.
Выделенные подходы демонстрируют градацию в понимании виртуального пространства. При этом культурно-архивный подход ограничен, поскольку представляет его как набор технических возможностей для передачи артефактов традиционной культуры. Несколько шире воспринимают виртуальное пространство сторонники медиалингвистического подхода, акцентирующие внимание на коммуникационной и информационной функциях. Более глубоко трактуется виртуальное пространство с точки зрения экзистенциально-аксиологической концепции, характеризующей его как способ духовного цифрового существования современного человека.
Вместе с тем современная практика использования информационных технологий, интер-нет-общения в молодежной среде имеет положительные и отрицательные стороны, воздействующие как на физическое состояние, так и на психологические особенности развития личности. К позитивным факторам интернет-взаимодействий, обеспечивающим реализацию социальных потребностей молодежи, относятся следующие возможности виртуального пространства.
-
1. Коммуникативные, заключающиеся в обеспечении родственного, дружеского, делового общения, осуществляемого посредством интернет-технологий вне зависимости от временных и географических факторов. В этом проявляется важная функция виртуального пространства как способа установления за более короткое время множества межличностных контактов, зачастую представленных в молодежных виртуальных сообществах.
-
2. Познавательные, включающие поиск новой информации преимущественно в образовательных целях, получение экспертного мнения по интересующим вопросам.
-
3. Творческие, обусловливающие саморазвитие, самообразование, потребность в создании новых духовных и материальных ценностей молодого человека.
-
4. Социальные, связанные с перспективами новых знакомств, сотрудничества, партнерства, поиском единомышленников, установлением социальных взаимоотношений в молодежной среде.
-
5. Рекреационные, включающие досуговое времяпрепровождение, разнообразные игры и увлечения1.
К отрицательным последствиям использования виртуального пространства относятся следующие.
-
1. Замена реального межличностного общения в молодежной среде искусственными формами социальной коммуникации, осуществляемыми посредством сети Интернет.
-
2. Негативное влияние на систему ценностей молодого поколения созданного в виртуальном пространстве с помощью средств массмедиа информационного фона. В связи с этим особую важность приобретает развитие у молодежи критического мышления, способности анализировать и отбирать по-настоящему полезную и значимую информацию.
-
3. Возникновение так называемого цифрового гедонизма, обусловленного не только стремлением молодых людей к получению удовольствий посредством виртуальной среды, но и формированием такого мировоззрения, при котором утрачивается интерес к реальной жизни с ее объективными сложностями, интересом к содержательному труду. В этом проявляется характерная черта молодежи как социально-демографической группы, которая, находясь в плену смысложизненных поисков и противоречий, нередко погружается в цифровой гедонизм, представляющий избегание любых усилий, даже мыслительных, как цель существования человека. Стремление к максимальному комфорту – как материальному, так и духовному – также выступает яркой чертой философии цифрового гедонизма (Фортунатов, 2019). В свою очередь, расширение виртуального опыта способствует тому, что желания и устремления могут быть моментально удовлетворены с помощью современных технологических инноваций. Собственно говоря, гедонизм как идеология определяет смысл существования виртуальной среды как таковой, поскольку для молодого поколения Интернет прежде всего служит развлекательным пространством, а затем – информационным, образовательным ресурсом (Фетисова, 2017).
-
4. Формирование интернет-зависимости преимущественно у молодых людей как склонности или навязчивого желания проводить больше времени в виртуальном пространстве. Такая
форма зависимости может проявляться в психологической привязанности к онлайн-играм, общению в сети, пристрастии к интернет-покупкам, отслеживанию количества подписчиков в социальных сетях и др. (Васильев, 2016).
Для того чтобы осмыслить происходящие в обществе процессы информатизации и развития коммуникационных технологий, их воздействие на молодое поколение, необходимо проанализировать статистические данные, касающиеся использования сети Интернет в возрастной группе 15–24 лет. За период 2015–2019 гг. можно обнаружить динамику увеличения численности населения, использующего Интернет (в 2019 г. – 99,0 %, 2018-м – 98,7, 2015 г. – 97,0 %). При этом частота выхода молодых людей в сеть также возрастает год от года. По данным Росстата за 2019 г., каждый день Интернетом пользуются 95,3 % представителей молодого поколения (в 2018 г. – 93,9 %, 2015-м – 86,4 % от общей численности возрастной группы 15–24 лет)1.
Вторичный анализ социологических данных, полученных в результате исследования проблем молодежи, проведенного социальной сетью «ВКонтакте», показал, что 61 % опрошенных в возрасте 14–25 лет чувствуют себя комфортнее в социальных сетях, чем в обычной жизни. Причем 89 % девушек и 81 % юношей боятся надолго остаться без социальных сетей. Для 62 % респондентов главными источниками новостей остаются интернет-ресурсы, для 19 – социальные сети, для 18 % – телевидение2.
Таким образом, анализ статистических и социологических данных показал нарастающую динамику вовлечения молодежи в виртуальное пространство Интернета. Практически все молодые люди в России так или иначе пользуются всемирной сетью, что накладывает отпечаток на социализацию молодого поколения. Увлечение виртуальным пространством трансформирует не только привычный образ жизни, но и мировоззренческие установки личности, меняя систему ценностей человека (Ишмуратова, 2019). Причины глубокой интеграции молодежи в виртуальное пространство, вероятнее всего, лежат в плоскости следующих факторов.
-
– Особое положение молодых людей в ряду других социально-демографических групп, заключающееся в противоречивом поиске себя, стремлении обрести самостоятельность от взрослых. В определенной мере молодое поколение является носителем новаторского потенциала, реализуемого в основном в виртуальном пространстве (Краснокутский, 2017).
-
– Отсутствие четкого научно обоснованного подхода к реализации молодежной политики, а также рассчитанной на перспективу стратегии мероприятий на всех уровнях власти. По мнению исследователей, среди практических мер, необходимых для реализации действенной молодежной политики, требуется разработка соответствующей нормативно-правовой базы. Для того чтобы соответствующие федеральные проекты и мероприятия были успешны, нужны четкость целеполагания, постановка понятных и достижимых в ближайшей перспективе стратегических задач. Соответственно, в этом случае также важно решать вопросы развития инфраструктуры для проведения продуманной молодежной политики, готовить кадровый ресурс отрасли (Отроков, 2016).
Реализация указанных мер позволит сформировать устойчивые условия самоорганизации и самореализации молодежи. Возможно, в этом случае негативные эффекты интернет-взаимо-действий для молодого поколения будут существенно снижены.
Список литературы Особенности влияния виртуального пространства на современную молодежь
- Баева Л.В. Развитие системы электронной культуры и дифференциация современного социогуманитарного знания // Философские науки. 2018. № 6. С. 83–99. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-6-83-99.
- Васильев Т. Негативные аспекты виртуальной коммуникации и их пастырская оценка // Христианское чтение. 2016. № 6. С. 311–329.
- Ишмуратова Д.Ф. Развитие человеческого капитала в условиях формирования цифровой среды // Национальная безопасность / nota bene. 2019. № 6. С. 44–49. https://doi.org/10.7256/2454-0668.2019.6.31684.
- Касьянов В.В. Виртуальное пространство как новый – «старый» социокультурный феномен // Ученые записки Крым-ского федерального университета им. В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2018. Т. 4 (70), № S2. С. 38–42.
- Краснокутский Д.Н. Молодежь и социальные сети Интернета: теоретико-прикладной анализ // Общество и право. 2017. № 1 (59). С. 196–199.
- Отроков О.Ю. Использование интернет-ресурсов в работе молодежного парламентского движения России: про-блемы и перспективы // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 12. С. 47–52.
- Фетисова О.В. Влияние виртуального пространства на ценностные ориентации современной российской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 10. С. 84–90.
- Фортунатов А.Н. Цифровая толпа и цифровой гедонизм: постбытийность информационного общества // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2019. № 4 (26). С. 44–52.
- Giannachi G. Archive Everything: Mapping the Everyday. Cambridge, UK, 2016. 214 p.
- McLuhan M., Powers B. The Global Village: Transformations in World Life and Media in the 21st Century. Oxford, UK, 1989. 220 p.