Особенности взаимодействия органов внутренних дел с иными субъектами при проведении массовых мероприятий
Автор: Майоров А. В., Майорова Е. Н.
Журнал: Социальное управление. Электронный научно-практический журнал.
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: Т. 5, вып. 10, 2023 года.
Бесплатный доступ
Охрана общественного порядка является одной из первостепенных задач правоохранительных органов. Проведение массовых мероприятий в последнее время является формой выражения отношения общественности к органам власти. При этом вопросы взаимодействия органов внутренних дел с иными субъектами при проведении массовых мероприятий остаются открытыми. На сегодняшний день главным способом обеспечения охраны правопорядка во время проведения массовых мероприятий от всевозможных правонарушений остается применение административной ответственности за деяния, нарушающие порядок организации и проведения различных массовых мероприятий. Взаимодействие органов внутренних дел с органами местного самоуправления, общественными организациями и непосредственно самими гражданами, позволяет снизить количество правонарушений про проведении массовых мероприятий.
Взаимодействие, профилактика правонарушений, охрана общественного порядка, административная ответственность, противоправные деяния, правонарушения, преступления, массовые мероприятия, правоохранительные органы, правопорядок
Короткий адрес: https://sciup.org/14128755
IDR: 14128755
Текст статьи Особенности взаимодействия органов внутренних дел с иными субъектами при проведении массовых мероприятий
Массовое мероприятие — это организованное действие (совокупность действий), проводимое в общественных местах с участием больших масс (групп) людей в целях удовлетворения их потребностей в экономической, политической, социальнокультурной, духовной и других сферах. Злободневным, на наш взгляд, и привлекающим внимание в аспекте проблематики нашего исследования является вопрос применения сил и средств территориальных органов МВД России в обеспечении правопорядка при проведении с каждым годом увеличивающегося числа массовых мероприятий, поскольку от согласованных действий органов внутренних дел (далее — ОВД) с иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями, гражданами и зависит эффективность охраны правопорядка в местах проведения массовых мероприятий.
На наш взгляд, актуальность рассмотрения данного вопроса связана и с тем, что количество массовых мероприятий имеет тенденцию увеличения. Так, например, согласно информационно-аналитической записке об итогах работы ГУ МВД России по Челябинской области по охране общественного порядка на 2022 год на территории Челябинской области возросло число проведения на 22,3 % культурно-массовых мероприятий, что составило 3818 мероприятий и спортивно-массовых мероприятий на 1,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и составило 1877 таких мероприятий1.
При этом, возрастающие число проведения массовых мероприятий способствует возникновению благоприятных условий для грубых нарушений общественного порядка. Как известно во время проведения массовых мероприятий, будь то культурно-массовые мероприятия или спортивно-массовые, число совершаемых правонарушений во много раз превышает число правонарушений выявляемых в отсутствие таких мероприятий. В ходе проведения массовых мероприятий нарушается общественный порядок и создается угроза причинения вреда общественной безопасности. Порой и сами массовые мероприятия носят противоправный характер или нацелены на нарушение общественного порядка.
В этом случае, именно скоординированные действия ОВД во взаимодействии с иными государственными органами, общественными объединениями и органами местного самоуправления позволяют не допустить грубых нарушений общественного порядка и посягательств против жизни и здоровья граждан.
В связи с чем, представляется целесообразным рассмотреть проблемные вопросы взаимодействиях с вышеуказанными органами и организациями при проведении массовых мероприятий для определения путей повышения эффективности и оптимизации указанного взаимодействия.
Описание исследования
Контент-анализ научной литературы показывает, что вопросам взаимодействия ОВД с государственными органами власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и гражданами уделяется при рассмотрении такого взаимодействия в разных сферах общественной деятельности [1; 2; 3; 4; 12; 13; 15] отдельно выделяется взаимодействие в рамках профилактической деятельности [5; 6; 11]. При этом большинство авторов уделяют внимание проблеме определения понятия такого взаимодействия, характеризуя его особенности.
Индивидуальный подход к определению вышеуказанного понятия стоит выделить у В. С. Кувакина, по мнению которого: «взаимодействие органов МВД РФ и государственных органов власти по вопросам охраны общественного порядка и без опасности следует рассматривать как совместную реализуемую в соответствии с законодательством согласованную деятельность, направленную на реализацию поставленных задач и достижение общих целей в данной сфере и в соответствующих формах посредством определенных методов и средств» [4, с. 166]. Позитивным моментом вышеуказанного определения, на наш взгляд, стоит признать указание на все средства, с помощью которых осуществляется данное взаимодействие.
Достаточно точно раскрывает определение данного понятия Д. В. Шевченко, который рассматривает дефиницию понятия на примере взаимодействия ОВД с органами государственной власти субъектов РФ и отмечает: «под взаимодействием органов внутренних дел с органами государственной власти субъектов Российской Федерации понимается нормативно урегулированная, взаимосогласованная деятельность, состоящая во взаимном обмене информацией, согласовании и проведении совместных мероприятий, совместном использовании сил и средств указанных органов, направленная на обеспечение правопорядка на территории субъекта Российской Федерации» [15, с. 797].
Основываясь на анализе предлагаемых определений, можно выделить основные признаки взаимодействия ОВД с другими субъектами. Как правило, это скоординированная деятельность субъектов, осуществляемая в соответствии с законодательством РФ, и имеющая целью решение задач охраны правопорядка с помощью совместного обмена информацией и взаимном использовании всех имеющихся сил и средств данных органов.
Следует заметить, что значительную роль в охране правопорядка в местах проведения массовых мероприятий играют территориальные органы МВД РФ, осуществляющие в соответствии со ст.10 Федерального закона от 7.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» взаимодействие с иными правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами1.
Так, территориальные органы МВД РФ выступают в качестве главных субъектов охраны правопорядка в случаях проведения указанных мероприятий и на подготовительном, исполнительном, заключительном этапах главным образом взаимодействуют с прокуратурой РФ, МЧС России, Росгварди-ей, ФСБ РФ, ввиду чего необходимо отметить особенности указанного взаимодействия на каждом из вышеперечисленных этапов.
На подготовительном этапе одним из направлений деятельности по охране правопорядка в местах проведения массовых мероприятий является обеспечение пожарной безопасности, возложенное на службу МЧС России2.
На этом же этапе немаловажное значение имеет и комплексное обследование мест проведения указанных мероприятий, а именно тех объектов, где может присутствовать массовое скопление людей, равно как и уделяется внимание антитеррористи-ческой защищенности данных лиц. В частности, необходимо заметить, что такое обследование реализуется посредством создания межведомственной комиссии, в которую помимо сотрудников органов внутренних дел входят сотрудники следующих служб: Росгвардии, МЧС России и ФСБ РФ3.
Анализируя особенности взаимодействия ОВД с иными государственными органами на исполнительном этапе, нельзя не отметить Росгвадрию, у которой, как точно подмечает М. Ю. Ольм, «участие в охране общественного порядка выступает одной из задач Росгвардии и осуществляется совместно с ОВД» [12, с. 178]. Необходимо заметить, что автор, проанализировав основные задачи и полномочия Росгвардии при осуществлении охраны правопорядка, в частности, такие полномочия как осуществление оцепления местности, проверка документы у граждан и многие другие, пришла к выводу, что «задачи по осуществлению охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий у полицейских и участие в охране общественного порядка у росгвардейцев на массовых мероприятиях являются дублирующими» [12, с. 178]. Трудно не согласиться с выводами данного автора, поскольку действительно, полномочия Росгвадрии и ОВД не разграничены, что создает ситуацию, при которой снижается эффективность работы по охране правопорядка во время проведения массовых мероприятий и, по-нашему мнению, данная ситуация требует дальнейшего законодательного урегулирования.
На заключительном же этапе существенное значение играет привлечение прокуратуры РФ, как органа, осуществляющего надзор за исполнением законодательства РФ, для подведения итогов и анализа недостатков при осуществлении охраны правопорядка в период проведении массовых мероприятий, в то же время можно отметить отсутствие нормативного закрепления указанного взаимодействия прокуратуры РФ и ОВД в действующем законодательстве.
Теоретический анализ нормативноправовых актов и юридической литературы позволяет выделить и особенности при взаимодействии сотрудников полиции с органами местного самоуправления, охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий) : постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 272 // Собрание законодательства РФ. 2015. № 14. С. 2119.
на которых в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» возлагается обязанность «обеспечивать совместно с представителями органов местного самоуправления общественный порядок, оказывать содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении общественного порядка в местах проведения этих мероприятий»1.
При этом в полномочия органов местного самоуправления, получившим уведомление о проведении общественнополитического массового мероприятия от организатора такого мероприятия, входит назначение уполномоченного представителя письменным распоряжением и уведомление об этом орган внутренних дел с помощью копии такого распоряжения.
Однако для практической деятельности ОВД имеют значения сроки, в течение которых орган местного самоуправления обязан уведомить ОВД о проведении указанного мероприятия, которые законодательно не закреплены, вследствие чего сотрудники ОВД лишены возможности должным образом обеспечить охрану правопорядка во время проведения массовых мероприятий.
Фрагментарное и обобщенное правовое регулирование взаимодействия ОВД и органов местного самоуправления, бесспорно, влияет на качество и эффективность совместной деятельности. Как правило, деятельность ОВД регулируется федеральным законодательством и ведомственными актами (приказами МВД России), а деятельность органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования. Так Р. С. Галиев и А. А. Лихова указывают на то, что «деятельность органов местного самоуправления не может осуществляться в соответствии с приказами МВД, что еще раз подтверждает важность и необходимость разработки положений, регламентирующих взаимодействие указанных субъектов» [3, с. 7].
По мнению же О. Н. Мигущенко, «органы местного самоуправления и органы внутренних дел, с одной стороны, являются формально равноправными субъектами профилактики правонарушений, но, с другой стороны, входят в единую систему публичной власти, что предполагает наличие иерархии и подчиненности» [11, с. 18].
Справедливо высказывает свою позицию А. В. Демидов о том, что «усилия органов государственной власти в сфере обеспечения законности и правопорядка могут увенчаться успехом только при постоянном и тесном взаимодействии с институтами гражданского общества. Только в таких условиях можно рассчитывать на то, что усилия по повышению правовой культуры в обществе, воспитанию граждан в духе законопослуша-ния дадут ожидаемые результаты» [5, с. 159].
Отдельно следует обратить внимание на взаимодействие органов внутренних дел с общественными объединениями правоохранительной направленности, в частности народными дружинами, при обеспечении охраны правопорядка в период проведения массовых мероприятий. Постоянное присутствие нарядов полиции на территории проведения массового мероприятия иногда не представляется возможным, в связи с чем и привлекаются народные дружины, оказывающие содействие ОВД в следующем: во-первых, информируют о нарушениях общественного порядка, во-вторых, в непосредственно участии в охране общественного порядка в период проведения различных массовых мероприятий. К примеру, в Челябинской области по состоянию на 1 января 2021 года в областном реестре народных дружин и общественных объединений было зарегистрировано 118 общественных объединений правоохранительной направленности общей численностью 1378 человек, с помощью которых было оказано содействие по обеспечению охраны общественного порядка в 1223 массовых мероприятиях2.
При участии в охране общественного порядка граждане имеют право требовать прекратить противоправные деяния [13, с. 113]. Так, согласно ст. 19.35 КоАП РФ1 предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции в связи с их участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий.
Закрепление механизмов осуществления взаимодействия народных дружин и органов внутренних дел в рамках законодательного регулирования позволит повысить эффективность охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий и закрепить порядок осуществления взаимодействия.
Так, например, на территории Челябинской области действует Закон от 3 апреля 2015 года № 148-ЗО2, в соответствии с которым для наиболее эффективного взаимодействия и координации деятельности народных дружин с органами государственной власти Челябинской области, органами полиции, руководителями организаций, общественных объединений по вопросам охраны общественного порядка в Челябинской области создаются штабы.
Еще одной особенностью взаимодействия сотрудников ОВД во время проведения массовых мероприятий является взаимодействие с гражданами, а именно с участниками протестных акций. Зачастую деятельность сотрудников ОВД по охра не правопорядка во время проведения массовых мероприятий подвергается критике со стороны граждан, а популярность случаев провокации и деструктивного поведения в отношении сотрудников, в том числе их оскорбление гражданами во время проведения массовых мероприятий, лишь увеличивается и активно продвигается в социальные сети. Как правило, указанное поведение сопровождается лозунгами, содержащими различного рода провокации, к примеру, на применение силы сотрудником, агитацией к участию в несогласованных с органами местного самоуправления публичных мероприятий несовершеннолетних и т. п. Видеоролики такого содержания попадают в сеть Интернет, где распространяются уже с негативным контекстом, что влияет на сознание молодежи и общества в восприятии действий правоохранительных органов и их имидж. Ю. М. Караяни и Е. В. Лон-шакова отмечают, что в таком случае «целью рассматриваемых мероприятий является не свободное выражение мнений, а стремление дезориентировать органы правопорядка, инициировать столкновения с сотрудниками, обеспечивающими охрану общественного порядка» [8, с. 57]. Действительно, указанное поведение граждан способствует росту нарушений общественного порядка и создает угрозу жизни и здоровья иных участников массовых мероприятий. Авторы также указывают и на то, что с началом цифровизации в обществе стали обнародоваться сведения, компрометирующие деятельность сотрудников, осуществляющих охраны правопорядка при проведении таких мероприятий посредством использования социальных сетей в сети Интернет [8, с. 58]. Так, например, в Челябинске активисты призывали жителей 21 сентября 2022 года принять участие в несогласованном митинге против объявленной в РФ частичной мобилизации посредство размещения информации в tele-gram-канале3. Организаторами такого несанкционированного массового мероприятия предлагают вопреки предупреждениям сотрудников ОВД прийти на такое мероприятие, взяв с собой различные приспособления, используемые в качестве орудия.
На подобный проблемный аспект при взаимодействии граждан и сотрудников ОВД указывают и Д. В. Ковалев и В. И. Александрой, замечающие, что «в последнее время все чаще в сети Интернет стали появляться ролики с сюжетами так называемого „троллинга“, а проще говоря, провокаций со стороны граждан по отношению к сотрудникам полиции, исполняющим свои должностные обязанности» [9, с. 294]. Открытость деятельности сотрудников органов внутренних дел во взаимодействии с гражданами в период проведения массовых мероприятий является серьезной проблемой в настоящее время.
Заключение
Полагаем, что недопущение случаев возникновения таких острых конфликтных ситуаций между сотрудниками ОВД и гражданами при охране правопорядка во время проведения указанных мероприятий и предотвращение нарушений правопорядка возможно посредством оптимальных действий сотрудников ОВД в таких условиях, в том числе и с психологической точки зрения. Следует уделять большее внимание психологической подготовке сотрудников ОВД, включая обеспечение психологической готовности к действиям в нестандартных ситуациях, в том числе обучение сотрудников методам профилактики социальной напряженности, поскольку ввиду влияния других участников массового мероприятий человек зачастую теряет самообладание и под влиянием толпы в большей степени способен совершить какое-либо правонарушение. Вследствие чего сотруднику ОВД необходимо знание об основных методах профилактики социальной напряженности.