Особенности жизнестойкости и субъективного отчуждения у лиц юношеского возраста с девиантным поведением
Автор: Продовикова А.Г., Булычева М.С.
Журнал: Социальные и гуманитарные науки: теория и практика @journal-shs-tp
Рубрика: Психологические исследования
Статья в выпуске: 1 (6), 2022 года.
Бесплатный доступ
Исследовались особенности жизнестойкости и субъективного отчуждения в связи с академической мотивацией. В исследовании приняли участие 100 чел. юношеского возраста: 50 из них характеризовались девиантным поведением и 50 - нормативным. Выявлено, что лица с девиантным поведением имеют значительно более высокие показатели субъективного отчуждения и не обнаруживают различий в жизнестойкости с лицами с нормативным поведением. Для них в большей мере характерна внешняя форма мотивации и в меньшей - внутренние формы, что указывает на низкий интерес к учебной деятельности и низкую вовлеченность в нее. Установлено, что в обеих группах показатели жизнестойкости образуют обратные связи с показателями субъективного отчуждения. В группе лиц с девиантным поведением показатели жизнестойкости не образуют значимых корреляций со шкалами академической мотивации. А в группе лиц с нормативным поведением выявлены значимые тесные прямые связи между показателями жизнестойкости и познавательной мотивацией, мотивацией достижений и мотивацией саморазвития. Показатели субъективного отчуждения образуют отрицательные связи со шкалами академической мотивации, соответствующими внутренней форме, и положительные связи с внешней формой мотивации, причем эти связи более выражены в группе лиц с нормативным поведением.
Жизнестойкость, субъективное отчуждение, академическая мотивация, девиантные юноши и девушки
Короткий адрес: https://sciup.org/147240004
IDR: 147240004
Текст научной статьи Особенности жизнестойкости и субъективного отчуждения у лиц юношеского возраста с девиантным поведением
ведения, как кибербуллинг (в третьем квартале 2021 г. отмечен рост более чем на 30 %, по сравнению со вторым кварталом) [1], суицидальной активности (за первое полугодие 2021 г. в стране было зафиксировано на 43 % больше самоубийств среди несовершеннолетних, чем в 2020 г.) [2], преступности экстремистского характера, совершенных лицами юношеского возраста (за первые 8 месяцев 2021 г. отмечен рост более, чем на 30 %) [3]. Поэтому необходимо исследовать личностные качества, препятствующих возникновению и развитию различных форм девиантного поведения. Исследователи сходятся во мнении, что одним из таких качеств является жизнестойкость [4-6].
Ввиду специфики современной реальности мы можем наблюдать противоречие: с одной стороны, возрастает необходимость в развитии жизнестойкости ввиду стрессогенности современной жизни, а с другой - распространение цифровых технологий приводит к росту субъективного отчуждения, что является барьером для формирования жизнестойкости. Отметим, что проникновение информационных технологий в молодежную среду составляет 99 % [7].
Актуальность исследования жизнестойкости в связи с субъективным отчуждением у молодежи обусловлена также ростом исследовательского интереса к проблеме жизнестойкости личности [4-6, 8]. Согласно концепции жизнестойкости С. Мадди, жизнестойкость целесообразно изучать вместе с субъективным отчуждением.
Теоретико-методологическими основаниями нашей работы выступают теория жизнестойкости С. Кобейса, С. Мадди [4-6], теория субъективного отчуждения С. Мадди [9], интегративная модель мотивации учебной деятельности Т.О. Гордеевой [10].
По С. Мадди субъективное отчуждение человек может транслировать в разных сферах: общество, учеба, межличностные отношения, семья и отношение к себе [9]. Е.Н. Осин отмечает возрастающий в науке интерес к осмыслению проблемы отчуждения в образовании [11]. Поэтому помимо изучения особенностей жизнестойкости и субъективного отчуждения, мы еще исследовали связь отчуждения с учебной мотивацией учащихся.
Определим основные понятия. Жизнестойкость – система представлений о себе и мире, способствующая успешной адаптации, повышению физического и психического здоровья [6]. Субъективное отчуждение – форма переживания смыслоутраты, проявляющаяся в утрате ценности и важности когнитивной, эмоциональной и поведенческой вовлеченности во все сферы жизнедеятельности [9]. Учебная мотивация – многомерная структура, в основе которой лежат как осознаваемые, так и неосознаваемые причины осуществляемой учебной деятельности, за которыми, в свою очередь, стоят определенные потребности и ценности обучающегося [10].
Цель исследования: выявить особенности жизнестойкости и субъективного отчуждения у лиц юношеского возраста с девиантным поведением.
Гипотезы исследования:
-
1. Юношам и девушкам с девиантным поведением присущи более низкие показатели жизнестойкости и учебной мотивации, а также более высокий уровень субъективного отчуждения, по сравнению с юношами и девушками с нормативным поведением;
-
2. Существуют взаимосвязи между показателями жизнестойкости, субъективного отчуждения и учебной мотивации у лиц юношеского возраста с девиантным поведением: чем ниже показатели субъективного отчуждения, тем выше показатель жизнестойкости; чем выше показатели жизнестойкости, тем выше показатели учебной мотивации; чем ниже показатели субъективного отчуждения, тем выше показатели учебной мотивации.
Участники исследования. Всего в исследовании приняло участие 100 человек. По признаку наличия/отсутствия девиантного поведения испытуемые были разделены на две группы. В первую группу вошли 50 респондентов (27 юношей и 23 девушки, ср. возраст – 16,9) с девиантным поведением, обучающиеся в КГБОУСУВУ «Уральское подворье», г. Пермь. Вторую группу составили 50 респондентов (24 юношей и 26 девушки, ср. возраст – 17,2) с нормативным поведением, обучающиеся в МАОУ СОШ № 133, г. Пермь. При делении испытуемых на группы учитывались результаты диагностики по методике «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел).
В исследовании использовались следующие методики:
-
1. «Тест жизнестойкости» (С. Мадди в адаптации Е.Н. Осина и Е.И. Рассказовой) позволяет оценить особенности жизнестойкости;
-
2. «Опросник субъективного отчуждения» (С. Мадди в адаптации Е.Н. Осина) предназначен для исследования особенностей субъективного отчуждения;
-
3. «Шкалы академической мотивации школьников» (Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, В.В. Гижицкий, Т.К. Гавриченкова) нацелены на выявление типов внешней и внутренней учебной мотивации и амотивацию [12].
Статистический анализ. Использовались методы описательной статистики, критерий Колмогорова-Смирнова, сравнительный анализ Т-критерий Стьюдента и U-критерий Манна-Уитни (в зависимости от характера распределения данных), корреляционный анализ по Спирмену.
Полученные результаты и их обсуждение. У обучающихся юношеского возраста с девиантным поведением в структуре жизнестойкости диагностированы низкие значения по показателям вовлеченности (М = 17,6) и контроля (Мо = 12). Все показатели «Опросника субъективного отчуждения» (кроме «Отчуждения от себя» и «Авантюризма») находятся на границе «нормы». Показатели, полученные по методике «Шкалы академической мотивации школьников», свидетельствуют о сниженной мотивации девиантов к обучению. В частности, средние значения по шкалам «Познавательная мотивация» (М = 10,9), «Мотивация достижений» (М = 9,8), «Мотивация саморазвития» (М = 10,8) «Мотивация самоуважения» (М = 10,9) существенно отклоняются от нормы. Показатели интроецированной мотивации и экстернальной мотивации остаются в рамках нормы.
Перейдем к рассмотрению результатов в группе лиц юношеского возраста с нормативным поведением. По методике «Тест жизнестойкости» показатель «вовлеченности» у испытуемых несколько ниже нормы (М = 17,8). Среднестатистические показатели субъективного отчуждения у данной группы находятся в пределах «нормы». По «Шкалам академической мотивации школьников» выявлено, что мотивация к учебной деятельности у испытуемых в целом сформирована. Однако отметим, что 233
«Познавательная мотивация» (Мо = 12) снижена. Также видно, что внутренние формы мотивации развиты в большей мере, чем внешние, что является хорошим результатом.
Сравнительный анализ с использованием Т-критерия Стьюдента выявил значимые различия по шкалам «Отчуждение от учебы» (p ≤ 0,001), «Отчуждение от семьи» (p ≤ 0,01), «Вегета-тивность» (p ≤ 0,01), «Авантюризм» (p ≤ 0,001), «Общий показатель отчуждения» (p ≤ 0,05). Таким образом, показатели субъективного отчуждения у лиц юношеского возраста с девиантным поведением в значительной степени выше общего показателя отчуждения на нормативной группе выборки.
Сравнительный анализ с использованием U-критерия Манна-Уитни обнаружил значимые различия между группами испытуемых по шкалам «Познавательная мотивация» (p ≤ 0,05), «Мотивация достижений» (p ≤ 0,05), «Мотивация саморазвития» (p ≤ 0,001) «Мотивация самоуважения» (p ≤ 0,05), «Экстерналь-ная мотивация» (p ≤ 0,05) и «Амотивация» (p ≤ 0,05). Для испытуемых с девиантным поведением в большей мере характерна внешняя форма мотивации и в меньшей – внутренние формы, что указывает на низкий интерес к учебной деятельности и низкую вовлеченность в нее.
Отметим, что по показателям жизнестойкости между группами испытуемых с нормативным и девиантным поведением значимых различий выявлено не было.
Корреляционный анализ данных в группе испытуемых юношеского возраста с девиантным поведением выявил обратные средние по силе связи между показателями жизнестойкости и субъективного отчуждения. Наиболее сильные связи выявлены между «Общим показателем жизнестойкости» и «Отчуждением от семьи» (r = -0,418, р ≤ 0,01) и «Отчуждением от себя» (r = -0,491, р ≤ 0,01), а также между «Общим показателем жизнестойкости» и такими формами отчуждения, как «Вегетатив-ность» (r = -0,362, р ≤ 0,01) и «Бессилие» (r = -0,378, р ≤ 0,01). Тесная связь выявлена между «Общим показателем отчуждения» и «Принятием риска» (компонентом жизнестойкости, r = -0,471, р ≤ 0,01).
«Отчуждение от учебы» образует средние по силе отрицательные связи со шкалами академической мотивации: «Познава-234
тельная мотивация» (r = -0,304, р < 0,01), «Мотивация саморазвития» (г = -0,307, р < 0,01), «Мотивация достижений» (г = -0,370, р < 0,01). Шкала из методики «Опросника субъективного отчуждения» образует прямые связи средней силы со шкалами «Экстернальная мотивация» (г = 0,318, р < 0,01) и «Ин-троецированная мотивация» (г = 0,365, р < 0,01). То есть, чем более ярко у респондентов выражены внутренние типы мотивации (выраженность мотивов познания, достижения, а также саморазвития), тем ниже его показатель субъективного отчуждения от учебы.
Обратимся к результатам корреляционного анализа в группе испытуемых юношеского возраста с нормативным поведением. Были выявлены прямые связи средней силы между всеми показателями жизнестойкости и шкалами академической мотивации «Познавательная мотивация» (р < 0,01), «Мотивация саморазвития» (р < 0,01), «Мотивация достижений» (р < 0,01). Кроме того, обнаружены обратные связи средней силы между всеми показателями жизнестойкости и «Экстернальной мотивацией» (р < 0,01) и «Амотивацией» (р < 0,01). «Общий показатель отчуждения» образует обратные корреляции с всеми показателями жизнестойкости - «Вовлеченностью» (г = -0,755, р < 0,01), «Жизнестойкостью» (г = -0,717, р < 0,01), «Контролем» (г = -0,602, р < 0,01), «Принятием риска» (г = -0,605, р < 0,01). Кроме того «Общий показатель отчуждения» имеет обратные связи средней силы со шкалами мотивации «Познавательная мотивация» (r = -0,657, р < 0,01), «Мотивация достижений» (г = -0,609, р < 0,01), «Мотивация саморазвития» (г = -0,578, р < 0,01), «Мотивация самоуважения» (r = -0,418, р < 0,01). Большое количество связей может свидетельствовать о том, что потребность в активации жизнестойкости, как психологического ресурса, для преодоления сложностей в обучении, для достижения больших результатов у испытуемых с нормативным поведением возникает чаще. Соответственно, мы можем предположить о более высокой значимости учебы, успеваемости, в целом умственного труда, для этой группы испытуемых по сравнению с лицами, демонстрирующими девиантное поведение. Интересно, что в группе испытуемых юношеского возраста с девиантным поведением связей между жизнестойкостью и учебной мотивацией выявлено не было.
Выводы:
-
1. Выявлено, что испытуемым юношеского возраста с девиантным поведением присущи более низкие показатели учебной мотивации и более высокий уровень субъективного отчуждения, по сравнению испытуемыми с нормативным поведением. Однако значимых различий в показателях жизнестойкости выявлено не было. Первая гипотеза подтверждена частично.
-
2. В группе лиц с девиантным поведением существуют значимые обратные корреляционные связи: между жизнестойкостью и субъективным отчуждением (чем ниже показатели субъективного отчуждения, тем выше показатель жизнестойкости); между субъективным отчуждением и учебной мотивацией (чем ниже показатели субъективного отчуждения, тем выше показатели учебной мотивации). Однако не было выявлено значимых связей между показателями жизнестойкости и учебной мотивацией. Вторая гипотеза подтверждена частично.
-
3. В группе лиц с нормативным поведением имеются значимые сильные прямые связи между показателями жизнестойкости и познавательной мотивацией, мотивацией достижений и мотивацией саморазвития. Показатели субъективного отчуждения образуют отрицательные связи со шкалами академической мотивации школьников, соответствующими внутренней форме, и положительные связи с внешней формой мотивации, причем этих связей больше, и они выше по силе в группе лиц с нормативным поведением.
FEATURES OF RESILIENCE AND SUBJECTIVE ALIENATION IN YOUNG PEOPLE