Остеосинтез у птиц

Бесплатный доступ

Остеосинтез при переломах плечевой кости у птиц с сочетанной фиксацией отломков по методу J. Samour создает оптимальные условия для регенерации костной ткани. Важным условием для полноценного восстановления функции конечности у птиц является возможность активных движений после операции и содержание в вольере.

Птицы, перелом, остеосинтез

Короткий адрес: https://sciup.org/14288936

IDR: 14288936

Текст научной статьи Остеосинтез у птиц

В последнее время лечение и реабилитация диких видов птиц становится новым направлением в ветеринарной практике и предъявляет соответствующие требования к квалификации врачей. Дикие птицы при получении травмы полностью утрачивают способность к полету и без вмешательства человека обречены на смерть [1, 2, 7]. В настоящее время такое направление, как хирургическое лечение диких птиц недостаточно развито, отечественные источники по вопросам ортопедии этого класса животных единичны и но- сят больше популярный, чем научный характер [3]. В связи с этим, определена цель исследований – апробировать и оценить эффективность различных методов лечения переломов костей грудных конечностей у птиц.

Материалы и методы. Объектом исследований, явились 9 клинически здоровых голубей, а также дикие птицы-урбанофилы разных видов (серая ворона, два грача, галка, серая неясыть, обыкновенный канюк, ушастая сова и сизый голубь), которые были разделены на 3 группы.

Рисунок 1 - Выполнение интрамедуллярного остеосинтеза при переломе плечевой кости у голубя (1 группа)

Первой группе птиц (n=3) с целью фиксации отломков был выполнен интрамедуллярный металлостеосинтез двумя спицами Киршнера с диаметром 1 мм каждая (Рис.1).

Второй группе (n=3) - помимо введения в канал плечевой кости одной спицы Киршнера диаметром 2 мм, высверливали круглым бором при помощи настольной электрической зуботехнической бормашины БЭЗН-01/2 по два отверстия в верхнем и нижнем отломках и проводили через них крест на крест полигликолидную нить №4. Стягивая концы нитей, добивались дополнительной фиксации отломков плечевой кости (Рис.2).

Рисунок 2 - Фиксация отломков плечевой кости у голубя поликгликолидной нитью и спицей Киршнера. (2 группа)

Птицам первой и второй группы дополнительно на 10 дней были наложены иммобилизирующие повязки из самоклеющейся бумажной ленты на область перелома, а крыло фиксировано к туловищу бинтом.

Голубям третьей группы (n=3) фиксацию отломков проводили по методике J. Samour [6], проводя одну спицу Киршнера диаметром 2 мм интрамедуллярно, а также 3 спицы диаметром 1 мм в поперечном направлении через длинник - одну через верхний отломок и две через нижний отломок. Фиксацию концов спиц проводили само-твердевающей пластмассой «Протакрил-М» (Рис.3).

Рисунок 3 - Фиксация отломков у голубя четырьмя спицами по методу J. Samour. (3 группа)

Здоровым голубям с соблюдением правил асептики и антисептики с использованием сочетанной анестезии проводили остеотомию левой плечевой кости в средней части диафиза. Спустя трое суток после воспроизведения перелома производили открытую репозицию отломков.

Все оперативные вмешательства голубям проводили с использованием сочетанной анестезии [4,5]. Для премедикации за 20-30 минут до общей анестезии внутримышечно инъецировали 0,1%-ный раствор атропина сульфата в дозе 0,03-0,05 мл и 1%-ный раствор кетопрофена в дозы 0,05 мл. Общую анестезию осуществляли путем внутримышечного введения 2%-ного раствора ксилазина гидрохлорида в дозе 0,05 мл и препарата «Золе- тил» 20 мг/мл в дозе 0,2 мл. Кроме того проводили местную инфильтрационную анестезию в зоне разреза 0,25% раствором новокаина. Всем птицам с соблюдением правил асептики и антисептики был воспроизведен закрытый перелом левой плечевой кости в средней части диафиза. Остеотомию проводили циркулярной пилой под постоянным охлаждением стерильным 0,9%-ным раствором хлорида натрия. Иглодержателем Гегара воспроизводили дефект верхнего и нижнего отломков в зоне распила. Мягкие ткани (поверхностная фасция и кожа) ушивали наглухо прерывистыми узловатыми швами.

Спустя трое суток после воспроизведения перелома всем голубям выполняли кранио - латеральный доступ к плечевой кости левой грудной конечности и производили открытую репозицию отломков.

Кроме того, объектом исследований явились дикие птицы-урбанофилы разных видов со спонтанными переломами грудных конечностей, которые были найдены жителями города Казани. При первичном приеме у них определяли массу тела, осматривали травмированную конечность, кожу, перьевой покров, слизистые оболочки, а также измеряли температуру тела и определяли упитанность по степени закрытия грудными мышцами килевого отростка грудной кости. Масса тела у птиц была ниже нормативного показателя для вида. У канюка, сов, голубя и одного из грачей отмечалось тахипноэ и гипотермия.

У всех птиц, на основании аннам-нестических данных, клинических признаков и рентгенографии, были диагностированы переломы с различной степенью повреждений, как самих трубчатых костей, так и мягких тканей грудных конечностей.

В послеоперационном периоде ежедневно вели наблюдение. Птиц взвешивали, оценивали общее состояние, цвет слизистых оболочек, пищевую возбудимость, а также скорость восстановления функции травмированной конечности.

Для профилактики хирургической инфекции использовали антибиотик «Байтрил » 2,5%-ный раствор внутримышечно в дозе 100 мг/кг массы тела в течение 10 дней.

Рентгенографию выполняли в прямой проекции у голубей экспериментальных групп до проведения остеосинтеза, сразу после операции, а также каждые 10 дней в течение месяца, а у клинически больных птиц до и после операции и через 30 дней на аппарате «Арман 9Л5», на рентгенографической пленке «Kodac».

Кровь у голубей экспериментальных групп брали из подкрыльцовой вены в вакуумные пробирки до проведения операции, а также через 24 часа, 10, 20 и 30 дней после нее.

В крови определяли количество эритроцитов, содержание в них гемоглобина, СОЭ, количество лейкоцитов и лейкоформулу общепринятыми для исследования крови птиц методами.

В сыворотке крови определяли концентрацию общего белка, мочевой кислоты, общего кальция, неорганического фосфора, а также активность щелочной фосфатазы на биохимическом анализаторе «Piccolo Express 25».

Результаты исследований. Через сутки после воспроизведения перелома у голубей в области травмированного плеча присутствовала воздушная крепитация. Птицы, пытаясь взлететь повреждали отломками кости мягкие ткани, возникало кровотечение.

После проведения остеосинтеза общее состояние птиц улучшалось. Признаки подкожной эмфиземы сохранялись до 3 дня послеоперационного периода.

Голуби первой и второй групп после снятия иммобилизирующей повязки правильно складывали крыло. Наличие спиц в канале плечевой кости не исключало возможность ротации их при движении. Это определило необходимость содержать птиц в маленькой клетке с целью ограничения подвижности до полной консолидации отломков.

Кроме того, у всех голубей в обеих группах развилась частичная артрогенная контрактура локтевого сустава, вероятно связанная с ношением иммобилизирующей повязки. Полная консалидация отломков произошла лишь к 20 дню после остеосинтеза и спицы были удалены. Полное исчезновение контрактуры и способность совершать свободный полет появилась лишь спустя 60 дней после остеосинтеза.

При использовании сочетанной фиксации отломков плечевой кости по методу J. Samour полностью исключалась подвижность отломков в зоне перелома, и не требовалось дополнительная иммобилизация повязкой. Голуби третьей группы сразу правильно складывали крыло, могли совершать взмахи им, при этом полностью сохранялась подвижность всех суставов травмированной конечности. Птиц выпускали в вольер спустя 3 дня после остеосинтеза, а уже через 10 дней они могли взлетать. Через 20 дней полностью восстанавливалась функция конечности.

На рентгеновских снимках первой группы птиц на 10 день после проведения остеосинтеза четко просматривалась зона перелома, выявлялась хорошо выраженная периостальная реакция. На 30 день – была хорошо выражена консолидация отломков, зона перелома не просматривалась.

На рентгенограммах второй группы птиц на всех сроках исследования были аналогичные изменения.

На рентгенограммах голубей третьей группы процесс сращения перелома плечевой кости характеризовался минимальным развитием периостальной костной мозоли.

При исследовании гематологических показателей голубей с воспроизведенными переломами отмечено повышение в крови ко- личества эритроцитов, при этом концентрация гемоглобина у них не отличалась от физиологической нормы. Скорость оседания эритроцитов превышала физиологическое значение более чем в 10 раз. У всех птиц был выраженный лейкоцитоз. В лейкоформулах преобладали сегментоядерные псевдоэозинофилы. У птиц первой группы через сутки после проведения остеосинтеза снижалось как общее количество в крови эритроцитов, так и концентрация в них гемоглобина. СОЭ оставалась повышенным. Лейкоцитоз сменялся лейкопенией, причем количество лейкоцитов в крови уменьшалось более чем в 2 раза. Процентное содержание сегментоядерных гетерофилов в лейкоформуле также было более низким по сравнению с показателем до оперативного вмешательства. Через 10 дней все гематологические показатели голубей группы №1 соответствовали физиологической норме для данного вида птиц.

Изменения гематологических показателей птиц второй и третьей группы имели схожую динамику. Кроме того, спустя сутки и на 10 день после операции в лейкоформуле присутствовали палочкоядерные псевдоэозинофилы, имеющие типичную округлую зернистость в цитоплазме. Процентное содержание сегментоядерных гетерофилов снижалось через 24 часа после остеосинтеза, на фоне повышение числа лимфоцитов и моноцитов.

На более отдаленных сроках значительных изменений, как в общем количестве клеток белой крови, так и в их процентном соотношении выявлено не было. Изменения морфологического состава крови птиц с переломами костей конечностей не специфичны, и в равной степени зависят как от тяжести травмы, так и от общего состояния и сопутствующих заболеваний.

Биохимические показатели сыворотки крови птиц, у которых после проведенных оперативных вмешательств произошла полноценная консолидация отломков, соответствовали нормативным параметрам, однако активность щелочной фосфатазы была незначительно повышена.

При клиническом осмотре и проведении рентгенографии у серой вороны, грача и неясыти были диагностированы полные закрытые, осколчатые переломы плечевых костей со смещением отломков. У ушастой совы – закрытый оскольчатый перелом проксимального эпифиза лучевой и локтевой кости слева, со смещением отломков. У обыкновенного канюка, грача и голубя - застарелые открытые оскольчатые диафизарные переломы плече- вых костей. У галки – закрытый застарелый перелом левой плечевой кости с утратой части длинника. С целью лечения перелома ушастой сове была проведена закрытая репозиция отломков локтевой и лучевой кости и наложена иммобилизирующая повязка на срок 30 дней.

После снятия повязки у птицы подвижность отломков отсутствовала, однако развилась полная необратимая контрактура локтевого сустава. Способность к полету была утрачена. На рентгенограмме выявлялась полная консолидация отломков лучевой и локтевой костей.

Обыкновенному канюку, серой неясыти и галке осуществили открытую репозицию отломков плечевой кости и фиксацию их спицами. Однако компрессии отломков у птиц достичь не удалось, вследствие того, что была удалена часть осколков диафиза не имеющих связи с надкостницей. Спустя месяц, на рентгенограммах птиц сохранялся диастаз между отломками и отсутствовала их консолидация.

Грачу с закрытым оскольчатым диафизарным переломом плечевой кости удалось сопоставить отломки и зафиксировать их тремя спицами Киршнера. Контрактуры суставов травмированной конечности не было. На 30 день спицы были удалены, а ещё через месяц полностью восстановилась способность к полету. Через 30 дней, на рентгенограмме была полная консолидация отломков.

Серой вороне выполнили открытую репозицию отломков и фиксацию их по методу J. Samour. После снятия конструкции через 30 дней, подвижность отломков отсутствовала. Способность к машущему полету восстановилась у вороны через 40 дней после оперативного вмешательства.

Голубю и грачу с открытыми переломами плечевой кости, в связи с развитием сухой гангрены дистальной части крыла из-за повреждения крупных сосудов и нервов была выполнена экзартикуляция конечности на уровне плечевого сустава.

Заключение. Оперативное лечение переломов у птиц имеет особенности по сравнению с млекопитающими. Пневматизированные кости грудных конечностей имеют широкие каналы и тонкий слой компактного вещества. Учитывая это, часто применяемый для млекопитающих интрамедуллярный остеосинтез не является оптимальным вариантом для птиц. При проведении спиц в канал кости не исключается ротация отломков по продольной оси, что замедляет их консолидацию, вызывает образование чрезмерной перио- стальной костной мозоли и требует наложения иммобилизирующей повязки или содержания птиц в послеоперационном периоде в маленькой клетке. В свою очередь, длительное обездвиживание смежных со сломанной костью суставов зачастую приводит к развитию их стойкой контрактуры, а содержание в ограниченном пространстве – к повреждению структуры маховых перьев. Указанные факторы негативно сказываются на процессе восстановления способности к полету.

Оптимальным вариантом при лечении переломов плечевой кости у птиц является использование сочетанной фиксации по методу J. Samour, которая полностью исключает подвижность отломков в зоне перелома.

По нашим наблюдениям у птиц часто встречаются оскольчатые переломы со значительным повреждением мягких тканей. Это объясняется как достаточной хрупкостью компактного вещества трубчатых костей, так и особенностями поведения птиц, приводящих к дополнительной травматизации окружающих мягких тканей и кожи отломками кости. Вышеуказанное определяет обязательную краткосрочную фиксацию крыльев повязкой до проведения оперативного лечения перелома. У птиц с открытыми переломами сопровождающимися некрозом и секвестрацией отломков и осколков сращения кости не происходит из-за сохранения диастаза и отсутствии их компрессии, поэтому выполнение остеосинтеза не целесообразно.

Список литературы Остеосинтез у птиц

  • Бессарабов, Б.Ф. Хищные птицы/Б.Ф. Бессарабов, В.А. Остапенко -М.: «Аквариум Принт», 2011 -34 с.
  • Демянчик, В.Т. Как лечить птиц/В.Т. Демянчик. -М.: Современный литератор, 1999 -3с.
  • Квинтен, Д. Болезни декоративных птиц/Д. Квинтен -М.: «Аквариум ЛТД», 2002 -34с.
  • Клайд, В.Л. Анестезия и анальгезия птиц/В.Л. Клайд, Дж. Пол-Мерфи -М.: «Аквариум», 2005 -49с.
  • Bauck, L. Analgesia in avian medicine. Proceeding of the 1990 Annual Conference of Association of Avian Veterinarians/L. Bauck -Philadelphia, 1990 -p. 334.
  • Samour, J. Avian Medicine/J. Samour -Mosby, 2000 -p.49.
  • Бессарабов, Б.Ф. Хищные птицы/Б.Ф. Бессарабов, В.А. Остапенко -М.: «Аквариум Принт», 2011 -34с.
Статья научная