Освоение природных ландшафтов и этнокультурная идентичность (по материалам русских Горного Алтая)

Бесплатный доступ

По материалам Горного Алтая автор рассматривает проблему взаимосвязи процессов освоения русским этносом новых территорий и особенностей этнокультурной идентичности. Анализируются сведения о культуре представителей группы старожилов Горного Алтая, старообрядцев Уймонской долины и православных переселенцев, осваивающих территорию в ходе столыпинских переселений. Этнокультурная адаптация русских старожилов и переселенцев к ландшафтам Горного Алтая включала в себя не только хозяйственное освоение территорий, но и процессы мировоззренческого освоения пространства. Возникает русская топонимика, у уймонских старообрядцев бытуют представления, свидетельствующие о сакрализации территории проживания. Уймонским старообрядцам удается основать изолированные поселения в условиях горно-долинного ландшафта и сформировать устойчивую, бытующую вплоть до настоящего времени конфессиональную этнографическую группу. Важнейшей составляющей этнокультурной идентичности группы становятся представления, связанные с сакрализацией места проживания, района г. Белухи и р. Катуни. Столыпинские переселенцы, осваивающие горно-таежную местность, в новых природно-ландшафтных условиях основывают небольшие населенные пункты. Население таких поселков неоднородно по признаку губернии выхода, их небольшие размеры не позволяют выходцам из отдельных губерний образовывать свои части поселения, «концы». Переселенцы сознательно ориентируются на ассимиляцию и образование новых региональных локальных общностей. Таким образом, освоение русским этносом различных природных ландшафтов Горного Алтая могло способствовать как формированию и длительному сохранению локальной этнокультурной идентичности, как это произошло в случае с группой уймонских старообрядцев, так и нивелированию культурных различий, что мы наблюдаем на примере столыпинских переселенцев.

Еще

Русские, старожилы, переселенцы, старообрядцы, беловодье, горный алтай, уймонская долина

Короткий адрес: https://sciup.org/145146489

IDR: 145146489   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2022.28.0968-0974

Список литературы Освоение природных ландшафтов и этнокультурная идентичность (по материалам русских Горного Алтая)

  • Анкеты с/х переписи заимок Югалы, Воробьева, хутора Дрейберга № 12, Красно-Калинского, деревни Кутерба, Бирюля, поселка Верхний Узлек Успенской волости Бийского уезда // ГААК (Государственный архив Алтайского края). – Ф. 233. Оп. 1а. Д. 765. 61 л.
  • Анкеты с/х переписи поселка Алемчирский Озеро-Куреевской волости Бийского уезда // ГААК. Ф. 233. Оп. 1а. Д. 53. 24 л.
  • Анкеты с/х переписи поселка Бийский Озеро-Куреевской волости Бийского уезда // ГААК. Ф. 233. Оп. 1а. Д. 357. 14 л.
  • Анкеты с/х переписи поселка Знаменское Озеро-Куреевской волости Бийского уезда // ГААК. Ф. 233. Оп. 1а. Д. 362. 24 л.
  • Анкеты с/х переписи поселков: Канагачи, Казанцевского, Холодный ключ, Михайловского Успенской волости Бийского уезда // ГААК. Ф. 233. Оп. 1а. Д. 754. 67 л.
  • Анкеты с/х переписи поселка Средний Салазан Озеро-Куреевской волости Бийского уезда // ГААК. Ф. 233. Оп. 1а. Д. 376. 12 л.
  • Анкеты с/х переписи поселка Чоя Успенской волости Бийского уезда // ГААК. Ф. 233. Оп. 1а. Д. 762. 44 л.
  • Анкеты с/х переписи поселков Югала, В-Саразон, Ново-Дмитриевский Успенской волости Бийского уезда // ГААК. Ф. 233. Оп. 1а. Д. 763. 82 л.
  • Винокурова У.А. Священные места Сибири как маркеры этнической идентичности // Культура и цивилизация. – 2017. – Т. 7. – № 2А. – С. 533–545.
  • Карта Томской губернии // Азиатская Россия: атлас. – СПб.: Т-во «А.Ф. Маркс», 1914. – № 29 – URL:http//akunb.altlib.ru/kollekczii-elektronnoj-bibilotekt/pereselencheskoe-dvizhenie-na-altae (дата обращения: 02.02.22).
  • Липинская В.А. Старожилы и переселенцы. Русские на Алтае XVIII – начало ХХ в. – М.: Наука, 1996. – 269 с.
  • Лухманов Д.Н. Географическое положение ареала расселения и социальные проблемы его населения (на примере Усть-Коксинского района ГААО) // Проблемы горного хозяйства и расселения. – М.: Госкомстат СССР, 1990. – С. 131–153.
  • Пожарская К.А. Столыпинские переселенцы на Алтае: хозяйственное обустройство и социокультурная адаптация: автореф. дис. … канд. ист. наук. – Барнаул, 2009. – 23 с.
  • Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. Путевой дневник. – Рига: Виеда, 1994. – 336 с.
  • Теребихин Н.М., Мелютина М.Н. Священные места Лекшмозерья как маркеры региональной и локальной идентичности // Вестн. Северного (Арктического) федерального ун-та. – Сер.: Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 4. – С. 132–140.
  • Фёдоров Р.Ю., Богордаева А.А. Крестьянские переселения белорусов в Азиатскую Россию: география и мифы идентичности // Ойкумена. Регионоведческие исследования. – 2014. – № 3 (30). – С. 67–80.
  • Фурсова Е.Ф. Основные факторы формирования этнокультурной идентичности (по материалам русских Сибири на рубеже XIX – ХХ веков) // Этнокультурная идентичность народов Сибири и сопредельных территорий. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2019. – С. 30–34.
  • Хозяйство и население по аймакам на 1 ноября 1924 г. / по данным статбюро // Государственный архив социально-правовой документации Республики Алтай. – Ф. 42. – Оп. 1. – Д. 168. – Л. 42.
  • Шитова Н.И. Рукописи старообрядца Т.Ф. Бочкарева в контексте истории и культуры старообрядцев Уймона (XVIII–XXI вв.). – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2013. – 360 с.
  • Шитова Н.И. Этнокультурные аспекты землепользования в Уймонской долине Горного Алтая (конец XIX – начало XXI вв.) // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. – 2017. – № 1 (15). – С. 101–107.
  • Шитова Н.И. Старообрядческие группы в горах Алтая (по полевым материалам) // Полевые исследования в Верхнем Приобье, Прииртышье и на Алтае. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2018а. – С. 312–317.
  • Шитова Н.И. Топонимы и традиционное природопользование русских в Горном Алтае) // Вестн. Томск. гос. педагог. ун-та. – 2018б. – № 2 (191). – С. 34–40.
  • Шитова Н.И. Этнокультурная идентичность столыпинских переселенцев в условиях Горного Алтая // Проблемы высшего образования и современные тенденции социогуманитарного знания (VIII Арсентьевские чтения). – Чебоксары: Среда, 2020. – С. 278–283.
  • Щеглова Т.К. Русские, украинцы, немцы, казахи степного запада Алтайского края: формирование переселенческой историко-этнографической области и сельского культурного ландшафта (материалы к Историко-этнографическому атласу Алтайского края // Этнография Алтая и сопредельных территорий: мат-лы 8-й междунар. конф. – Барнаул: АлтГПА, 2011. – С. 72–83.
Еще
Статья научная